Понедельник, 23.07.2018, 10:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.А.Болтачева — врач-педиатр, заведующая Центром здоровья для детей. г. Арзамас
С.В.Михайлова — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической культуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал
Е.В.Любова — директор средней общеобразовательной школы № 16. г Арзамас

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Представлена оценка физического развития школьников с использованием центильного метода. Исследование проведено по результатам профилактических медицинских осмотров 1 039 учащихся 7-17 лет в Центре здоровья для детей г. Арзамаса. Изучение особенностей физического развития учащихся показало, что большинство школьников имеют морфофункциональный статус, соответствующий возрастно-половым нормативам. Группу с дисгармоничным развитием составляют дети, в основном имеющие избыточную массу тела или высокий рост при недостаточном весе.

Ключевые слова: школьники, физическое развитие, Центр здоровья для детей, центильный метод.

 
В 2001 г. Правительство РФ утвердило общероссийскую систему мониторинга состояния физического здоровья государственной задачей в области социальной политики [3].

В целях мониторинга здоровья школьников осуществляется сотрудничество Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета и Ресурсного центра здоровьесберегаю- щей деятельности средней школы № 16 с Центром здоровья для детей г. Арзамаса. Сетевое взаимодействие обеспечивает контроль эффективности здоровьесберегающей деятельности путём проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров учащихся школы. Устанавливаемые в ходе обследований показатели и темп физического развития являются важной характеристикой состояния здоровья учащихся школы, на базе которой функционирует Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности.

Цель деятельности Ресурсного центра — выявление и систематизация опыта реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях города Арзамаса и Арзамасского района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности [2].
Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребёнка соответствуют возможностям и потребностям его организма. Это связано с различным темпом роста тканей. По динамике роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание [6]. Процессы роста и развития являются наиболее информативными критериями здоровья детского населения и требуют систематического наблюдения, в том
числе в сфере социально-гигиенического мониторинга [1].

Цель исследования — анализ показателей физического развития школьников по результатам профилактических осмотров в Центре здоровья для детей г. Арзамаса.

Материалы и методы исследования. Исследование основывалось на результатах профилактических медицинских осмотров с комплексной оценкой здоровья 1 039 учащихся (510 мальчиков и 529 девочек) 7-17 лет средней школы № 16 с углублённым изучением отдельных предметов на базе Центра здоровья для детей г. Арзамаса в течение 2011-2016 гг. Оценка физического развития проведена с применением центильного метода показателей: длины (ДТ) и массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), динамометрии правой кисти (ДПР), частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического давления (ДАД).

Показатели физического развития анализировали по результатам заключений осмотров школьников в Центре здоровья, полученных с применением программы автоматизированного компьютерного диагностического обследования (АКДО). Физическое развитие оценивалось как гармоничное, если разница между показателями ДТ, МТ и ОГК составляла не более одного центильного интервала, как умеренно дисгармоничное — при разнице в два центильных интервала, как дисгармоничное — при разнице в три и более центиль- ных интервала [4; 5].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка которой проводилась с использованием программ офисного пакета Excel v8.00 и Primer of Biostatistics 4.03. Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, метод оценки достоверности результатов (критерий х2) с доверительным интервалом р<0,05-0,001.

Результаты исследования и их обсуждение. При прохождении профилактических осмотров в Центре здоровья у школьников определялся уровень и гармоничность физического развития. По результатам обследований провели распределение полученных показателей, которые представлены в табл. 1, 2.

За исследуемый период произошло увеличение численности школьников с гармоничным и умеренно дисгармоничным физическим развитием (с 70,5 до 78,3 %) и, соответственно, уменьшилась доля детей с дисгармоничным развитием, за исключением школьников, имевших избыточную массу тела, а также низкий вес при высоком росте.

Таблица 1
Распределение школьников по гармоничности физического развития, %

Таблица 2
Характерные особенности школьников с недисгармоничным физическим развитием, %

Распределения центильных оценок показателей физического развития имеют разнонаправленный характер (табл. 3). Распределение оценок ДТ близко к эталонному, а для других параметров имеет асимметричное смещение: правосторонний тип отклонения распределения оценок выявлен у показателей МТ, ОГК, ЖЕЛ, ДПК и ДАД, а левосторонний — у показателей САД.

Нежелательным фактом является распространённость (выше эталонных значений) школьников с высокими значениями МТ и ОГК, но при этом отмечается аналогичная распространённость школьников с высокими значениями ЖЕЛ и ДПК, что является позитивным показателем развития функциональных возможностей.

Таблица 3
Распределение центильных оценок показателей физического развития обследованных школьников, %

Оценка гемодинамического показателя (САД, ДАД и ЧСС) свидетельствует о напряжении вегетативного статуса почти у 15 % школьников, среди которых выявлены пониженные показатели САД на фоне завышенных значений ДАД, что ведёт к уменьшению пульсового давления.

Распределение центильных оценок ЧСС отличается смещением к крайним вариантам, что может являться ответной реакцией организма на компенсацию напряжённости сосудистого тонуса.

Таблица 4
Распределение школьников по группам физического развития, %

Условные обозначения: НФР — нормальное физическое развитие, НМТ — низкая масса тела, ИМТ — избыточная масса тела, НДТ — низкая длина тела, ВДТ — высокая длина тела.

В ходе исследования провели сравнительный анализ показателей физического развития учащихся школ города, прошедших обследование в Центре здоровья (3 450 школьников). Большинство учащихся имеет нормальное физическое развитие (68,875,8 %). Среди групп с отклонением физического развития по численности преобладают школьники с повышенным ИМТ (7,4-12,6 %) (табл. 4). Учащиеся школы № 16 имеют лучшие показатели физического развития в сравнении с учащимися других школ.

Заключение. Изучение особенностей физического развития учащихся школы, на базе которой расположен Ресурсный центр здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, показало, что большинство школьников имеют морфофункциональный статус, соответствующий возрастно-половым нормативам. Полученные оценки являются результатом внедрения здоровьесбе- регающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

В группе школьников с отклонением физического развития преобладают дети с избыточной массой тела, а также с напряжением гемодинами- ческого статуса. Последнее можно объяснить тем, что средняя школа № 16 является учреждением с углублённым изучением отдельных предметов и школьники испытывают дополнительные нагрузки. Одной из задач работы Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности является профилактика психоэмоционального напряжения и коррекция физической формы школьников.

Отклонения в уровне физического развития, выявленные при профилактических медицинских осмотрах в Центре здоровья для детей, могут скрывать в себе различного рода заболевания, поэтому своевременное выявление нарушений в физическом развитии и их коррекция способствуют повышению уровня здоровья детей.

Список литературы

1. Богомолова, Е. С. Диагностика факторов риска в системе «среда обитания — здоровье школьников» / Е. С. Богомолова, Ю. Г. Кузмичёв, Т. В. Бадеева, М. В. Ашина // Здравоохранение Рос. Федерации. — 2011. — № 5. — С. 17-18.
2. Любова, Е. В. Создание школ — ресурсных центров здоровьесберегающей деятельности / Е. В. Любова, И. Е. Шестерина, И. Н. Завьялова // Роль науки в развитии общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 18 марта 2016 г. : в 2 ч. — Уфа : Омега-Сайнс, 2016. — Ч. 1. — С. 196-198.
3. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи : Постановление Правительства РФ № 916 от 29 дек. 2001 г.
4. Автоматизированная система скриниру- ющих обследований — АКДО : програм. комплекс / ООО «Интеллектуальные программные системы». — СПб., 2010. — 107 с.
5. Калюжный, Е. Е. Физиологические характеристики современных школьников / Е. А. Калюжный, В. Н. Крылов, Ю. Г. Кузмичёв, А. И. Сабурцев, С. А. Сабурцев, С. В. Михайлова // Соврем. проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — С. 508.
6. Безруких, М. М. Характеристика среды жизнедеятельности современных российских школьников / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева [и др.] // Вопр. соврем. педиатрии. — 2006. — Т. 5, № 5. Прил. 1. Школа и здоровье. — С. 31-36.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 22-26.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.06.2018)
Просмотров: 19 | Теги: Физическое развитие, школьник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь