Суббота, 22.09.2018, 12:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Сельское и приусадебное хозяйство

ХАРАКТЕРИСТИКА КАШТАНОВЫХ ПОЧВ ПРИДОРОЖНЫХ ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Г.А. Рулев, кандидат сельскохозяйственных наук А.С. Рулев, доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН
ФГБНУ «Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения Российской академии наук», г. Волгоград

ХАРАКТЕРИСТИКА КАШТАНОВЫХ ПОЧВ ПРИДОРОЖНЫХ ЛЕСОМЕЛИОРАТИВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

В работе представлены результаты изучения почвенного покрова придорожных лесомелиоративных комплексов. В полосе отвода автомобильной дороги Р-22 «Каспий» почвы представлены абраземами и каштановыми почвами. Рассматривается часть трассы, расположенная в пределах Донской провинции темно-каштановых и каштановых почв сухой степи и Прикаспийской провинции светло-каштановых почв полупустыни. Использованы группы признаков для описания мезоне- однородностей почвенного покрова: полевое описание почв, мезорельефа, условия увлажнения, литологии, гранулометрический состав, мощность гумусового горизонта, карбонатность.

Ключевые слова: структура почвенного покрова, придорожный лесомелиоративный комплекс, каштановая почва, абразем, гранулометрический состав, гумус, карбонаты.

Введение. Федеральная автомобильная дорога Р-22 «Каспий» (до 31 декабря 2017 года может применяться старый номер М 6) - автомобильная дорога федерального значения Москва - Тамбов - Борисоглебск - Волгоград - Астрахань. Протяженность составляет 1381 км. Дорога является составной частью европейского маршрута Е 119 и азиатского маршрута АН 8. Участок от Волгограда до Астрахани также входит в европейский маршрут Е 40. Автодорога «Каспий» отнесена к автомобильным дорогам федерального значения как соединяющая между собой административные центры субъектов России, что обозначается префиксом Р в ее названии.

Дорога идет по территории Волгоградской области в южном и юго-восточном направлениях. Автодорога проходит мимо населенных пунктов Новониколаевский, Новоаннинский, по западной окраине города Михайловка, затем пересекает реку Медведицу, проходит западнее города Фролово, поселка Лог, пересекает железнодорожную линию Волгоград - Москва и проходит восточнее поселка Иловля, пересекает железнодорожную линию Иловля - Саратов. Затем трасса проходит по территории Волгограда, а на юге города поворачивает на восток.

Многофункциональными объектами дорожной инфраструктуры являются лесомелиоративные комплексы, включающие полосы отвода дорог и придорожные лесные насаждения. Их основным назначением является, с одной стороны, предотвращение или снижение воздействия на автомобильные дороги и движущийся по ним транспорт неблагоприятных факторов внешней среды, а с другой, - защита прилегающих территорий от вредного воздействия токсичных соединений и тяжелых металлов выбросов поллютантов автомобилей. Эффективное выполнение этих функций, в первую очередь, зависит от соответствия конструкции и параметров насаждения проекту, определяемому состоянием древостоя.

Состояние древостоев придорожных лесных насаждений определяется лесопри- годностью почвенного покрова в полосах отвода автомобильных дорог. Поэтому актуальность изучения почв и их лесопригодности в полосах отвода автомобильных дорог не вызывает сомнений.

Материалы и методы. Для проведения исследований на трассе Р-22 были заложены следующие тестовые полигоны: «Городище» (светло-каштановые почвы), «Качалино» (каштановые почвы) и «Новая Паника» (темно-каштановые почвы). Полигоны закладывались на территории, обеспеченной космоснимками высокого разрешения [2, 3, 5, 10].

Почвенно-лесомелиоративные исследования основывались на сравнительно- географическом подходе В.М. Фридланда [11]. Изучение структур почвенного покрова различного уровня сложности проводилось путем закладки почвенно- геоморфологических профилей и бурением скважин с последующим отбором образцов почв на ключевых участках.

При почвенно-геоморфологическим профилировании описывались таксономические признаки почв (полевое название, сочетания, вариации, мозаики, ташеты), мезорельеф (плакоры, низины, мезосклоны), условия увлажнения (автоморфные, гидро- морфные, полугидроморфные), литологический состав пород, гранулометрический состав, карбонатность (глубина вскипания), мощность гумусового горизонта (А+АВ1, см).

Результаты и обсуждение. Любая автомобильная дорога включает земляное полотно, дорожную одежду и дорожные сооружения. Земляное полотно является грунтовым основанием для дорожной одежды и должно обеспечивать ее надежность независимо от меняющегося водного и температурного режимов. Оно включает дорожную одежду и кюветы.

В зависимости от условий местности поперечный профиль дороги может устраиваться в нулевых отметках, насыпи, выемке и в полунасыпи-полувыемке. Структура почвенного покрова в полосе отвода автомобильной дороги представляет мезокатену, где угол наклона поверхности определяется поперечным профилем дороги. Мезокатены состоят из почвенных комбинаций, которые по степени сложности делятся на 2 уровня [11, 12]. Простые почвенные комбинации образованы элементарными почвенными ареалами, например, комплексы солонцов и каштановых почв. Сложные почвенные комбинации, компонентами которых являются простые почвенные, представляют собой второй уровень сложных единиц почвенного покрова или третий уровень таксономических единиц почвенного покрова. К числу сложных комбинаций относятся только сочетания, вариации, мозаики и ташеты. Комплексы и пятнистости - компоненты [12].

Мезокатены придорожных пространств рассматриваются как сочетание почв от границы дорожного полотна до придорожных защитных лесных насаждений. В сочетание входят дорожные абразёмы и каштановые почвы. Детальная характеристика абра- зёмов автодороги «Каспий» дана В.М. Кретининым [7].

В данной статье рассматриваются дорожные мезокатены только на каштановых почвах.

Профиль каштановых почв имеет следующее морфологическое строение: А - B1 - В2 - ВСК - С, где А - гумусово-аккумулятивный горизонт, мощностью 25-40 см коричневато темно-серой окраски с порошисто-зернистой структурой; B1 - переходный гумусовый горизонт, общая мощность A+B1 = 40-60 см, уплотнен, коричнево-бурой окраски, комковат; В2 - переходный горизонт, неоднородной окраски, с пятнами и потеками гумуса; ВСК - иллювиально-карбонатный горизонт с обильной белоглазкой; С - материнская порода с выделениями гипса на глубине 150-170 см [1, 2].

Тип каштановых почв подразделяют на три подтипа. В основе подразделения на подтипы лежит степень проявления основного почвообразовательного процесса - гу- мусонакопления [1, 6, 8, 9].

В типе каштановых почв выделяют следующие роды: обычные, глубоко вскипающие, карбонатные, карбонатные перерытые, солончаковатые, солонцеватые, оста- точно-солонцеватые, неполноразвитые.

Разделение на виды осуществляют с учетом мощности гумусовых горизонтов (А+В1), см: мощные (>50), среднемощные (30-50), маломощные (20-30), очень маломощные (<20). Среди каштановых почв много солонцеватых. По степени солонцеватости выделяют следующие виды (содержание Na, % от ЕКО): слабосолонцеватые (3-5 %), сред- несолонцеватые (5-10 %), сильно солонцеватые (10-15 %).

В «Классификации почв России» [4, 6, 9] систематика почв каштанового типа претерпела существенные изменения. Подтипы каштановых и светло-каштановых почв выделяются на уровне типа в отделе аккумулятивно-карбонатных малогумусных почв под названием «каштановые почвы». Некоторая часть светло-каштановых почв отнесена к типу бурых почв этого же отдела.

Неполноразвитый род помещен вместе с непол- норазвитыми бурыми полупустынными почвами в отдел органо-аккумулятивных почв под названием светло-гумусовые почвы. Темно-каштановые почвы также отнесены к другому отделу. Они совместно с черноземами южными образуют тип черноземов текстурно-карбонатных в отделе аккумулятивно-гумусовых почв.

Разделение типа на подтипы в классификации 2004 года [6] осуществлено по признакам солонцеватости, засоления и гидроморфизма, а также в связи с агрогенными нарушениями верхней части профиля. Выделено 5 подтипов: типичные, солонцеватые, засоленные, гидрометаморфизованные (по классификации 1977 года - это луговато- каштановые почвы [4]) и турбированные.

На тестовом полигоне «Городище» почвенный покров представлен сложным сочетанием светло-каштановых почв разной степени солонцеватости, солонцов, лугово- каштановых почв.

Морфологические признаки светло-каштановых солонцеватых почв можно выразить средними показателями (таблица 1): мощность гумусового горизонта равна 45 см с комбинациями от 40 до 45 см; горизонт А1+В2+В1 колеблется от 40 до 45 см; видимые карбонаты находятся в среднем на глубине 50 см с колебаниями от 34 до 56 см (таблица 2).

Таблица 1 - Характеристика почв по гранулометрическому составу  и содержанию гумуса (полигон «Городище)

Таблица 2 - Морфологическая характеристика светло-каштановой сильносолонцеватой малогумусной суглинистой почвы на четвертичных суглинках

Полигон «Качалино» расположен на каштановых почвах. Здесь встречаются следующие роды: обычные, карбонатные, солонцеватые. По мощности гумусового горизонта выделяются виды (А+В1, см) маломощные (20-30), очень маломощные (<20). Рассмотрим морфологическое строение почвенного разреза (таблица 3).

Согласно данным по гранулометрическому составу, характеризуемые почвы суглинистые и тяжелосуглинистые. Содержание физической глины в пахотном горизонте (0-40 см) 54,9-51,9 %. Иллювиальные горизонты В1 и В2 по содержанию ила и физической глины выражены четко. Преобладающая фракция илистая - 26,7-49,2 %, облегчения гранулометрического состава не наблюдается (таблица 4).

Таблица 3 - Морфологическое строение почвенного разреза

Таблица 4 - Гранулометрический состав почвы (полигон «Качалино»)

В полосе отвода автомобильной дороги Р-22 на полигоне «Качалино» почвенный покров в основном представлен каштановыми малогумусными различной степени солонцеватости средне- и тяжелосуглинистыми почвами. Содержание гумуса в горизонтах 0-20, 20-40 см колеблется от 1,54 до 0,90 % (таблица 5).

Таблица 5 - Содержание углерода и гумуса в почвенных образцах (полигон «Качалино»)

Линия вскипания карбонатов - в первом полуметре, довольно высокое залегание карбонатов в горизонте 60-100 - 20,6-19,7 % (таблица 6).

Таблица 6 - Объемный метод определения карбонатов (полигон «Качалино»)

В полосе автомобильной дороги Р-22 на полигоне «Новая Паника» преобладают почвы темно-каштановые малогумусные маломощные суглинистые на карбонатно- кремнеземистых светло-желтовато-коричневатых суглинках (таблица 7).

Таблица 7 - Морфологическое строение почвенного разреза № 3

Согласно данным (таблица 8), по гранулометрическому составу почва характеризуется как среднесуглинистая: содержание физической глины в горизонтах 0-20, 20-40 - 61,11-61,76 %; преобладающие фракции по всему профилю - ил, средняя и мелкая пыль.

Таблица 8 - Гранулометрический состав почвы (полигон «Новая Паника»)

По грансоставу эта почва иловато-средне-мелкопылеватая суглинистая. Содержание гумуса в горизонтах 0-20, 20-40 см - 2,60-1,55 % (таблица 9). Высокое содержание карбонатов на глубине 80-100 см - 20,08 % (скв. 3), на глубине 40-60, 60-80 см - 20,7-19,9 % (скв. 4) (таблица 10).

Таблица 9 - Содержание углерода и гумуса в почвенных образцах (полигон «Новая Паника»)

Таблица 10 - Объемный метод определения карбонатов (полигон «Новая Паника»)

Заключение. Таким образом, в полосе отвода трассы Р-22 «Каспий» изучались все подтипы каштановых почв по классификации почв СССР. Тестовые полигоны расположены в пределах Донской провинции темно-каштановых и каштановых почв сухой степи и Прикаспийской провинции светло-каштановых почв полупустыни.

Библиографический список

1. Вадюнина, А.Ф. Агрофизическая и мелиоративная характеристика почв юго-востока европейской части СССР [Текст] / А.Ф. Вадюнина. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 325 с.
2. Вальков, В.Ф. Почвы Юга России [Текст] / В.Ф. Вальков, К.Ш. Казеев, С.И. Колесников. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Эверест», 2008. - 276 с.
3. Евдокимова, Т.И. Почвенная съемка [Текст] / Т.И. Евдокимова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 264 с.
4. Иванова, Е.Н. Классификация и диагностика почв СССР [Текст] / Е.Н. Иванова. - М., 1976. - 226 с.
5. Карандеева, М.В. Геоморфология европейской части СССР [Текст] / М.В. Карандее- ва. - М.: Изд. МГУ, 1957. - 314 с.
6. Классификация и диагностика почв России [Текст] / Авт. и сост. Л.Л. Шишов, И.И. Лебедева, М.И. Герасимова. - Смоленск: Изд-во Ойкумена, 2004. - 342 с.
7. Кретинин, В.М. Агролесомелиорация почв [Текст] / В.М. Кретинин. - Волгоград: ВНИАЛМИ, 2009. - 198 с.
8. Полезащитное лесоразведение на каштановых почвах [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - Вып. 2. - С. 11-133.
9. Почвенный определитель почв [Текст]. - М.: Почвенный институт им. В.В. Докучаева, 2008. - 182 с.
10. Рулев, А.С. Ландшафтно-географический подход в агролесомелиорации [Текст] / А С. Рулев. - Волгоград: ВНИАЛМИ, 2007. -160 с.
11. Фридланд, В.М. Структура почвенного покрова [Текст] / В.М. Фридланд. - М.: Изд- во Мысль, 1972. - 416 с.
12. Щерба, Т.Э. Особенности мезо- и микронеоднородностей почвенного покрова участка Приволжской оросительной системы [Текст] // Вестник Московского ун-та. Сер. 17. Почвоведение. - 2012. - № 2. - С. 3-6.

"Известия нижневолжского агроуниверситетского комплекса" № 2 (50), 2018

Категория: Сельское и приусадебное хозяйство | Добавил: x5443 (26.07.2018)
Просмотров: 34 | Теги: каштановая почва | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь