Вторник, 22.01.2019, 10:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТА

Андрюгценко А.Б., Григорагцук С.А., Артеменко Т.Г.

ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТА

Аннотация. В работе рассмотрены современные теоретические вопросы изучения характеристик игровых способностей на основе комплекса физических качеств и показателями качеств воли, спортивной агрессивности, уровня интеллектуального развития, преобладающего образа мышления, ситуативной и личностной тревожности, эффективности внимания.

Ключевые слова: игровые способности, спортсмены, современные требования, вид спорта.

 

Актуальность. Отдельный виды спорта имеет требования к спортсменам через проявления специальных способностей. В спортивных играх принято обозначать такое сочетание свойств и качеств у спортсменов как «игровые способности» [3]. Характерной особенностью спортсменов игровых видов спорта является проявление ими комплекса специальных игровых способностей [2, 4, 7]. Игровые способности, как комплекс показателей баскетболистов могут претерпевать изменения, т. к. Существует необходимость отвечать современным требованиям спортивных кондиций - физическим, технико-тактическим, соревновательным и психологическим характеристикам игры. При этом необходимо учитывать и требования к показателям видов подготовленности, которые должны соответствовать этапу многолетней подготовки [1, 3]. Однако игровые способности проявляются через свойства личности спортсмена, которые взаимосвязаны со специфическими особенностями вида спорта.

Результаты исследования. Среди свойств и качеств, которые присущи личности в игровых видах спорта, многие специалисты считают следующие: соревновательная мотивация, само регуляция, волевой самоконтроль, концентрация и переключение внимания, решительность, эмоциональная устойчивость, стабильность и помехоустойчивость, тревожность, высокий персональный статус во взаимоотношениях и др. [5]. Получить от спортсменов высокие показатели по всем параметрам одновременно, на определенных этапах становления спортивного мастерства, невозможно. На начальном этапе подготовки, после 2-3 лет обучения виду спорта, начинающим спортсменам проявить игровые способности, как и личностные качества, соответствующие уровню развития команд мастеров еще трудно. Поэтому некоторые специалисты считают, что на этом этапе подготовки важными проявлениями личности является высокий уровень желания заниматься избранным видом спорта, выполнять задания с решительностью в игре и проявлять смелость в трудных ситуациях [6, V].

Значимые для спортсмена личностные особенности, которые необходимо выявлять у начинающих спортсменов на этапе начальной подготовки, зависят от современных тенденций игры. Ведущей является тенденция, детерминированная ускорением процесса игры с «вкраплениями» в ее течение взрывных действий игроков, как в защите, так и в нападении. Современные правила в игровых видах спорта стимулируют высокий динамизм двигательных действий игрока и команды. В этом отношении баскетбол является явным лидером среди других игровых видов спорта, что проявляется в постоянстве и частоте внесения изменений в правила [1, 3, 7]. Цель почти всех подобных изменений - поощрение игры быстрой, тонкой, «умной», поэтому такие изменения и нововведения требуют от баскетболиста проявления не только высокого уровня физических, технических, тактических, но и соответствующих личностных особенностей. Быстрота - это качество важное для игрока не только в проявлении одиночного движения, но и более важное - в быстроте принятии игрового решения. [4, 6]. Причем это и быстрота реакции, и быстрота принятия решения, и быстрота моторных действий. Лимит времени на любые игровые действия - одна из главных особенностей игры, установленная для игроков всех амплуа. Лабильность нервных процессов является основой развития скоростных возможностей игрока, в частности быстроты сенсомоторного реагирования. Сенсомоторные реакции - неотъемлемый компонент деятельности спортсменов игровиков, поскольку обеспечивают рациональность действий в соответствии с динамикой игровых ситуаций [5]. Составляющими проявлениями сенсомоторного реагирования являются простая и сложная реакции. В свою очередь, сложная реакция наиболее важна и выступает в двух аспектах: дизъюнктивной реакции (выбор между двумя и более раздражителями) и реакции на движущийся объект [3, 5].

Поэтому для многих спортивных игр, большое значение имеет быстрота двигательных реакций, характеризующая эффективность игровых действий, проявлением чего считается уменьшение времени латентного периода реакции . Недостаточный уровень развития этого качества в современном баскетболе компенсировать физическими качествами практически нельзя, однако мышление, эффективность внимания и выдержка в критических ситуациях позволяют не только его компенсировать, а также использовать более эффективно в комплексе с указанными проявлениями личности [1, 4, 5].

Эффективность игровых действий также связана с универсализацией игрока, которая в игре позволяет расширить арсенал индивидуальных технических действий игроков, а тренеру - использовать вариативную тактику [2, 3, 5]. Поэтому направление, связанное с универсализацией игроков в баскетболе - это необходимый элемент, оказывающий влияние на комплекс игровых способностей.

Изучение комплекса игровых способностей невозможно без знания свойств и качеств, присущих личности спортсмена в том или ином виде спорта. Именно поэтому, М. Ванек, В. Гошек и Б. Свобода пришли к выводу, что баскетболистов от представителей других видов спорта отличают следующие личностные особенности: высокий уровень интеллектуального развития, сильная эмоциональная выразительность, хорошая приспособляемость к изменяющимся ситуациям, готовность к кооперированию, взаимопомощи, способность «не терять голову» в критических ситуациях. Исследования А.В. Родионова, В.И. Вороновой, проведенные с баскетболистами высшей квалификации, выявили наличие у большинства из них характерной черты, которая проявляется в не уступчивости в игровых единоборствах с соперниками. Кроме того, у многих высококвалифицированных баскетболистов ярко проявляется самоуверенность, независимость мышления, радикализм, а также наблюдается проявление авторитарности в условиях командного сотрудничества.

Интерес исследователей к личности спортсмена на всех этапах многолетней подготовки связан с возможностью расширить знания о потенциале спортсмена и направлениях его максимальной реализации.

Выводы. Необходимо учитывать, что приведенные выше характеристики личности, безусловно, значимы для игры, но, в, то, же время, могут характеризовать спортсмена как с положительной, так и с отрицательной стороны. В этой связи трудно назвать особенность личности, которая бы тем или иным образом не сказывалась на успешности игровой деятельности спортсмена. В то же время, нельзя говорить ни о неограниченном количестве личностных качеств, поскольку это затрудняет целенаправленное проведение исследований, ни о конкретном качестве, поскольку «. выделение одной особенности личности для заключения о наличии (или отсутствии) способностей к достижению успеха также не правомерно» [3]. Исходя из вышесказанного, логичным считается научный поиск оптимального соотношения такого комплекса свойств и качеств личности спортсмена, которые позволяют прогнозировать достижение спортивного успеха с учетом современных тенденций в спорте.

Литература

1. Артеменко Т.Г. Факторная структура личностных особенностей юных баскетболистов / Т.Г. Артеменко // IX Млжнародний науковий конгрес "Олiмпшський спорт i спорт для Bcix", Киiв, 20-23 верес. 2005 р. : тези доповiдей. -К. : Олiмпiиська лггература, 2005. - С. 99.
2. Артеменко Т.Г Взаимосвязь показателей свойств внимания и успешности игровой деятельности полузащитников // Вестник научных конференций. Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015. - Тамбов. № 4. С. 16-17
3. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.
4. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - К. : Олимпийская литература, 2002. - 296 с.
5. Воронова В.И. Психологическое сопровождение спортивной деятельности в футболе / В.И. Воронова. - К. : Федерация футбола Украины, 2001. - 136 с.
6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
7. Поплавський Л.Ю. Баскетбол / Л.Ю. Поплавський. - К. : Олiмпiиська лiтература, 2004. - 289 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.12.2018)
Просмотров: 22 | Теги: спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь