Суббота, 19.08.2017, 03:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-СТАДИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

С.Ю.Долгова

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-СТАДИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье представлен метод кейс-стади в процессе обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Автор рассматривает ряд требований, связанных с применением данного метода. В статье детально описываются этапы практической работы с кейсами. Автор отмечает, что метод анализа конкретных ситуаций позволяет студентам принимать решения в коллективе. Делается вывод, что использование кейс-стади направлено на то, чтобы студенты достаточно компетентно использовали профессиональный иностранный язык для эффективного общения.

Ключевые слова: кейс-метод, обучение иностранному языку, межкультурная профессиональная коммуникация, самостоятельность мышления, культура преподавания.

 

Преподавание иностранного языка на старшей ступени в экономических вузах требует поиска новых методов обучения. Студенты, имеющие запас профессиональной лексики стремятся к применению данной лексики в ситуациях, приближенных к аутентичным условиям. В данном случае преподаватель использует анализ реальных ситуаций (кейсы).

Популярность данного метода основана на приближенности к профессионально ориентированной модели поведения будущих специалистов в условиях деловой среды [6, c. 155].

В частности, метод кейс-стади позволяет сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами [1, c.11].

Кейс-метод позволяет применить на практике знания, полученные на предыдущих этапах обучения. Студенты, применяя эмпирическое и диалектическое мышление, учатся приводить доказательства, отстаивая своё видение в решении поставленной задачи. Они включаются в поисковый характер познания. Таким образом, студенты, работая в группах, учатся прислушиваться к мнению собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать свои ошибки, находить оптимальное решение. Кейс-метод помогает готовить будущих специалистов к оптимальному поведению в различных ситуациях, формирует профессиональную компетенцию. Известно, «что в обобщенном виде профессиональная компетентность представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере»[4, c. 96].
В методе кейс-стади дискуссия занимает центральное место. Студенты по своей инициативе создают

дискуссионное поле и поле аргументации, при этом активное участие в обсуждении проблемы принимает вся группа. У них во время дискуссии проявляется гибкость и готовность мышления к неожиданным поворотам спора, не запланированным и не предусмотренным заранее. У студентов развита чувствительность к логическим и диалектическим противоречиям, они проявляют интеллектуальную инициативу и полемичность суждений. Обучаемые стараются доказать реальному или мысленному оппоненту правоту своих взглядов.

Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: правильно выбранной темы, уровня подготовки студентов и стремления самого преподавателя к коллективной работе с кейсом. Поскольку в методе кейс-стади дискуссия выполняет основополагающую функцию, роль преподавателя очень важна — он должен добиваться активности всех участников, выслушивать все аргументы за и против, контролировать процесс в общем, но не влиять на содержание. Таким образом, преподавателю отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта [2, с. 37].

Преподавателю необходимо чётко понимать, что детальный разбор кейса и представление анализа на иностранном языке является одним из самых трудных моментов обучения, так как студентам, принимающих участие в дискуссии, нужно обозначить самые важные моменты и найти способы их решения. При низком уровне владения профессиональной иноязычной лексикой анализ кейса получится неосновательным.

Задача преподавателя на первом и втором курсах заключается в том, чтобы студенты накопили необходимый запас профессиональной лексики, умели аннотировать, реферировать, так как применение кейс-стади требует определённого запаса знаний по специальности и достаточного запаса профессиональных терминов.

Во время разработки кейса преподаватель сталкивается со многими трудностями. Кейс требует пошаговой подготовки. Он должен вызывать интерес у студентов. Наибольшей популярностью у обучаемых пользуется практическая ситуация. Преподаватель прорабатывает требования, которым должен отвечать кейс, применяемый в той или иной группе, а затем уже этапы работы над кейсом. Это своего рода путеводитель, дающий инструкции для достижения цели.

Кейс не должен содержать сложную терминологию, ситуация должна иметь элементы конфликта, напряжённости, что ведёт к наиболее интересной дискуссии.

Приведём пример кейса, используемый на занятиях по английскому языку со студентами направления подготовки «Менеджмент».

1. Сюжет кейса драматичен и требует немедленного решения. Завод по производству пластиковых бутылок сгорел, минеральный источник находится поблизости, завод обеспечивал работой большинство местных жителей.

2. Студентам предлагаются вопросы, исходя из ключевых слов кейса. Предлагается газетный текст о происшествии на заводе и вопросы к тексту.

3. Студенты слушают интервью представителя профсоюза с чиновником по общественным связям, отвечают на вопросы.

4. Распределяются роли менеджеров (по продажам, финансам, персоналу, маркетингу), и они должны решить, что делать в сложившейся ситуации.

5. Предлагается газетная статья о подобном происшествии, но в другой стране. Студенты сравнивают две ситуации, предлагают окончательные варианты решения.

Работа с данным кейсом результативна, так как выполняется с учётом методических рекомендаций:
- кейс представляет несложную деловую ситуацию;
- ситуация представляет интерес для всех участников дискуссии;
- цель ситуации - формирование навыков работы в команде и принятие коллективного решения;
- тема, взятая из реальной жизни позволяет каждому студенту высказать свою точку зрения;
- студенты принимают участие в монологе, диалоге, полилоге с целью найти правильное решение.

При осуществлении контроля работы над кейсом преподавателю следует руководствоваться рядом принципов: систематичности, объективности, комплексности, индивидуальности.

Таким образом, применение кейс-метода в изучении английского языка позволяет сделать занятие более аутентичным и улучшить знание иностранного языка в целом. Развивает самостоятельность мышления, заставляя думать на языке. Учит публично выступать на иностранном языке. Формирует навыки ведения беседы, способствует проявлению интеллектуальной инициативы, заставляет подкреплять доводами своё высказывание, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст. Учит работать в коллективе и вырабатывать совместное решение. Систематическое применение кейсов позволяет студентам накопить готовые решения реальных ситуаций, создавая тем самым прецедент, к которому будущий специалист может обратиться на практике.

С.А. Жданов отмечает: «нужно уметь добывать знания, но и не менее важно уметь их применять» [5, с. 4].
Подводя итог выше сказанному, следует особо подчеркнуть, что метод кейс-стади завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить интеллектуальную инициативу и эмпирическим путём найти оптимальное решение проблемы.

Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учёбе [3, c. 4].

Литература

1. Агафонова Е. А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании нтернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе / Е. А. Агафонова // Молодой ученый. - 2011. - №6. Т.2. - С. 114-116.
2. Акуленко Н.Б., Елина О.А. Особенности применения инновационных методов в образовательном процессе //Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.-2013-№3 (57). - С.32-40.
3. Антипова М.В. Метод кейсов (case-study)/Методическое пособие для преподавателей
филиала. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ». -011.
4. Горбунова Н.В. Культурный капитал как процесс деятельной реализации профессиональной компетенции индивида. Поволжский торгово-экономический журнал. - 2013. - № 1 (29). - С 96-103.
5. Жданов С.А. Особенности применения международных стандартов образования в современной высшей школе России в условиях рыночной экономики // Электронный научный журнал «Известия РЭУ им. Г.В. Плеханова». - 2013.- №1 (11).- С. 4.
6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. - 2011. -№5. Т.2. - С. 155-157.
7. Markus Hoffmann, Andrew Chisholm. Text mining and Visualization: Case Studies Using
Open-Source Tools. CRC Press. 2015.

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (20.06.2017)
Просмотров: 17 | Теги: кейс-метод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь