Вторник, 06.12.2016, 03:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Трудовые отношения

Коэффициент трудового участия на доплату социальным работникам

Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение социального обслуживания закрепило в учетной политике применение штатного расписания по форме N Т-3. Каким образом рассчитать и обосновать применение коэффициента трудового участия на доплату социальным работникам?

 

По нашему мнению, при коллективной (бригадной) системе оплаты труда каждому работнику гарантируется получение тарифной ставки, оклада (должностного оклада) за выполнение нормы труда. При этом переменная часть заработной платы (доплаты) распределяется в соответствии с коэффициентом трудового участия (далее - КТУ) согласно порядку и условиям применения КТУ, установленным в локальных актах учреждения.

 

Обоснование: Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор является, в частности, условие оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

ТК РФ закреплено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ст. 132 ТК РФ).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений субъектов РФ относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

По нашему мнению, действующее законодательство не запрещает устанавливать работникам государственных (муниципальных) бюджетных учреждений социального обслуживания коллективную (бригадную) форму оплаты труда, когда вознаграждение отдельного работника зависит от результатов выполнения индивидуальных или групповых показателей.

При применении в бюджетном учреждении коллективной (бригадной) системы оплаты труда заработок распределяется между работниками с учетом личного вклада каждого из них в общие результаты труда бригады (то есть с учетом КТУ).

При коллективной (бригадной) оплате труда (как сдельной, так и повременной) формируется общий заработок, который затем делится между членами бригады. Следует отметить, что каждому работнику гарантируется получение тарифной ставки, оклада (должностного оклада) за выполнение нормы труда. Переменная часть заработной платы распределяется в соответствии с КТУ, верхняя повышающая и нижняя понижающая границы которого определяются системой оплаты труда учреждения. Порядок применения КТУ устанавливается в локальных актах учреждения (например, в положении об оплате труда, положении о премировании, положении о применении КТУ), в которых будут закреплены критерии для проставления КТУ, а также привязаны к их объему работы и (или) к уровню ее сложности. При этом данные критерии для работников должны быть понятными и прозрачными в целях исключения конфликтов как между членами бригады, так и между бригадой и руководством организации (как правило, КТУ определяется, например, советом бригады или общим собранием) и т.п.

При принятии работодателем локальных нормативных актов учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (ст. 8 ТК РФ).

Также рекомендуем вопрос установления коллективной (бригадной) оплаты труда в государственном (муниципальном) бюджетном учреждении социального обслуживания согласовать с учредителем.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1) утверждена унифицированная форма штатного расписания - форма N Т-3.

В свою очередь, форма N Т-3 применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (раздел "Штатное расписание" Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением N 1 (далее - Указания)).

В соответствии с Указаниями в графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." формы N Т-3 указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, КТУ, коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

При этом данные о тарифной ставке или окладе не включают компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, так как для них предусмотрены графы 6 - 8.

Вместе с тем считаем необходимым отметить, что при применении КТУ невозможно определить точный его размер, поскольку он зависит от итогов выполненной работы. В этом случае полагаем, что в графе 10 "Примечание" целесообразно указать на систему оплаты труда с применением КТУ с приведением соответствующей ссылки на локальный нормативный акт, определяющий порядок проставления КТУ. Таким образом, при коллективной (бригадной) системе оплаты труда каждому работнику гарантируется получение тарифной ставки, оклада (должностного оклада) за выполнение нормы труда. При этом переменная часть заработной платы (доплаты) распределяется, например: в конце месяца в соответствии с КТУ согласно порядку и условиям оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений, определенным системой оплаты труда учреждения.

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

Обращаем внимание, что формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению с 01.01.2013. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами на основании других федеральных законов и в соответствии с ними (например, кассовых документов) (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012).

Кроме того, в государственных (муниципальных) учреждениях в связи с переходом работников на "эффективный контракт" в рамках реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р) (далее - Программа) и отраслевого Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (утв. Приказом Минтруда России от 30.04.2014 N 282) в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в Приложении N 3 к Программе (разд. IV Программы). При этом данная примерная форма трудового договора не предусматривает установления оплаты труда с применением КТУ.

На основании изложенного считаем, что при коллективной (бригадной) системе оплаты труда каждому работнику гарантируется получение тарифной ставки, оклада (должностного оклада) за выполнение нормы труда. При этом переменная часть заработной платы (доплаты) распределяется в соответствии с КТУ согласно порядку и условиям применения КТУ, установленным в локальных актах учреждения.

 

Р.А.Исмаилов

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443x (01.06.2016)
Просмотров: 112 | Теги: оплата труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016