Воскресенье, 04.12.2016, 19:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 2. Характеристика составов административных правонарушений, подведомственных налоговым органам

§ 2. Характеристика составов административных правонарушений, подведомственных налоговым органам

Безусловный интерес представляют нормы гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ, которые фактически дублируют большинство составов налоговых правонарушений, прописанных в гл. 16 НК РФ.

Следует учитывать, что ответственность за указанные деяния предусмотрена КоАП РФ только для должностных лиц (за исключением предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица).

Составляют протоколы о таких административных правонарушениях налоговые органы, а рассматривают дела и привлекают виновных лиц к ответственности судьи судов общей юрисдикции.

К сожалению, до сих пор законодатель не разрешил некоторые коллизии в соотношении норм КоАП РФ и Налогового кодекса РФ, предусматривающих указанную ответственность.

Так за какие же правонарушения, допущенные должностными лицами налогоплательщика, наступает административная ответственность?

1. За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ).

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту: нахождения организации; нахождения ее обособленных подразделений; жительства физического лица; нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, которые содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что субъектом административной ответственности в данном случае являются лица, не признаваемые НК РФ налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками. Соответственно граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность за совершенные правонарушения в области налогов и сборов в соответствии с НК РФ. В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изм. и доп.) указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.3 КоАП РФ, являются отношения в области налогового контроля, поскольку постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах предусмотрена для целей налогового контроля. Установлено правило, в соответствии с которым каждый налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 НК РФ), и соответственно обязанность налогоплательщика на такой учет встать (подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Административная ответственность наступает только в случае, когда обязанность по самостоятельной постановке на учет в налоговых органах возложена на налогоплательщика и предусмотрена процедура ее реализации путем подачи заявления налогоплательщика о постановке на учет в налоговый орган.

Непостановка на учет в налоговые органы в установленные сроки составляет объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена рассматриваемой статьей. Порядок исчисления сроков определяется в соответствии со ст. 61 НК РФ.

Часть 1 статьи 15.3 представляет собой формальный состав - нарушение срока подачи заявления о постановке на учет. В ч. 2 статьи 15.3 есть квалифицирующий признак - нарушение установленного срока подачи заявления, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет.

Субъектами правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются руководители организаций-налогоплательщиков, их филиалов и представительств и иных обособленных подразделений. Организации-налогоплательщики, индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты), несут ответственность в соответствии со ст. 116 НК РФ.

Субъективная сторона состава - совершение данных правонарушений умышленно или по неосторожности.

2. Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

- о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, которые занимаются частной практикой, и адвокаты, которые учредили адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области налогового контроля за операциями налогоплательщиков на счетах в кредитных организациях.

Объективную сторону правонарушений по статье составляют как неисполнение налогоплательщиком обязанностей, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 23 НК РФ, так и неисполнение банком обязанностей, предусмотренных абз. 2 ч. 1 ст. 86 НК РФ, о представлении указанными субъектами в налоговый орган в установленный НК РФ срок сообщений об открытии и закрытии счетов в кредитных организациях по установленной форме.

Субъектом правонарушения являются руководитель организации-налогоплательщика либо банка или иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в указанных организациях. Индивидуальные предприниматели и организации как налогоплательщики привлекаются к ответственности за неисполнение соответствующей обязанности по ст. 118 НК РФ, а банки - по ч. 2 ст. 132 НК РФ.

Субъективная сторона состава правонарушений по данной статье может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

3. Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации.

Статья 80 НК РФ устанавливает, что налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.

При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Объектом правонарушения по статье являются общественные отношения по уплате налогов на основании налоговой декларации и в области налогового контроля.

Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону данного правонарушения.

Субъектом правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера), а при наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации-налогоплательщике (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.). При этом налогоплательщики - организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, за нарушение сроков подачи налоговой декларации привлекаются к ответственности по ст. 119 НК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24).

Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

4. Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, которые предусмотрены НК РФ.

Порядок истребования документов для налоговой проверки, установленный п. 1 ст. 93 НК РФ, является единым для всех видов налоговых проверок.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля.

Объективная сторона правонарушения по статье характеризуется неисполнением в срок либо неполным или ненадлежащим исполнением обязанностей по представлению в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Налоговым кодексом РФ установлены обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган следующих документов и (или) сведений (кроме сведений об открытии и закрытии счетов и налоговой декларации, ответственность за непредставление которых установлена ст. ст. 15.4 и 15.5 КоАП РФ): документов, конкретно указанных в НК РФ, необходимых для исчисления и уплаты налогов в случаях, прямо предусмотренных НК РФ; сведений обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; сведений обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, и об изменении таких сведений и прекращении деятельности через обособленные подразделения (ч. 2 ст. 23 НК РФ); о ликвидации или реорганизации; копий заявлений налогоплательщика о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (сбора), поданных уполномоченному органу; копии решения уполномоченного органа о временном приостановлении уплаты суммы задолженности; копии договора об инвестиционном налоговом кредите; необходимых для налоговой проверки документов в виде заверенных должным образом копий по перечню, указанному в требовании налогового органа (должностного лица налогового органа), выставленном в ходе выездной налоговой проверки, а в случаях, специально предусмотренных в ст. 88 НК РФ, - в ходе камеральной налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. В п. 3 ст. 93 НК РФ указано, что истребованные документы должны быть предоставлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (см. также п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Непредставление названных документов и (или) сведений образует объективную сторону состава правонарушения по ч. 1 данной статьи. Неисполнение незаконных требований налоговых органов, а также требований налоговых органов о представлении сведений (документов и информации), необходимых для иных видов государственного контроля, осуществление которого возлагается на налоговые органы, например контроля за ведением бухгалтерского учета и представлением достоверной и полной бухгалтерской отчетности в установленный срок, не образует объективную сторону состава административных правонарушений и не влечет административную ответственность по комментируемой статье.

Объективную сторону правонарушения по настоящей статье образуют случаи непредставления, несвоевременного, неполного представления либо представления искаженных сведений (документов и информации) не только налогоплательщиками, но и иными участниками налоговых правоотношений, за исключением указанных в ч. 2 статьи, но только в случаях, когда обязанность по представлению этими субъектами сведений в налоговые органы и порядок их представления прямо предусмотрены в НК РФ.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 статьи характеризуется неисполнением обязанностей должностных лиц уполномоченных органов по своевременному и полному представлению в налоговые органы достоверной информации, необходимой для постановки на учет физических лиц и организаций с целью налогового контроля, в случаях, в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 85 НК РФ.

Субъектом правонарушения по статье является главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а при его отсутствии в штате - руководитель, если обязанность по представлению сведений в налоговые органы не возложена на иных работников, которым поручены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации (финансового директора, налогового менеджера, налогового контролера и т.п.). В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.6 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При квалификации действий лица по данной статье необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 указанного Закона, согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Нарушение третьими лицами, которые ведут бухгалтерский учет в организации на основании гражданско-правового договора, не освобождает руководителя организации от административной ответственности по данной статье.

Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи выступают нотариусы и должностные лица органов, в силу своего особого статуса обладающие сведениями, необходимыми для осуществления налогового контроля, и обязанные в соответствии с НК РФ сообщать такие сведения в налоговый орган для целей полного учета налогоплательщиков.

Субъективная сторона наказуемых действий (бездействия), предусмотренных статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Отказ представить сведения подразумевает наличие вины в форме умысла. Непредставление сведений в установленный срок, а равно представление сведений в неполном объеме или искаженном виде подразумевают наличие вины в форме как умысла, так и неосторожности.

5. Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику.

Статья 86 НК РФ устанавливает, что банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней:

- об открытии или о закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя);

- об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя).

Банки обязаны в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа выдавать им:

- справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей);

- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей). Налоговые органы эти документы могут запрашивать в банке в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

Названные правила применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты. Приостановление операций по счету не распространяется:

- на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

- на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Объектом правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, являются общественные отношения в сфере налогообложения, в том числе в области реализации банками публично-правовых обязанностей как расчетно-кассовых центров в налоговых правоотношениях в связи с открытием счетов налогоплательщикам - организациям и индивидуальным предпринимателям.

Объективная сторона правонарушения связана с обязанностью банков проверить наличие свидетельства о постановке на учет в налоговом органе при открытии счета организации и индивидуальному предпринимателю. Банки открывают счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 86 НК РФ). Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи состоит в открытии счета без предъявления такого свидетельства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи, состоит в открытии банком счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии решения уполномоченного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. В соответствии со ст. ст. 76 и 34 НК РФ налоговые органы вправе для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, пени и штрафа приостановить операции по счетам налогоплательщика - организации и индивидуального предпринимателя.

Субъектом данного правонарушения выступает должностное лицо банка или иной кредитной организации, уполномоченное заключать договор банковского счета.

Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

6. Статья 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса).

Согласно ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на корреспондентском счете банка, банк обязан в течение дня, который следует за днем истечения срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику. А о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа - в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения, складывающиеся при перечислении налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы РФ банками как расчетно-кассовыми центрами в налоговых правоотношениях (п. 1 ч. 3 ст. 45 НК РФ, ч. 2 ст. 40 БК РФ).

Объективная сторона правонарушения по данной статье характеризуется нарушением банком установленных ст. 60 НК РФ сроков исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) о перечислении налога или сбора, а также неправомерном неисполнении банком в установленный срок решения налогового или таможенного органа о взыскании налога или сбора (взноса), пени и штрафа путем исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о перечислении указанных платежей в бюджет.

Субъектом правонарушения является уполномоченное должностное лицо соответствующего банка или иной кредитной организации. Привлечение данного лица к ответственности не освобождает указанные организации от обязанности выполнить поручение налогоплательщика, налогового агента или решение в форме инкассового поручения (распоряжения) налогового или таможенного органа. Банки как юридические лица несут за такое правонарушение налоговую ответственность в соответствии со ст. ст. 133 и 135 НК РФ.

С субъективной стороны данное правонарушение может характеризоваться виной в форме как умысла, так и неосторожности.

7. Статья 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ в случае непредставления налогоплательщиком-организацией или налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговой декларации, а также в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам указанных налогоплательщиков в банке, что означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

В случае приостановления по решению налогового органа операций по счетам налогоплательщика-организации в банке последний не вправе выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других расходных операций по счету, за исключением операций по списанию со счета сумм налоговых платежей, а также платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Учитывая изложенное, в случае приостановления по решению налогового органа операций по счету налогоплательщика-организации в банке при наличии остатка денежных средств на указанном счете банк не вправе выдавать клиенту либо перечислять по его указанию на другой счет остаток денежных средств на счете и, соответственно, не вправе закрыть указанный счет клиента.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей, как и других правонарушений, совершаемых банками в области налогов и сборов, выступают общественные отношения в сфере формирования доходной части бюджета путем обеспечения поступления налоговых доходов в бюджет.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении банком или иной кредитной организацией решения налогового, таможенного органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, налогового агента или иных лиц.

Субъектом данного правонарушения является руководитель банка или иной кредитной организации. Банки как юридические лица несут за это правонарушение ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.

Субъективная сторона состава статьи подразумевает наличие вины в форме как умысла, так и неосторожности.

8. Статья 15.11. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Его основные задачи определены указанным выше Законом.

Порядок ведения бухгалтерского учета, как система внутрихозяйственного финансового контроля, в деятельности организации составляет предмет посягательства рассматриваемого правонарушения.

Нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и срока хранения учетных документов составляют объективную сторону данного правонарушения. При этом обязательным дополнительным признаком состава является признание нарушения грубым. В примечании к данной статье законодатель расшифровывает понятие "грубое нарушение" применительно к данной статье: искажение (уменьшение или увеличение) сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; искажение (уменьшение или увеличение) любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, если даже это искажение не повлияло на размер исчисленных налогов и сборов.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности, или главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) как лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (см. ст. 7 ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. 5 комментария к ст. 15.6). Организация как юридическое лицо несет ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок ведения такого учета установлен законодательством о налогах и сборах, в соответствии со ст. 120 НК РФ.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 предусмотрено, что если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. ст. 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.

Субъективная сторона состава рассматриваемого правонарушения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Дела о правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).


Контрольные вопросы


1. Дайте характеристику составов правонарушений, подведомственных налоговым органам.

2. Проведите классификацию административных правонарушений в области налогов и сборов.

3. За какие правонарушения наступает административная и налоговая ответственность?

4. За какие правонарушения, допущенные должностными лицами налогоплательщика, наступает административная ответственность?

5. Назовите объективную сторону нарушения срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации.


Список нормативно-правовых актов и литературы


Нормативно-правовые акты


1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012).

4. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

5. Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 3.


Литература


6. Хохлова Т.Н. Производство об административных правонарушениях в федеральных органах налоговой полиции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.

7. Шекшин В.В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 68.

8. Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2006. С. 27.

__________________

Тема 2.5. Общая характеристика составов административных правонарушений в области налогов и сборов

§ 1. Классификация видов административных правонарушений в области налогов и сборов

§ 2. Характеристика составов административных правонарушений, подведомственных налоговым органам

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 815 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016