Суббота, 14.12.2019, 16:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

КЯХТИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В. А. ОБРУЧЕВА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

И. С. Саксудаева

КЯХТИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ АКАДЕМИКА В. А. ОБРУЧЕВА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Город Кяхта является одним из малых исторических городов России. Его история ведётся с 1727 года. Более двух столетий этот небольшой приграничный город называли «Москвой на Востоке», «Чайной столицей», «Песчаной Венецией». Он был широко известен по всей России и Европе как главный транзитный пункт на Великом чайном пути. Кяхта «... гремела во всем мире, имея дела с Лондоном, и с Америкой, не говоря уже о Китае и среднеазиатских государствах» [1, с. 39]. Кяхтинские купцы занимались торговлей, предпринимательской деятельностью, открывали золотые прииски, небольшие заводы. В виду развития оптовой торговли и предпринимательства в городе возникает большое количество учебных заведений, город начинает активно благоустраиваться и расти. Многое в Кяхте-Троицкосавске было открыто впервые на территории Забайкалья: первое училище для мужчин, первая общественная библиотека, первый музей и многое другое. К середине XIX в. в городе насчитывалось 6 православных храмов и 8 учебных заведений (рис 1).

Рис. 1. Город Кяхта в середине XIX в.

Здесь побывали, и некоторое время жили многие известные учёные, педагоги, писатели: А. В. Игумнов, А. В. Попов, О. М. Ковалевский, А. И. Орлов, Д. П. Давыдов, В. П. Паршин и другие. Большое влияние на местную интеллигенцию и купечество оказали декабристы, прибывшие на поселение, не далеко от Кяхты, после отбывания каторжных работ. Самые частые гости города были братья Бестужевы. Николай Бестужев называл Кяхту ласково «забалуй городком». Некоторые представители интеллигенции, преподаватели учебных заведений и купечества интересовались наблюдениями над природой и изучением истории края. Путешественник А. Радде, посетивший Кяхту-Троицкосавск в 1867 году, писал, что ему «в пограничном захолустье... пришлось увидеть скромный кабинет учителя Попова, а в нем прекрасную коллекцию насекомых» [2, с. 49-64].

Кяхта-Троицкосавск с 1870 г. становится своеобразными «Воротами в Центральную Азию», местом, откуда начинались и где заканчивались российские и иностранные экспедиции, внёсшие большой вклад в географические открытия в Восточной и Центральной Азии. Именно здесь, в Кяхте, останавливались путешественники и бросали последний взгляд в оставшиеся позади дикие степи и пустыни Центральной Азии. Отсюда же они снова и снова шли вперёд, на новые научные подвиги, в нагорья Тибета, к истокам Жёлтой реки, к священному и таинственному городу Далай-Ламы, к далёким горным долинам, в которых блестели на солнце золотые крыши храмов, носивших такие удивительные имена, как Лавран или Гумбум [3, с. 20]. В XVIII в. через город пролегали маршруты академических экспедиций Палласа, Лаксмана, Гмелина, Миллера. В городе снаряжались и отправлялись в путь экспедиции: Н. М. Пржевальского, П. К. Козлова, Г. Н. Потанина, Д. А. Клеменца, В. А. Обручева. Между руководителями экспедиций и кяхтинцами существовали тёплые отношения, велась дружеская переписка. После возвращения из экспедиций путешественники зачитывали доклады и делились впечатлениями [4, с 41-60]. В городе сохранилось много исторических зданий, построенных в конце XVIII начале XIX в. Из широко известных объектов исторического наследия является здание Кяхтинского краеведческого музея, одного из крупнейших музеев Сибири и Дальнего Востока (рис. 2).

Рис. 2. Кяхтинский краеведческий музей

Во второй половине XIX века из учителей, врачей, политических ссыльных, представителей передового купечества сложился кружок людей, увлекавшихся краеведением. У многих имелись коллекции образцов местной фауны и флоры, археологических находок. К этому кружку постоянно присоединялись вновь прибывшие в город на службу, либо остановившиеся на некоторое время путешественники, политические ссыльные, преподаватели. И. И. Попов писал: «По берегам и руслу Кяхты мы собирали каменные наконечники стрел, обивные ножи, ступки, песты и пр. Все мы стали археологами, - у каждого из нас была коллекция предметов каменного века» [5, с 113-116]. В результате сформировались благоприятные условия для создания в городе публичного музея, инициативу об открытии музея поддержали известные учёные и исследователи Центральной Азии.

Музей был основан в 1890 году, на коллекции была заведена инвентарная книга, первая запись была сделана 1 августа, теперь этот день принято считать днём основания музея. 1 января 1895 года музей распахнул свои двери для посетителей и стал служить делу просвещения народа и подъёму его общего культурного уровня. Беспрерывно стали проводиться экскурсии, зачитывались лекции для населения, проводились археологические раскопки.

С самого основания вся проводимая работа неразрывно связана с деятельностью открытого на базе музея в 1894 году «Троицкосавско- Кяхтинского отделения Приамурского Отдела Императорского Русского географического общества» единственного научно-краеведческого центра на территории - от Иркутска до Хабаровска [6, с. 27].

На пути становления ТКО ПО ИРГО и Кяхтинского музея было немало сложностей. Отсутствовала материальная база, скудными были пособия от Троицкосавской городской думы. В основном ТКО ПО ИРГО и Кяхтинский музей существовали за счёт членских взносов, частных пожертвований, постановки спектаклей и концертов, чтения лекций, продажи печатной продукции. Несмотря на трудности, коллектив энтузиастов поставил работу по изучению Южного Забайкалья и прилегающих районов Монголии на столь высокий уровень, что собранными в тот период коллекциями и созданными трудами до сих пор пользуются многие учёные и исследователи [7, с. 12]. Издание своих трудов, создание научной библиотеки, постоянное пополнение собрания, позволило музею вступить в обмен коллекциями и изданиями со многими отечественными и зарубежными научными обществами и учреждениями. В 1897 году ТКО ПО ИРГО имело связи с 90 научными обществами. Среди них: Императорское Общество естествознания, антропологии и этнографии, Парижское антропологическое общество, Восточно-Сибирский Отдел ИРГО и др. Географическое общество в Кяхте и музей приобрели значительный научный авторитет. Об этом свидетельствует большое количество приглашений, которые получало ТКО ПО ИРГО с просьбой об участии в выставках, юбилеях, конгрессах тех лет. (Например, в 1898 году ТКО ПО ИРГО предложили участвовать во Всемирной выставке в Париже и Международном географическом конгрессе в Берлине).

Возникновение на рубеже XIX-XX вв. в Троицкосавске-Кяхте музея, а затем и создание на его базе Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества не было случайностью. Оно было обусловлено всей предшествующей историей развития города как крупного экономического и культурного центра Забайкалья и Восточной Сибири в XVIII-XIX вв.

В 1940 году в честь 50-летия музею было присвоено имя академика В. А. Обручева. В результате многолетней работы музей располагает богатейшими фондовыми коллекциями, уникальными научными трудами, которые являются культурно-историческим наследием для настоящих и будущих поколений [8, с. 46-52].

Как известно, сегодня музеи стратегически направлены на конкретного посетителя, а музейная деятельность все больше стремится к социально-культурному развитию общества, совмещая идеи образования и развлечения. В историческом знании начались большие перемены, в связи с этим у музейных работников появился богатый арсенал различных средств, для создания научной модели «времени» и «мира», которая отражает объективную реальность. Задачами музеологов становится превращения музеев в центры интерпретации культурного наследия, и быть всегда частью сегодняшней культуры, в том числе в социальном плане. Главный тренд многих музеев в настоящее время - это интерактивность, где посетитель активно взаимодействует с экспозицией.

В последние десятилетия все большую популярность в системе образования и воспитания набирает музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Музейная педагогика создаёт условия погружения личности в организованную предметно- пространственную среду [9, с. 272]. В настоящее время наблюдается всплеск музейно-педагогической деятельности со школьниками. Музеи стали предлагать широкий ассортимент педагогических программ, мастер-классы, квесты и многое другое. В музейной среде стала выполняться одна из основных задач образования - приобщение подрастающего поколения к социокультурным ценностям.

Сотрудниками Кяхтинского краеведческого музея разработано несколько долгосрочных программ нацеленных на всестороннее развитие посетителя. На данном этапе музеем предоставляется не только экскурсионное обслуживание, но и проводятся «музейные уроки», которые дополняют полученные знания в школе. Спектр исследуемых тем достаточно широкий, проводятся занятия по археологии, палеонтологии, антропологии, энтомологии, зоологии, по истории России, Монголии и Китая. Дети в доступной игровой форме закрепляют полученные знания на уроках и получают новые.

Большим успехом пользуется интерактивная программа «В гости всех зовём в музей». Проект способствует формированию и воспитанию у детей первичных навыков и знаний о правилах поведения в музее, о проблемах сохранения экспонатов и сбора исторической информации, учит наших маленьких посетителей бережному и внимательному отношению к окружающим предметам, событиям, людям. Для качественного проведения мероприятия обязательно готовится мини-выставка на определённую тему, игровая часть, конкурс рисунков или поделок, мастер- классы. В 2018 году более 4-х тысяч школьников и дошкольников приняли участие в данной программе. Отзывы о проекте положительные, ведётся постоянная доработка материала, учитываются различные пожелания со стороны преподавателей, детей и их родителей.

Имея за плечами многолетний опыт работы, старейший музей Забайкалья уверенно вступил в XXI век. Его работа отвечает всем требованиям современного общества. В музее реализуется проектная деятельность, направленная на развитие фондовой, экспозиционной и экскурсионно-массовой работы. На базе музея постоянно проводятся международные и межрегиональные научные конференции. Активно разрабатываются туристические маршруты, туры выходного дня. В учебных заведениях города и района зачитываются лекции, организовываются передвижные выставки.

Кяхтинский краеведческий музей со дня своего основания ведёт просветительскую деятельность, создающую социокультурную среду в обществе. Осуществляет возложенные на него функции, удовлетворяя социальные потребности, как в образовательной сфере, так и в воспитании подрастающего поколения. Является неотъемлемой частью культурного пространства, главной задачей которого становится передача накопленных знаний будущим поколениям, с помощью коммуникации и взаимодействия с музейными посетителями.

Список литературы

1. Краткий обзор деятельности ТКО ПО ИРГО за первый период его существования 1894-1897 гг. и отчет за 1897 г. / сост. Ю. Д. Талько- Грынцевич. Москва, 1898. 39 с.
2. Моллесон М. И Летние экскурсии в Монголию по бассейну р. Ха- ра-гол в 1907-1908 гг. // Труды ТКО ПО ИРГО. Т. XI. Вып. 1-2, 1908. Санкт-Петербург, 1908. С. 60-64.
3. Тугутов Р. Ф. Кяхтинский музей и его вклад в археологию забайкалья / Р. Ф. Тугутов, П. Г. Протопопов, А. К. Сурмач // Труды Кяхтин- ского музея краеведения и Кяхтинского отдела Географического Общества СССР. Т. 18. Улан-Удэ : Бурятское кн. изд-во, 1961. С. 19-20.
4. Моллесон М. И. Список коллекции музея ТКО ПО ИРГО. Отдел орнитологический // Труды ТКО ПО ИРГО. - Т. VIII. Вып. 2, 1905. Санкт-Петербург, 1906. С. 41-60.
5. Отчет о деятельности ТКО ПО ИРГО за 1899 г. // Труды ТКО ПО ИРГО. Т. II. Вып. 1, 2. 1899. Москва, 1900. С. 113-130.
6. Об открытии Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. Иркутск: Типо-литография. К. И. Витковской, 1894. 27 с.
7. Цырендоржиев С. С. Из истории краеведческого музея // Байкал. 1994. № 3. С. 8-17.
8. Моллесон М. И. Список коллекций музея Троицкосавско- Кяхтинскго отделения Приамурского отдела ИРГО. Отдел орнитологический // Труды ТКО ПО ИРГО. - Т. VIII. - Вып. 2, 1905. Санкт-Петербург, 1906. С. 41-60.
9. Левыкина К. Г. Музееведение. Музеи исторического профиля / К. Г. Левыкина, В. Хербст. Москва, 1988. 431 с.
10. Попов И. И Минувшее и пережитое. Ленинград, 1924. 180 с.
11. Силин Е. П. Кяхта в XVIII веке. Иркутск, 1947. 204 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (20.11.2019)
Просмотров: 22 | Теги: краеведческий музей, Кяхтинский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь