Воскресенье, 19.11.2017, 22:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Д.И Митин

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Рассматриваются сущностные характеристики физической подготовки военнослужащих Вооружённых сил РФ, которые в своей совокупности обеспечивают педагогическое влияние на формирование высокого уровня физической готовности военнослужащих к эффективному выполнению любых задач военной службы, тем самым обусловливая профессионально-личностный рост личного состава воинских частей и организаций Вооружённых сил РФ в целом.

Ключевые слова: физическая подготовка, профессионализм военнослужащего, сущностные характеристики физической подготовки.

 
Актуальность. Физической подготовке как основному элементу боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одному из направлений повышения боеспособности вооружённых сил в системе воинского труда всегда уделялось должное внимание. Это подтверждается трудами Л. А. Вейднер-Дубровина, В. Л. Марищука, Ю. Ф. Подлипняка, А. Г. Попова, В. А. Шейченко и др.

Учитывая тот факт, что физическая подготовка в войсках осуществляется ежедневно и в различных формах, её можно рассматривать как целую систему организационных, педагогических, культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, которую целесообразно использовать в роли действенного механизмом прямого или косвенного влияния на военнослужащих с целью их профессионально-личностного роста. При этом одним из инструментов педагогического влияния на личный состав воинских подразделений, на наш взгляд, могут выступать сущностные характеристики физической подготовки.

Цели и задачи. Целью нашего исследования явилось выявление сущностных характеристик физической подготовки военнослужащих, имеющих педагогическую направленность и которые можно использовать для формирования физической готовности военнослужащих к выполнению задач воинского труда. Указанная цель обусловила задачи исследования: уточнение понятий «физическая подготовка» и «физическая готовность» и их роли в профессионализации личного состава, краткое описание выявленных сущностных характеристик физической подготовки и обоснование их вклада в профессионально-личностный рост военнослужащих.

Материалы исследования. Согласно приказу министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооружённых силах Российской Федерации» целью физической подготовки в Вооружённых силах является «обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением».

Однако понятие «физическая подготовленность» определяется преимущественно как результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности, [6. С. 232] и «не отражает такой результат физической подготовки, как формирование потребности человека во всестороннем физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни (в том числе привычки к систематическому выполнению физических упражнений)» [1].

Кроме того, подготовленность к деятельности ещё не означает готовность в определённый момент совершить требуемые действия наиболее эффективно, так как многое зависит от внутренней собранности, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить вид деятельности и добиться желаемых результатов.

Профессионализм же военнослужащего, по мнению В. А. Митраховича, представляет собой «интегративное качество, свойство личности, социальное явление, определяющее продвижение военнослужащего к собственной вершине в воинском труде, формирующееся в процессе его военно-профессиональной деятельности в условиях воинского социума и как результат имеющее целостное развитие личности военнослужащего, воина-профессионала, постоянно самосовершенствующегося в своей военно-профессиональной деятельности, высокоэффективно, творчески и на высоком уровне осуществляющего свой воинский труд в любых условиях и ситуациях» [2. С. 65].

Исходя из указанных положений приоритетной задачей физической подготовки является формирование не «физической подготовленности», а «физической готовности» военнослужащих к выполнению боевых и других задач в соответствии со своим предназначением, что полностью соответствует цели, утверждённой министром обороны России в «Концепции совершенствования физической подготовки в Вооружённых силах Российской Федерации до 2016 года».

Необходимо также отметить, что одной из основных задач данной Концепции является повышение статуса физической подготовки в системе воинского обучения как базового элемента военно-профессиональной и морально-психологической готовности войск, что ещё раз доказывает её огромный потенциал, в том числе и педагогический, в деле формирования профессионализма у всего личного состава Вооружённых сил РФ.

Таким образом, под физической готовностью военнослужащего следует понимать целостную интегративную характеристику физического состояния военнослужащего, обеспечивающую успешное выполнение задач, поставленных перед ним военно-профессиональной деятельностью.

Исходя из вышесказанного, рассматривая физическую подготовку и её педагогический потенциал как механизм прямого или косвенного влияния на профессионализацию военнослужащих с использованием целостного процесса познания, можно представить её как совокупность одновременно существующих своих качественных состояний (явления, процесса, системы и деятельности), каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается субъективно определяемый результат — высокий уровень физической готовности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с предназначением и вместе с этим их профессионально-личностный рост.

Для эффективного использования педагогического потенциала физической подготовки в целях решения задачи профессионализации военнослужащих необходимо выделить сущностные характеристики физической подготовки, которые могут оказать влияние на формирование высокого уровня физической готовности военнослужащих к решению любых задач воинской службы в частности и, как следствие, на их профессионально-личностный рост в целом. Анализ научных исследований, руководящих документов и практический опыт в организации и проведении различных форм физической подготовки позволили нам определить такие её характеристики, как системность, историческая преемственность, нормативная обусловленность, специальная направленность.

Системность. Согласно принципу системности, в философии «все предметы и явления в мире представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности» и «никто ещё не смог указать никакой вещи, которая не была бы системой хотя бы в каком-то смысле» [4. С. 33; 7. С. 870].

«Отличительным признаком системы является не только наличие связей и отношений между образующими её элементами (определённая организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение системы и её поведение, функционирование: отдельные уровни системы обусловливают определённые аспекты её поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех её сторон, уровней» [5. С. 329].

Одними из элементов системы физической подготовки военнослужащих являются командиры и начальники воинских подразделений, обеспечивающие профессионально-личностный рост своих подчинённых, а также другие должностные лица, оказывающие в этом им свою помощь (инструкторы-методисты по физической культуре, инструкторы по физической подготовке, начальники физической подготовки воинских частей, начальники центров специальной физической подготовки и др.). При этом каждый из вышеперечисленных субъектов находится на своём уровне системы, определяя её иерархичность, и играет свою роль в процессе профессионализации военнослужащих средствами физической подготовки, находясь в постоянном взаимодействии с другими.

В качестве объекта, на которого направлено педагогическое воздействие, выступает личный состав воинских подразделений. Во взаимоотношениях именно с этим объектом обозначенные элементы системы проявляют свою целостность и обеспечивают целенаправленное, системное и всестороннее педагогическое воздействие с целью профессионально-личностного роста военнослужащих.

Историческая преемственность. Опыт предшественников во всех сферах и областях жизни, несмотря на происходившие в нашей стране за всю её многовековую историю потрясения, всегда оставался базой для движения вперёд. Физическая подготовка военнослужащих не является исключением.

В её содержание как подсистемы профессионально-прикладной физической подготовки (компонента общей системы физической культуры) в разные периоды становления и развития в зависимости от развития военного дела входили различные упражнения и виды спорта: фехтование, гимнастика, рукопашный бой с оружием и без него, преодоление препятствий и т. п., что позволило физической подготовке получить богатейшую научную и методическую основу.

Кроме того, несмотря на постоянно меняющиеся в течение времени методы и приёмы воздействия на профессионально-личностный рост военнослужащих средствами физической подготовки, неизменным во все времена оставалось воспитание у военнослужащих в процессе физической подготовки волевой готовности к защите Отечества, стойкости, мужества, гордости за принадлежность к вооружённым силам, верности интересам государства и своему народу. Указанные качества хранились и передавались из поколения в поколение, проверялись на истинность временем и ратными свершениями.

Нормативная обусловленность. Нормативная обусловленность является ещё одной сущностной характеристикой физической подготовки, которая имеет педагогическую направленность и влияет на профессионально-личностный рост военнослужащих. Это обусловлено тем, что физическая подготовка регламентируется совокупностью различного уровня нормативных документов, в которых закреплены целевые установки, принципы и приоритеты в деятельности органов военного управления, основные обязанности, требования, права и ответственность не только всех должностных лиц воинских подразделений, организующих и проводящих различные формы физической подготовки личного состава, но и самих военнослужащих.

К таким документам относятся Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; приказ министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооружённых силах Российской Федерации»; утверждённая министром обороны РФ 6 мая 2008 г. «Концепция совершенствования физической подготовки в Вооружённых силах Российской Федерации до 2016 года» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Министерства обороны.

Все перечисленные нормативные документы содержат педагогический компонент, так как регламентируют деятельность по организации и проведению физической подготовки военнослужащих, конкретизируя и наполняя реальным содержанием процесс формирования высокого уровня физической готовности военнослужащих к выполнению ими профессиональных задач в частности и их профессионализации в целом и вооружают участников этого процесса гуманистическим подходом.

Необходимо отметить, что наряду с наличием необходимых нормативных правовых актов и надёжно функционирующего механизма их реализации, уровень физической готовности военнослужащих в немалой степени зависит от должностных лиц, ответственных за организацию и проведение физической подготовки. Именно их целенаправленные и систематические действия по повышению уровня профессионализма личного состава обеспечивают эффективность применения нормативной базы страны в целом и Министерства обороны в частности.

Специальная направленность. Необходимость специальной направленности физической подготовки отражается в специальных задачах физической подготовки, которые в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200 обусловливаются особенностями военно-профессиональной деятельности военнослужащих воинских частей и организаций Вооружённых сил России.

Ещё в 1888 г. П. Ф. Лесгафт в своих педагогических сочинениях писал: «При физических упражнениях войск необходимо отличать: общие подготовительные упражнения и специально применяемые к военным занятиям» [3. С. 106]. При этом он подчёркивал, что «.. .необходимо твёрдо преследовать определённую цель приготовить новобранца возможно простейшим методом без траты времени и сил к тем военным упражнениям и эволюциям, которые составляют специальное его дело» [Там же. С. 107].

Следует отметить, что необходимость развития отдельных физических, специальных и морально-психологических качеств и формирования специфических прикладных навыков у военнослужащих различных родов войск и воинских специальностей никак не должна снижать роли общего физического развития личного состава. Именно разносторонняя физическая подготовленность является фундаментом для специальной направленности, без которого невозможно развитие наиболее важных для военнослужащих качеств и навыков, в зависимости от решаемых ими задач военной службы.

Таким образом, специальная направленность, как сущностная характеристика физической подготовки военнослужащих, базирующаяся на их разносторонней физической подготовленности, имеет важное значение для педагогической практики командиров воинских подразделений, а также всех должностных лиц, ответственных за организацию и проведение всех мероприятий физической подготовки, так как при применении целесообразных средств, методов и форм физической подготовки обеспечивается конкретное, «адресное» воздействие на личный состав с целью формирования у него физической готовности к выполнению специфических задач военной службы и профессионально-личностного роста в целом.

Выводы. Выявленные сущностные характеристики физической подготовки, действуя не обособленно, а в постоянной связи между собой, своей совокупностью обеспечивают педагогическое влияние на формирование высокого уровня физической готовности военнослужащих к эффективному выполнению любых задач военной службы, в чём и проявляется их профессионализм в воинском труде.

Список литературы

1. Дубровский, А. В. Физическая готовность человека к деятельности (сущность, проблемы, перспективы) : монография / А. В. Дубровский. — Челябинск : ЧГИФК, 2002. — 175 с.
2. Митрахович, В. А. Структура профессионализма военнослужащего / В. А. Митрахович // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. — 2015. — № 9-10 (104). — С. 64-69.
3. Теория и организация физической подготовки войск : учебник / под ред. Л. А. Вейднер-Дубровина. — Л., 1968. — 434 с.
4. Уёмов, А. И. Формальный анализ принципа универсальности системного подхода / А. И. Уёмов, А. Ю. Цорнас // Философ. науки. — 1988. — № 11. — С. 33.
5. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. — М., 1980.
6. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту : в 3 т. / Г. И. Кукушкин (гл. ред.). — М. : Физкультура и спорт, 1963. — Т. 2 — 424 с.
7. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / И. Т. Касавин (гл. ред.). — М. : РООИ «Реабилитация», 2009. — 1248 с.

Для цитирования: Митин, Д. И. Сущностные характеристики физической подготовки военнослужащих / Д. И. Митин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 30-34.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.10.2017)
Просмотров: 27 | Теги: Физическая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь