Среда, 22.01.2020, 10:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ

В. А. Пинюгина

КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

Изменения, произошедшие в конце XX - начале XXI в. в общественной и политической жизни России, не могли не потребовать пересмотра структуры образования. Воспитание человека с устойчивыми морально-нравственными ценностями, в том числе патриотическими, способного осознанно действовать и принимать решения стало одной из важных задач, стоящих перед новым государством.

В настоящее время большую поддержку в решении данной проблемы оказывают образовательные учреждения, внедрившие в свою деятельность казачий компонент, или учреждения, имеющие казачий статус. Казачье образование становится важной составляющей образовательной системы. Существует целая сеть казачьих учебных заведений, развитию которых уделяется внимание на федеральном уровне. Так созданы постоянная (профильная) комиссия по развитию взаимодействия системы образования с казачьими обществами, Совет при Президенте РФ по делам казачества и пр. В каждом федеральном округе России разрабатываются общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества. В большей степени это касается традиционных казачьих регионов.

Под казачьим образованием понимается усвоение молодым поколением системы общеобразовательной подготовки, а также специфических знаний истории казачества, культурной самобытности, традиций, бережно сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение [1, с. 20]. Также казачье образование можно определить как основу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Как отмечает О. В. Щупленков, смысл казачьего образования состоит в сохранении историко-культурных традиций казачества, патриотизме, служение во благо Родины, принадлежность православной вере. Данные принципы должны находить своё отражение в содержании учебных дисциплин, преподаваемых в учреждениях казачьей направленности [1, с. 22].

В деятельность современной школы казачье образование и воспитание внедряется через «казачий компонент», основой которого выступают военно-патриотические традиции казачества. Заместитель директора школы по воспитательной работе ГБОУ «Новоселенгинская школа- интернат среднего (полного) общего образования» (Республика Бурятия) З. Д. Дамбаева считает, что военно-патриотическое воспитание является первостепенной задачей в казачьей народной педагогике. Казачья педагогика не только воспитывает готовность к выполнению воинских обязанностей, но и немало внимания уделяет выработке нравственного сознания и национального самосознания. В свою очередь формирование патриотически настроенного подрастающего поколения является важной задачей для современной России. Стоит отметить, что именно патриотизм, по мнению президента страны В. В. Путина, является главной объединяющей идеей современной России.

Кадетско-казачье образование реализуется в Республике Бурятия и Забайкальском крае. Регионы не считаются исконно казачьими, как, например, Ростовская область, Краснодарский край, за исключением отдельных районов. Например, в Забайкальском крае к казачьим районам относятся: Кыринский, Акшинский, Борзинский, Калганский, Александ- ро-Заводский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский, Шилкинский, Улётовский, Читинский, Карымский, Ононский, Приаргунский, Нерчин- ский, Оловяннинский, Краснокаменский, Сретенский районы [2].

Ежегодно казачье образование в указанных регионах становится все популярнее. Об этом свидетельствует расширение сети учебных заведений, внедривших в свою образовательную деятельность казачий компонент. В Бурятии казачьи классы функционируют в следующих образовательных учреждениях: МОУ СОШ г. Закаменск (Закаменский район), МБОУ «Баргузинская СОШ» (Баргузинский район), МБОУ «Онохойская СОШ №2» (Заиграевский район), ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» (Селенгинский район), в г. Улан-Удэ - МАОУ СОШ № 50 и 52 и т. д. Учащиеся изучают историю казачества, а также занимаются начальной военной подготовкой. Общая численность детей, охваченных казачьим образованием в 2017 учебном году в Бурятии составила 278 человек [3].

В Забайкальском крае в настоящее время образованы казачьи кадетские классы в Ононском районе - 2 класса (с. Нижний Цасучей и с. Первый Чиндант). В Мунгачинской, Аргунской станицах (Нерчинско- Заводский район) создан казачий кадетский корпус из 6, 8, 9, 10-х классов (51 человек). В с. Знаменка Нерчинского района функционирует казачья кадетская школа (МБОУ «СОККШ с. Знаменка»), в с. Мирсаново Шилкинского района - МОУ «Мирсановская СОКШ».

Таким образом, во многих населённых пунктах Республики Бурятия и Забайкальского края уже имеется опыт организации классов казачьей направленности. И это только классы при общеобразовательных школах. Большее отражение казачье образование находит в работе кружков, объединений, клубов.

Например, в Республике Бурятия в с. Верхние Тальцы Хоринского района при средней школе в 2018 г. организован кружок «Пластун». Как отмечает руководитель кружка Е. В. Мартынов, потомственный казак, в первую очередь, учащиеся получают военно-патриотическое воспитание. Ребята занимаются многоборьем, учатся владеть шашкой, нагайкой, изучают историю казачества Хоринского района, готовятся к участию в республиканском фестивале казачьей культуры [4].

В Акшинском районе Забайкальского края при муниципальном учреждении культуры «Межпоселенческое социально-культурное объединение» действует «Школа казачат "Будущие атаманы"» (руководитель школы - И. Н. Судьин).

«Школа казачат "Будущие атаманы"» представляет собой межпоселенческое детское клубное формирование, работающее во время школьных каникул. Цель формирования - духовно-патриотическое воспитание подростков через изучение истории, быта и культуры Забайкальских казаков, возрождение традиционной казачьей культуры. Занятия проводятся по школьной схеме: теоретические, практические занятия по 45 мин, культурно-массовые мероприятия, мастер-классы, просмотры документальных и художественных фильмов. Для работы с детьми привлекаются преподаватели физической культуры, специалисты-практики по той или иной теме, налажена тесная связь с настоятелем местного храма Успения Пресвятой Богородицы, который проводит теоретические занятия, присутствует на мероприятиях, проводит бесплатное крещение казачат, организует крестные ходы и т. д. [5].

С появлением всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» о юных казаках стали говорить ещё чаще, так как они стали пополнять ряды юнармецев.

С целью выявления основных проблем возрождения казачества, а также эффективных способов сохранения и развития казачьей культуры было проведено исследование - экспертный опрос. Экспертами выступили компетентные лица в вопросах возрождения казачества, развития казачьей культуры.

Эксперты выразили свою точку зрения в отношении многих вопрос, в том числе по поводу казачьего образования, необходимости его внедрения и осуществления в Республике Бурятия и Забайкальском крае.

В. К. Бужигеев, учитель Государственного бюджетного образовательного учреждения «Новоселенгинская школа-интернат среднего (полного) общего образования», отмечает, что необходимость в казачьем образовании и воспитании имеется, так как оно направлено на формирование и развитие личности - патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. По его словам, необходимо учитывать влияние социальной среды, в которой растут и формируются многие учащиеся. Те, кто живёт в казачьей станице, не имеют права забывать замечательные традиции казаков, их быт и нравы, их систему воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому педагогический коллектив данного учреждения не отказывается от идеи создания классов казачьей направленности, ведь жители Селенгинской станицы являются хранителями ценнейшего клада - традиций Селенгинского казачества. В этом администрацию и педагогов школы поддерживают и родители учащихся, и жители станицы. В. К. Бужигеев считает, что в культурном наследии наших предков заложены огромные возможности работы с детьми, подростками и молодёжью.

И действительно, 25 экспертов (из 30) высказались за необходимость казачьего образования. Единственное, в чем экспертное мнение расходится, это необходимость его повсеместного внедрения.

Например, И. Н. Судьин, начальник школы казачат «Будущие атаманы» говорит о том, что в местах традиционного проживания казаков на это есть общественный запрос и необходимость, для того чтобы не утратить свою самобытность и патриотизм у детей и молодёжи.

По мнению потомственного казака А. Е. Шевыряева, необходимость в казачьем образовании есть, но только для желающих. Насильно заставлять всех не стоит. Эксперт также отметил, что казачье образование возвращает человека к природе, от которой в век технического прогресса он удаляется.

К примеру, директор Кяхтинского краеведческого музея им. академика В. А. Обручева» Б. Ц.-Е. Цыремпилов считает, что в Кяхтинском районе Республики Бурятия казачье образование необходимо, так как район является приграничным, казачьим.

Обобщая ответы большинства экспертов о необходимости внедрения казачьего образования, выделим основные положения:

- казачье образование - гарантия сохранения культуры, особые свойства в воспитании;

- казачье образование необходимо, так как слишком много традиций и заповедей предков потеряно в связи с урбанизацией и глобализацией;

- необходимость в казачьем образовании есть, так как казачье образование - это не только форма, не только основы православной культуры, это не только курс истории и культуры казачества. Это воспитание, это весь комплекс, который действительно позволяет воспитать ребёнка полноценным человеком.

Только один из экспертов считает, что светское государство не требует особого образования, в том числе казачьего (Г. В. Коновалов, потомственный казак).

Большинство экспертов сошлось во мнении, что казачье образование необходимо в силу патриотической составляющей казачьей культуры. Патриотизм - главная черта культуры казачества, так утверждают 96,6 % экспертов.

По мнению одного из опрошенных, вся история казачества говорит о высоком патриотизме данной группы населения. Если основываться на культуре, народном творчестве (песенном, поэтическом, танцевальном), то там звучит тема любви к Родине, готовность на подвиг ради ее благополучия, благополучия семьи, своих друзей.

Интерес представляют рассуждения И. Н. Судьина, который пишет о том, что казаки всегда были вне политики, основывая своё служение Родине на триединстве «За Веру, Царя, Отечество». И во все времена отступление от этого (как в 1917 г.) неизбежно приводило к краху служения казачества.

Несмотря на явную потребность в казачьем образовании, вопрос о повсеместном внедрении или на какой-либо конкретной территории, как уже отмечалось, остаётся открытым. Возможно, причина кроется в отсутствии единой государственной политики в области казачьего образования. Такой точки зрения придерживаются 90 % экспертов.

По мнению экспертов, казачье образование, может осуществляться в различной форме (кружок, хор, кадетский класс, клуб), однако в настоящее время свою популярность набирает внедрение казачьих классов в образовательную деятельность обычной школы. На рисунке 1 представлено отношение экспертов к внедрению казачьих классов в школьное образование.

Рис. 1. Как Вы относитесь к внедрению в школьное образование казачьих классов?

Согласно данной диаграмме, 83,3 % экспертов относятся к внедрению в образовательный процесс казачьих классов положительно / скорее положительно, нейтрально - 6,7 %, столько же - затруднились ответить. И лишь один человек указал на скорее отрицательное отношение.

Развитие системы казачьего образования сопряжено и с некоторыми неблагоприятными факторами. Так, экспертам был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, мешает развитию системы казачьего образования?». Ответы были следующие:

- недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение деятельности казачьих учреждений (76,7 %);

- необеспеченность подготовленными педагогическими кадрами (66,7 %);

- бессистемность создания казачьих учебных заведений (63,3 %);

- наличие многообразия форм учебных заведений без четкого определения требований к их деятельности (36,7 %);

- использование в казачьих образовательных учреждениях военизированной составляющей, заимствованной у военных учебных заведений, а не специально разработанной для этого типа учреждений (23,3 %).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что как и в Республике Бурятия, так и в Забайкальском крае, имеется опыт осуществления
казачьего образования, с каждым годом увеличивается количество обучающихся. По инициативе Забайкальского казачьего войска в Забайкальском крае были созданы две школы, которые имеют статус казачьей кадетской школы (с. Мирсаново, с. Знаменка). В рамках дополнительного образования ведётся работа в тематических объединениях, кружках, клубах, где дети изучают историю забайкальского казачества, знакомятся с традициями и обычаями казаков, занимаются строевой подготовкой, участвуют в культурных и спортивных мероприятиях и пр. Исходя из результатов экспертного опроса, в обществе преобладают положительные оценки казачьего образования, основанные на имеющемся опыте в данных регионах, а также на территории всей России. Однако одной из главных проблем, стоящих перед казачьим образованием, является недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение данной сферы. В своих рассуждениях эксперты акцентировали внимание на то, что в настоящее время отсутствует единая государственная политика в области казачьего образования, что влечёт за собой сложности его осуществления.

Таким образом, для Республики Бурятия и Забайкальского края казачье образование - перспективное направление, обладающее мощным рычагом воздействия на подрастающее поколение, но требующее детальной проработки.

Список литературы

1. Щупленков О. В. К вопросу о системе казачьего образования и воспитания // Казачество. Москва, 2016. URL: https://cyberleninka.ru/ (10.01.2019).
2. Информация о деятельности по организации государственной поддержки и развитию самобытной казачьей культуры в Забайкальском крае // Министерство культуры Российской Федерации. URL: www.mkrf.ru/ (05.01.2019).
3. Доклад атамана ЗКВ // Забайкальское казачье войско. URL: httpV/звко. рф/ (15. 09. 2018).
4. Намсараева С. В Бурятии сельский учитель возрождает боевое искусство и народные промыслы казаков // ИнформПолис. URL: https://www.infpol.ru/ (08.01.2019).
5. Отчет о работе учреждений культуры МР «Акшинский район» за 2017 г. // ГУК «Учебно-методический Центр культуры и народного творчества» Забайкальского края. URL: dntchita.ru (12.01.2019).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (04.12.2019)
Просмотров: 45 | Теги: казачье, казаки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь