Вторник, 11.12.2018, 17:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ХОРЕОГРАФИЯ - КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО СПЕЦИАЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ

С.В.Фёдорова

ХОРЕОГРАФИЯ - КАК БАЗОВОЕ СРЕДСТВО СПЕЦИАЛЬНО- ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ

Аннотация. На основании экспериментальных исследования определена роль и значимость хореографической подготовки в процессе развития двигательных способностей юных гимнасток на этапе специализированной подготовки. Предложены средства и методы обучения хореографических упражнений, а процедура проведения контрольных испытаний.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, специально-физическая подготовка, специально-двигательная подготовка, контрольные испытания, экспертная оценка, интегральная подготовка.

 

Актуальность: Хореография - одно из современных средств и методов подготовки юных спортсменок, на основе методики разработанной в течении десятилетий школой классического и народного танца[1,3]. В связи с этим рассматриваемая нами проблема должна быть направлена на формирование у юных гимнасток высокого уровня специально-физической (СФП) и специально-двигательной (СД11) подготовленности средствами хореографии, становление целостной системы умений и последовательная ее реализация в условиях главных соревнований года на высоком эстетическом уровне [1,2,4,5].

Цель исследования: сформировать и воспитать у юных гимнасток 8-10 лет эстетические и специально-двигательные качества средствами хореографии в процессе учебно-тренировочных занятий.

Задача исследования. Экспериментально обосновать комплексную программу
хореографической подготовки гимнасток 8-10 лет, учащихся СДЮСШОР.

Организация исследования. Пелагический эксперимент проводился с сентября 2014 г. по декабрь 2015 г. на базе СДЮСШОР № 4 и 14. В исследовании принимали участие 38 юных гимнасток 8-10 лет. Исследования проводились в три этапа.
Результаты исследования. Сопоставительный анализ результатов контрольных испытаний по СД11, проводимых в течение двух лет (2014-2015 гг.), ответили на вопрос: насколько правильно и рационально подобраны и распределены средства хореографической подготовки в учебно-тренировочном занятии юных гимнасток на этапе специализированной подготовки (табл. 1).

Таблица 1
Оценка уровня подготовленности гимнасток экспериментальной группы по хореографической подготовке

Рис. 1 Результаты предварительных (январь-2015 г.) и переводных экспертных оценок (июнь -2015 г.) двигательной подготовленности гимнасток 8-10 лет экспериментальной и контрольной группы

Материалы динамических наблюдений за специально-двигательной подготовленностью (рис. 1), в частности за координационными способностями, скоростно-силовой и подвижностью в суставах, показали, что на специализированном этапе подготовки для гимнасток -«художниц» характерна тенденция к интенсивному развитию анализируемых качества. Специально подобранные специальные упражнения по хореографии, выполняемые гимнастками экспериментальной группой у станка, на середине во многом этому способствовали. Об этом свидетельствуют и данные сравнения с результатами контрольной группы, в которых специальные, плановые задания по специально- двигательной подготовке не использовались.

Анализируя результаты исполнения соревновательных композиций можно отметить, что гимнастки экспериментальной группы успешно справились с предложенной программой и значительно повысили уровень технической подготовленности (рис. 2). Так, у гимнасток -«художниц» экспериментальной группы результаты контрольных соревнований (сумма баллов) достоверно возрастают к завершающему циклу (на 5,3 баллов, при Р> 0,01), и было более эстетически сформированы, что отметила судейская коллегия, тогда как в контрольной сумма баллов за результаты испытаний за исследуемый период колеблется в пределах 13,4 ± 0,35 баллов, и не достоверно возрастает на 1.4 балла, к шестому (Р<0,05).

Рис 2 Динамика результатов по специально-технической подготовленности (сумма баллов) контрольных и переводных соревнований гимнасток экспериментальной и контрольной группы по годам обучения

Показателями значимости, предложенной программы хореографической подготовки, являются данные представленные в таблице 1, а также количество освоенных упражнений по хореографии и специально-двигательной подготовки (табл. 2). Все без исключения гимнастки -«художницы» экспериментальной группы хореографические упражнения у станка и на середине освоили на уровне оценки «удовлетворительно» и «хорошо».

Таблица 2
Общее количество освоенных упражнений по специально-двигательной и хореографической подготовке гимнасток исследуемых групп

Опираясь на вышесказанное, можно сделать заключение:

- выдвинутая в начале исследования гипотеза о возможности построения учебно-тренировочного процесса с целью обучения гимнасток 8-10 лет хореографическим упражнениям нашло свое практическое подтверждение;
предложенные комплексы подводяще-развивающих позволяют целенаправленно развивать специально-двигательные способности и специально- физические качества в процессе учебно-тренировочных занятий;

- рациональное распределение средств хореографической подготовки, а также использование эффективных методов обучения программным упражнениям по этапам обучения позволяет не только успешно освоить большой объем хореографических упражнений, но и самое важное, эстетически грамотно сформировать соревновательные композиции с предметами.

Однако, эффективность предложенной и экспериментально подтвержденной структуры учебно-тренировочного процесса, средств и методов обучения хореографических упражнений, а также процедуры развития специально- двигательных качеств можно было проверить только в процессе контрольных и официальных соревнованиях, с привлечением группы независимых экспертов, их числа ведущих хореографов и тренеров спортивной школы по художественной гимнастике.

Литература

1. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике -М.;ФИС, 1984,- 31с.
2. Рахматова Д. А. Хореография, как средство повышения специально- двигательной подготовленности гимнасток-художниц. Дисс. на соискание степени магистра педагогики. 2014. -163 с.
3. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб.пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов.спорт, 2014.-264 с.
4. Теория и методика художественной гимнастики. Артистичность и пути её формирования: учеб.пособие для образоват. учреждений ВПО по направлению 034300(62) - "Физ. культура"/авт. И. А. Винер-Усманова [и др.] ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.- М.: Человек,2014,- 120 с.-(Б-чка тренера).
5. Художественная гимнастика. Учебник для тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры. /Под общей ред. проф. Л.А. Карпенко. М.: 2003.-384 с.
6. Шипилина И.А. Хореография в спорте /Серия «Образовательные технологии в массовом и олимп. спорте» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.04.2018)
Просмотров: 162 | Теги: хореография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь