Понедельник, 11.12.2017, 04:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Д.В.Хромов

ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Проанализированы положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства по вопросам классификации осужденных по видам исправительных учреждений при различных формах преступлений на примере исправительных учреждений Челябинска и Челябинской области.

Ключевые слова: исправительное учреждение,лишение свободы, множественность преступлений,рецидив преступлений, совокупность преступлений, совокупность приговоров, условия отбывания наказания, распределение осужденных, классификация осужденных.

 
Как известно, уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Эти цели поставлены перед учреждениями, исполняющими наказание, а не перед осужденными. Именно учреждения, которые представляют государство, стремятся к тому, чтобы снизить в процессе обеспечения отбывания осужденным наказания путем применения средств исправления уровень общественной опасности их личности до такого, который не допускает совершения новых преступлений. На 1 октября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ содержалось 640 357 человек (меньше на 5728 человек по сравнению с началом года), причем в 719 исправительных колониях отбывали наказание 528 008 человек (+3160 человек), в том числе: в 126 колониях- поселениях — 34 126 человек (+2774), в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы,— 1991 человек (+36); в 218 следственных изоляторах и 101 помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора при колониях, содержался 108 901 человек (-8858); в 8 тюрьмах отбывал наказание 1751 человек (-44), в 27 воспитательных колониях для несовершеннолетних — 1697 человек (+14).

В учреждениях содержатся 50 583 женщины (-2120 по сравнению с началом года), в том числе 41 306 человек — в исправительных колониях, лечебно-исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, 9277 — в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 614 детей.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 56 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав учреждений уголовно-исполнительной системы также входят: 81 уголовно-исполнительная инспекция и 2407 их филиалов, в которых состоят на учете 391 855 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и 5255 человек, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом; 38 федеральных государственные унитарных предприятий, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, 566 центров трудовой адаптации осужденных, 80 производственных мастерских.

При исправительных учреждениях имеется 312 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и 489 учебно-консультационных пунктов, 307 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, действуют 642 культовых объекта: 485 православных храмов, 77 часовен, 6 колоколен (звонниц), 61 исламская мечеть, 10 буддийских дуганов, 3 католических костела, более 700 молитвенных комнат.

Штатная численность персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, финансируемого из средств федерального бюджета, составляет 295 967 человек, из них аттестованных сотрудников — 225 284 человека (кроме того, переменного состава — 6326 человек).
Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 50 центров медицинской и социальной реабилитации, 7 больниц, 75 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

В составе системы действуют семь учреждений высшего образования с одним филиалом, три института повышения квалификации, два межрегиональных учебных центра, девять учебных центров территориальных органов, Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, Научно-исследовательский институт информационных технологий.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г.  в сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными предусматривает создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению (система «социальных лифтов»).

В соответствии с Методическими рекомендациями по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства  целями применения системы стимулов являются социализация осужденных, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности. Основные задачи данной системы — мотивация осужденных к законопослушному образу жизни и дифференциация их по уголовно-правовой, социально-педагогической и психологической характеристикам.

Либерализация уголовного законодательства способствует тому, что значительная часть преступников осуждается к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. По статистике, к лишению свободы в настоящее время осуждается немногим более 28 % всех осужденных, а к остальным применяются наказания, альтернативные лишению свободы (в 2013 г. к наказаниям, не связанным с лишением свободы, приговорено 54,9 % осужденных, из них 28,2 % ранее уже совершали преступления и имели судимость на момент привлечения к уголовной ответственности) . Это свидетельствует о том, что реализуется поставленная Концепцией развития учреждений исправительной системы задача — расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, к лицам, впервые совершившим преступления, сокращение тем самым числа граждан в местах лишения свободы и применение данного наказания только к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Но по-прежнему наказание в виде лишения свободы на определенный срок остается одним из самых применяемых в РФ: в 2008 г. их насчитывалось 33,6 %; 2009 г.— 32,2 %, в 2010 г.— 31,2 %, в 2011 г.— 28,9 %, в 2012 г.— 27,8 %. При этом стабильно высоким является и процент условно осужденных к лишению свободы: в 2008 г.— 38,9 %, в 2009 г.— 38,3 %, в 2010 г.— 36,4 %, в 2011 г.— 36,2 %, в 2012 г.— 30,1 % .

В связи с этим в местах лишения свободы уже сейчас концентрируются осужденные, совершившие более тяжкие преступления, неоднократно судимые, после опасного и особо опасного рецидива. Причем их удельный вес растет, так как они чаще приговариваются к длительным срокам лишения свободы, реже освобождаются досрочно, соответственно это ведет к росту числа отрицательно характеризующихся осужденных, осложнению оперативной обстановки, затруднению процесса исполнения уголовного наказания. Значительный удельный вес в местах лишения свободы лиц, осужденных за различные формы множественности преступлений, позволяет ставить вопрос о необходимости создания системы распределения таких осужденных в зависимости от характерологических параметров их личности (социально-демографические, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные признаки).

В настоящий момент на уровне теории ФСИН России научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями, а также иными территориальными органами ФСИН России осуществляется разработка моделей вновь вводимых учреждений. Концепция реформирования уголовно-исправительной системы предусматривает расширение института колоний-поселений с одновременным увеличением направляемых в них осужденных, так как отбывание наказания в колонии-поселении сводит до минимума негативное влияние изоляции на осужденных, присущее лишению свободы. Предусмотрено в том числе введение колоний-поселений с усиленным наблюдением. Вместе с тем единой четкой концепции (конструктивного принципа) особенностей функционирования и исполнения наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях с усиленным наблюдением нет. По мнению И. Е. Третьякова, по категориям осужденных, которые будут отбывать наказание в этих учреждениях, колонии-поселения с усиленным наблюдением будут занимать усредненную позицию между действующими колониями-поселениями и исправительными колониями общего режима [1]. Очевидно, что контингент, содержащийся в этих учреждениях, с позиции личности осужденных и их криминальной запущенности достаточно непростой. Полагаем, что в этом случае необходим набор условий отбывания наказания с учетом работы системы «социальных лифтов».

Необходимо уже сегодня к решению вопросов о направлении осужденных в то или иное учреждение, распределении их по отрядам, бригадам, жилым помещениям, камерам привлекать психологов, педагогов, социальных работников. Подобный подход к содержанию осужденных способствует созданию необходимых условий для дифференцированного оказания исправительного воздействия на осужденных, относящихся к разным группам, педагогической и психологической работы с ними.

 
Список литературы

1. Третьяков, И. Е. Условия отбывания наказания в колониях-поселениях с усиленным наблюдением (гипотеза) / И. Е. Третьяков // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. 2011. № 3 (6). С. 87 — 90.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016.
Серия: Право. Том 1 Выпуск 4

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (02.07.2017)
Просмотров: 114 | Теги: исправительное учреждение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь