Пятница, 22.06.2018, 21:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Художественно-эстетические основы театрализованных представлений Церемоний Открытия и закрытия Международных спортивных игр «Дети Азии»

В.А.Чусовская, Г.А.Красильникова, А.Е.Местникова

Художественно-эстетические основы театрализованных представлений Церемоний Открытия и закрытия Международных спортивных игр «Дети Азии»

Аннотация. В статье рассматриваются основы стадионного зрелиша, как своеобразной театральной формы, его истоки, значение, духовно-нравственное воздействие на современную публику. На основе анализа Церемоний Открытия и Закрытия Международных спортивных Игр «Дети Азии» выявляются художественно- эстетические основы театрализованных представлений, в которых особенно ярко выражено сочетание архаики, академизма и новейших технологий духовной и материальной культуры коренных народов Якутии, осуществляемое под знаком театра Олонхо.

Ключевые слова: театрализованное представление, Театр Олонхо, Олимпийские Игры, эстетика, зажжение огня, традиционная культура, ритуальные действа, календарные праздники, консолидация народов мира.

 

Спортивные состязания с давних времен служат упрочению дружественных отношений между народами, участвующими в соревнованиях. В древности во время проведения спортивных олимпиад прекращались войны и распри, а территория, на которой проводились состязания, объявлялась неприкосновенной. Огонь, зажженный в честь начала игр и горевший на протяжении всего времени соревнований, служил знаком мирных побуждений, своеобразным обетом открытости, готовности к равному сотрудничеству, символом божественной воли, обращенной ко всем участникам.

У всех народов мира состязания, помимо посвящения в мужчины, имели религиозный характер — поклонение силам природы, в гармонии с которой наши предки умели жить. Подобно древним Олимпийским играм азиатские спортивные игры носили соревновательный характер не только в силе и ловкости, в состязаниях участвовали сказители и певцы, таким образом утверждая гармонию духа и тела. Причем не только сами спортсмены, но и зрители также становились полноправными участниками этого ритуального действия, направленного на общение с высшими силами, богами, космосом.

Международные спортивные игры «Дети Азии» — это акция развития спорта, укрепления межнациональных, межрегиональных и международных связей, приобщения к мудрости северной природы, в недрах которой рождается человек арктический, человек новой интеграционной культуры, основанной на этнической традиции и, в то же время, современной, открытой миру.

По традиции, Международные спортивные игры «Дети Азии» сопровождаются Церемониями Открытия и Закрытия в форме театрализованных представлений и концертов. Тематика мероприятий диктует своеобразную стилистику и идеологическую направленность. Представления основываются на образах самобытной культуры народов Якутии, России и мира, несут идею добра и мира, показывают человека Севера, сформировавшегося в труднейших условиях Арктики, призывают народы к единству.

Сама форма театрализованного представления на стадионе диктует придерживаться определенной стилистики в выборе сюжета — он должен быль понятным, лаконичным и ни в коем случае не банальным, в нем должно отражаться мировоззрение народа и звучать пафос идеи, которую авторы стремятся донести до сознания масс. Этим требованиям отвечает сюжет мифа.

Театрализованное представление Церемонии Открытия III МСИ «Дети Азии» 2004 года «Отрок во Вселенной» представляло собой мистерию, основанную на сказке «Юкагирские огни», записанной Николаем Якутским. По сути дела, это миф о земле и небе, о преодолении холода, о необыкновенной красоте северного сияния, которое возникает в результате героических усилий человека, спасающего свой народ, всех людей от гибели.

Россия — северная часть Азии, где Якутия самая северная республика, в которой алаасная экосистема является следствием вечной мерзлоты, и поэтому центром образного решения мистерии стал алаас. Культурные анклавы азиатских стран притягиваются великой простотой алааса, которая долго вызревает и становится благословением человеку, дышавшему его воздухом. Алаас, как древние ритуальные чаши, как чаша Грааля, собирает огонь духовных сил Азии для того, чтобы заявить о многополярности, многополюсности мира.

Поле стадиона покрыто картой мира, по ее глянцевой глади плывет лодка, в ней — старик и мальчик. Звучит текст об алаасе, великая простота которого является лоном культуры северного человека. Возникающие поэтические образы заснеженного алааса, мчащегося над ним звездного жеребца готовят воображение зрителей к восприятию простых действий на поле, наполненных символическим смыслом.

Поскольку Церемонии Открытия спортивных Игр всегда направлены к главному событию — зажжению огня, то и звезды в тексте, и костры юкагиров, вокруг которых сидят люди, все это в подсознании зрителей воспринимается как разные ипостаси огня. Кульминацией действа является борьба Богатыря с Быком холода. По высокой металлической стойке со ступенями он поднимается с факелом в вихре снега, он не может одолеть Быка, борьба с которым представлена в звуковой декорации. Но вот возникает луч солнечного света — это мальчик со своей конницей мчится на помощь Богатырю. Как знак победы возгорается северное сияние, созданное техническими средствами. В результате наступает весна — бытие на нашей холодной земле возникает из тающих льдов под огненными лучами солнца. Это закон жизни. Солнце и встреча его народами всей Земли создают культуру. В финале всего действа, где люди мира исполнили танец дружбы, переходящий в традиционный осуохай, на поле возникали символические сооружения мировой культуры. Люди расступались перед идущим через мрак ночи Мальчиком с факелом в поднятой руке, огонь которого так много теперь значил. Образ дополнялся текстом: «Карта времен предо мной. Я иду по ступеням познания мира и несу свой огонь...»

Поднимаясь по ступеням храма Артемиды — символом всех храмов мира — Мальчик нес Огонь III Игр «Дети Азии», который теперь осмысливался как напутствие и «благопожелание» северной Земли участникам Игр.

Рамки статьи не позволяют подробно проанализировать всю постановку, но ясно, что этот особый жанр — стадионный театр — нуждается в осмыслении и дальнейшем развитии. Возможно, это восполнение утраченных современной культурой человечества тех изначальных мистических ритуалов, послуживших началом развития духовной культуры народов мира.
На V Играх «Дети Азии» 2012 года Церемония Открытия была полностью построена на стыке архаики и новейших технологий.

В основе театрализованного представления лежал миф о легендарном первопред- ке народа саха — Эллэе. Становление якутского народа здесь рассматривается в широком смысле как рождение человеческой культуры — сотворение мира и человека в нем.

Верхом на коне мальчик Элляй едет на Ысыах. Останавливается перед мировым древом, воспетым в олонхо — Аал Луук Мас, которое на глазах у зрителей вырастает на огромном светодиодном экране посреди стадиона. Мальчик включает свой компьютер, заходит в Интернет и начинается его путешествие в виртуальном пространстве, повторяющее мифологический путь Эллэя.

Пространственное решение театрализованного представления основывается на образе реки, пролегающей через время, изменяющей природные ландшафты, приносящей что-то новое и уносящей в забвение. С нее начинается жизнь на земле, и она же пролагает путь в будущее. На протяжении действия река видоизменяется: в прологе — это государственный флаг Республики Саха (Якутия); в начале действия — замерзшая река, освобождающаяся ото льда, затем символ якутской культуры — чорон; в финале — это Млечный путь, через который движется корабль, несущий достижения человеческой культуры.

Время действия — мифологическое, где временные промежутки и этапы рассматриваются как ступени ци- вилизационного развития, смена культурных типов: от «первобытного» до постиндустриального современного. Появление Эллэя — рождение культуры, начало преобразования человеком мира природы.

Центральным образом в театрализованном представлении также является огонь. Мифологический божественный свет, растопивший скованную льдами землю, рождает жизнь на планете; огонь любви, пробужденный в первочеловеке, превращается в огонь семейного очага; разведенный дымокур собирает вокруг себя людей племени, превращаясь в ритуальный огонь рода; наконец, огонь мира, созывающий гостей на праздник, переосмысливается как объединяющий огонь бытия на земле.

Таким образом, огонь, зажжённый в честь начала Игр, является знаком мирных побуждений, своеобразным обетом открытости, готовности к равному сотрудничеству, символом божественной воли, обращенной ко всем участникам.

В финале каждый человек становится носителем частички космического огня, освещая дорогу плывущему по звездной реке кораблю. Появление огромного корабля, везущего шедевры культуры разных народов, единение народов перед огнем Игр, общая встреча солнца, явление образов будущего на экранах-парусах — это оптимистический взгляд в будущее, которое возможно только в едином стремлении к созиданию и миру.

Жанровая форма современного мифа определяет стилистику пластических средств, решение основных образов: яркие цветовые пятна, намеренно уводящие от бытового восприятия, неоднозначность масштабов появляющихся на поле предметов — характерные особенности мифа, в то же время, это наталкивает на ассоциацию с детским восприятием мира, образным, алогичным; образы героев олицетворяют стихии: природные люди до прихода Эллэя, рожденные землей и водой, Эллэй — человек-творец, несущий свет Солнца, Лунная Дева, воплощение красоты и гармонии, их союз как соединение двух светил.

Все действие решено на стыке традиционных образов и современных технологий. Одно из основных выразительных средств — экраны, на которых на протяжении всего действия транслируется видеоизображение. Это подвижные конструкции-экраны, которые по ходу действия выполняют разные роли (плот Эллэя, традиционное жилище, мост и т.д.), экраны-ступени, служащие одновременно эстрадой, пьедесталом на пути к огню, экраны-горы, которые в финале разворачиваются в паруса звездного корабля. Подобное стилевое решение определяет главную идею представления: рождение образа якутской культуры, которая, уходя корнями в прошлое, сегодня динамично творит свою современность и устремлена в будущее.

Путешествие, совершенное на стадионе в разных пространствах, временах и измерениях превращает Огонь Игр в вечный Огонь Культуры, а Церемония Открытия предваряет Всенародный Праздник Ысы- ах — чтобы не забылись заветы предков и не порвалась серебряная нить времен. Сюжет включал исполнение тойука, стихов А. Е. Кулаковского, произведений мировой музыкальной классики в исполнении симфонического оркестра Государственного театра оперы и балета, Государственного ансамбля скрипачей «Виртуозы Якутии», культовых произведений, написанных для хора (якутский композитор В. Ксенофонтов), танцевально- пластических композиций (режиссер Л. Антипина). Костюмированная мистерия, в которой участвовало до семи тысяч человек (главный художник М. Егоров, художники по костюмам С. С. Федотова и Е. П. Дмитриева) была воплощена с помощью различных конструкций от простых подъемников до сооружений для масштабной электронной аппаратуры.

Международные спортивные игры «Дети Азии» — крупнейшее имиджевое мероприятие Республики Саха, своего рода, ее визитная карточка в мировом пространстве, и представления Церемоний Открытия и Закрытия Игр ярко представляют достижения Якутии на современном этапе по всем направлениям — от культуры и искусства до науки и техники. В своих интервью, посвященных представлениям Церемоний Открытия и Закрытия режиссер и художественный руководитель III, IV, V Игр А. С. Борисов вводит термин «Образовывание», который понимается как «принятие своего образа»: «Образоваться, явиться, как народ, занимающий свою нишу. Явиться в мировом контексте — в пространстве и во времени, в мировом движении. Не только представительствовать, но и участвовать и влиять». В этих театрализованных представлениях наиболее ярко выражено сочетание архаики, академизма и новейших технологий духовной и материальной культуры, осуществляемое под знаком театра Олонхо. С самого начала их существования в организации мероприятий, сценарном проектировании и воплощении участвуют преподаватели и студенты Арктического государственного института искусств и культуры, неизменным их руководителем является А. С. Борисов. Игры стали площадкой для формирования целых поколений молодых профессионалов, которые сегодня представляют Якутию на различных международных мероприятиях, несут и распространяют достижения родной культуры, ее уникальную мудрость и красоту.

В связи с этим хотелось бы добавить в рекомендации международной конференции: необходимо ежегодно направлять делегации молодых режиссеров, художников, хореографов, сценаристов, музыкантов, программистов, специалистов по свету, звуку, компьютерной графике на крупные международные мероприятия в разные страны и регионы для обмена опытом, знакомства с новыми методами, приемами, тенденциями в постановках.

Литература:

1. Чусовская В. А. Якутский театр Олонхо — классический театр народа Саха / В. А. Чусовская; М-во культуры РФ, Арктический гос. ин-т искусств и культуры, М-во культуры и духовного развития РФ (Я), Театр Олонхо.— Новосибирск: Наука, 2013.— 177, [2] с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.05.2018)
Просмотров: 18 | Теги: Дети Азии, театрализованное представление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь