Четверг, 14.12.2017, 03:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Хапсагай - борьба быстроты и ловкости

Е.Г.Винокуров

Хапсагай - борьба быстроты и ловкости

Аннотация. В статье рассмотрены исторический опыт применения боевое искусство хапсагай как преемственность древних традиций до наших дней. Показаны различные этапы и периоды развития в повседневной жизни.

Ключевые слова: быстрота, ловкость, выносливость, настойчивость.

 

У народа саха всегда почитали и в своих сказаниях и героическом эпосе олонгхо превозносили сильных, ловких и могучих богатырей. Во всех этих легендах и преданиях главными героями являлись люди, не злоупотребляющие своим могуществом. Подобные морально - этические нормы поведения также передавались от отцов к детям, от дедов - к внукам. Особенно не принято у народа саха выставлять напоказ свою мощь, силу и другие выдающиеся качества.

Персонажи олонгхо всегда были добросердечными защитниками жителей Среднего мира. При этом интересно, что они в конце жесточайшей схватки своих врагов побеждали при помощи приемов борьбы хапсагай. Как мы считаем, что олонгхо зарождалось, когда на свет появился народ саха, три тысячи лет тому назад, так написано в многотомной истории Сибири. Следовательно, с тех пор существует и борьба хапсагай, притом в виде секретного боевого искусства. Уместно привести слова великого тренера Дмитрия Петровича Коркина о том, что «умение бороться по хапсагаю требует особого мастерства, не каждый борец, владеющий другим видом борьбы, может хорошо бороться по хапсагаю»(1, с. 13).

Начиная со второй половины пятидесятых годов двадцатого столетия в Якутии по инициативе выпускника Центрального ордена Ленина Всесоюзного института физической культуры Николая Николаевича Тарского, уроженца Усть - Алданского района, начала культивироваться вольная борьба. За эти годы в Якутии этот вид спорта получил широкое распространение и развитие, были подготовлены разрядники, кандидаты и мастера спорта СССР, мастера международного класса, чемпионы и призеры международных турниров, Советского Союза, Европы и мира. На наш взгляд, в быстром достижении таких великолепных результатов молодежи народа саха имеет серьезное влияние национальной борьбы хапсагай.

Спортивный журналист и комментатор Владислав Коротов подчеркивает: «С 1972 года началась новая эра якутского спорта, когда на высшую ступень олимпийского пьедестала поднялся якутский борец Роман Дмитриев. Затем было триумфальное выступление сразу трех представителей народа саха на Монреальской Олимпиаде - золото Павла Пинигина и серебряные медали Романа Дмитриева и Александра Иванова. Все они были воспитанниками и учениками гениального тренера Дмитрия Петровича Коркина, положившего в основу якутской школы вольной борьбы элементы национальной борьбы - хапсагая»(2, с.129).

Исследователи научного наследия прославленного тренера Дмитрия Петровича Коркина Василий Васильевич Уйгуров и Петр Иванович Кривошапкин в книге «Д.П.Коркин: статьи, обзор научных трудов» пришли к выводу по состоянию об изучении взаимосвязи и положительном влиянии национальных видов борьбы и вольной борьбы(З).

Великий тренер Дмитрий Петрович Коркин в своем научном методологическом анализе выделяет следующие структуры качества: «Существует на практике два типа вольника в условиях Якутии: первые из этих двух типов борцы, прошедшие через народную школу - хапсагай. Второй тип - борцы, не прошедшие через народную школу, без предварительной подготовки начавшие занятия по вольной борьбе. Сравнивая результаты этих двух групп борцов, получаем наглядную картину превосходства мастеров первой группы.(По анкетным данным Сафонова Н.И., Коркина Д.П.)» (4, с.6).

Дмитрий Петрович пришел к выводу: «В настоящее время якутский хапсагай имеет два вида хапсагаистов. Первая группа хапсагаистов - это те, кто прошел народную школу хапсагая. Они быстры, чувствительны, комбинационны, результативны, устойчивы в ситуациях вне захвата. Вторая группа хапсагаистов - вольники, которые занимаются хапсагаем. Они медлительны, отличаются устойчивостью в большей части в ситуациях захватами, непроницаемостью. Их можно называть представителями нового класса хапсагаистов. Быстрота, подвижность является наиболее характерной чертой якутского хапсагая»(5, с.6).

Профессор Шамаев Н.К. подчеркивает: «Борьба хапсагай - это якутская национальная борьба, состязание в ловкости и быстроте, силе и выносливости, она имеет сходство с восточным видом боевого искусства - айкидо. Есть предположение, что в глубокой древности существовал боевой вид хапсагая. В произведениях якутского героического эпоса олонгхо ярко описываются побела богатыря среднего мира над представителями «темной силы» при помощи приемов борьбы хапсагай. Значит, в старину древние воины проводили определенную подготовку по изучению приемов хапсагая и успешно использовали их в сражениях»(6, с.60).

Итак, профессор Н.К.Шамаев рекомендует использовать игры единоборств. Они основаны на состязательности. С их помощью приобретается морально - психологическая подготовка, воспитывается сильная воля, уважение и гуманное отношение к соперникам.

Таким образом, не стоило бы слишком увлекаться зарубежными традициями единоборств и самозащиты, а надо возрождать национальную борьбу народа саха - хапсагай. В процессе деятельности складываются как моральное понятие, так и чувства, привычки и другие компоненты нравственного облика личности.

«Хапсагай» в дословном переводе на русский язык означает состязания в ловкости и быстроте. Хапсагай как вид спорта - это единоборство, в котором, применяя различные приемы, борцу нужно вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Отличие хапсагая от других видов борьбы (вольной, классической) заключается в том, что поединок ведется только в положении стойки. Продолжительность схватки - пять минут, площадка или ковер должны быть круглой формы, диаметром десять метров.

Великий тренер Дмитрий Петрович Коркин констатировал: «В хапсагае чистая победа присуждается уже за одно касание земли двумя точками тела (не считая ступней), а значит и любой бросок, т.е. если противник потерял равновесие и двумя руками коснулся земли, или оперся коленом и рукой, а тем более, если он упал на четвереньки, на бок, посажен на ягодицы и т.д.

Отсюда вытекает еще одно отличие - в хапсагае не применяется мост.

В хапсагае не присуждается победа за явным преимуществом или технически чистая победа»(7, с.9).

Таким образом, умение бороться по хапсагаю требует особого мастерства, не каждый борец, владеющий другим видом борьбы, даже профессионал, может успешно бороться по хапсагаю. В хапсагае осторожные сдвиги противников, обманные движения, перешагивания, внезапно, можно сказать, моментально сменяются молниеносной схваткой и комбинациями серийных приемов.

Основная проблема перспективного дальнейшего развития и возрождения национальной борьбы народа саха - хапсагай заключается в том, что ни одно учебное заведение, и среднее, и высшее не выпускают специально обученных, всесторонне подготовленных специалистов - тренеров - хапсагаистов, которые успешно занимались бы только хапсагаем, то это бы принесло прекрасные плоды.

Литература:

1. Д.П.Коркин: статьи, обзор научных трудов. Авторы - составители В.В.Уйгуров, П.И.Кривошапкин. Якутск, 2003.
2. Возрождая традиции предков. Авторы - составители В.П.Кочнев, Ю.Григорьев, В.П.Коротов. Якутск, 2009.
3. Д.П.Коркин: статьи, обзор научных трудов. Авторы - составители В.В.Уйгуров, П.И.Кривошапкин. Якутск, 2003.
4. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. Якутск, 2009.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (22.11.2017)
Просмотров: 24 | Теги: хапсагай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь