Вторник, 28.02.2017, 03:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц

Как проводятся выездные налоговые проверки у физических лиц

Возможность проведения выездной проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлена ст. 89 НК РФ. Физлица в силу НК РФ являются плательщиками налогов и сборов, и на них возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (такие как НДФЛ, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц и др.) (ст. ст. 9, 19 НК РФ).

Чтобы проверить правомерность и корректность проведения выездной проверки, рекомендуем ознакомиться с процедурой и сроками ее проведения, а также правами сотрудников налоговых органов и налогоплательщиков при проведении такой проверки.

 

1. Назначение и проведение выездной проверки (ст. 89 НК РФ)

1.1. Место проведения проверки

Налоговый орган проводит выездную налоговую проверку по месту жительства физлица (абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ).

 

Обратите внимание!

Сотрудники налогового органа должны получить согласие граждан, проживающих в жилом помещении проверяемого физлица, на проведение налоговой проверки. При отсутствии такого согласия выездная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции РФ; п. 5 ст. 91 НК РФ).

 

1.2. Предмет проверки

Предмет выездной проверки - правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом сотрудники налоговых органов вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

 

1.3. Проверяемый период

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом. По общему правилу налоги проверяются только за период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

 

1.4. Срок проведения проверки

У сотрудников налогового органа есть два месяца для проведения выездной проверки (п. 6 ст. 89 НК РФ). Этот срок не зависит от времени нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

Срок выездной проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев, если (п. 6 ст. 89 НК РФ; Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@):

- налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;

- на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;

- проверяемый налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налоговых органов;

- имеются иные обстоятельства.

Срок выездной проверки может быть приостановлен (общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев) (п. 9 ст. 89 НК РФ):

- в связи с необходимостью получения информации от иностранных госорганов в рамках международных договоров;

- в связи с необходимостью проведения экспертизы;

- для перевода на русский язык документов, которые представлены налогоплательщиком на иностранном языке, и для истребования у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц документов (информации), которые относятся к деятельности этого налогоплательщика.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

 

1.5. Решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки - это основание для проведения выездной проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ). Такое решение должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 89 НК РФ):

- фамилию, имя и отчество налогоплательщика;

- предмет проверки (налоги);

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

 

1.6. Права налоговых органов и физлиц при проведении проверки

Сотрудники налоговых органов не вправе:

- осматривать жилые помещения проверяемого физлица, а также другое его имущество, находящееся в жилых помещениях (ст. ст. 91, 92 НК РФ);

- производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физлица, даже если это лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (ст. ст. 93, 94 НК РФ).

Сотрудники налоговых органов вправе независимо от наличия согласия налогоплательщика (ст. 31, п. п. 12 - 14 ст. 89, ст. ст. 86, 90 - 97 НК РФ):

- запросить необходимые для проверки документы;

- осмотреть имущество налогоплательщика, которое находится в нежилых помещениях, в том числе недвижимое имущество, не являющееся жилым;

- произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физлица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в срок;

- вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физлицо, которому может быть известна какая-либо имеющая значение информация (ст. 90 НК РФ);

- привлечь специалистов и экспертов (ст. ст. 95, 96 НК РФ);

- истребовать у третьих лиц документы/информацию, касающиеся деятельности проверяемого физлица (ст. 93.1 НК РФ).

Если физлицо препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определять подлежащие уплате им суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о физлице, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Физлица, в частности, имеют право:

- на ознакомление с решением о проведении выездной проверки (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 91 НК РФ);

- проверку в рамках ограничений по проверяемым периоду и налогам, а также по количеству проверок, которые предусмотрены НК РФ и обозначены в решении о проведении проверки (п. п. 4, 5, 7 ст. 89 НК РФ);

- соблюдение процедуры проведения мероприятий налогового контроля в ходе выездной проверки: выемки, осмотра, допроса, инвентаризации, экспертизы, истребования документов и т.д. (ст. ст. 90 - 99 НК РФ);

- ознакомление с решениями налогового органа о приостановлении и возобновлении выездной проверки и соблюдения правил при приостановлении выездной проверки (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32, п. п. 6, 9 ст. 89 НК РФ);

- ознакомление с решением налогового органа о продлении срока выездной проверки (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 9 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 89 НК РФ),

- соблюдение срока проведения выездной проверки (п. п. 6, 8 ст. 89 НК РФ);

- получение справки о проведенной выездной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ);

- получение экземпляра акта выездной проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ);

- ознакомление с материалами проверки (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ);

- подачу письменных возражений по акту выездной проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);

- участие в процессе рассмотрения материалов выездной проверки и представление объяснений (п. 2, пп. 2 п. 3, абз. 1 п. 4, абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ);

- ознакомление с правами и обязанностями в ходе рассмотрения материалов выездной проверки (пп. 4 п. 3 ст. 101 НК РФ);

- ознакомление с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

- получение копии итогового решения (п. п. 9, 13 ст. 101 НК РФ);

- обжалование итогового решения (ст. ст. 137 - 139.1 НК РФ) и др.

 

2. Оформление результатов выездной проверки

2.1. Справка о проведенной выездной проверке

В последний день проведения выездной проверки налоговый орган составляет и вручает налогоплательщику справку о проведенной проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ). Дата составления справки - это дата окончания выездной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

 

2.2. Акт выездной проверки

По итогам проведенной выездной проверки налоговый орган составляет акт (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства. Если акт не будет составлен, то решение по результатам проверки не может считаться принятым на законных основаниях (п. 1 ст. 101 НК РФ). Акт должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ).

 

Примечание. Акт составляется, даже если нарушений не обнаружено (п. 1, пп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ). В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.

 

3. Вручение акта выездной проверки

Налоговый орган должен вручить акт выездной проверки налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней со дня, которым он датирован. Акт вручается под расписку или иным способом, удостоверяющим дату его получения (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ).

 

3.1. Возражения на акт выездной проверки

Если налогоплательщик не согласен с актом выездной проверки, то в течение месяца со дня получения акта может подать письменные возражения на него в налоговый орган, проводивший проверку (п. 6 ст. 100 НК РФ).

 

4. Рассмотрение материалов выездной проверки

Рассматривать материалы налоговой проверки должен лично руководитель налогового органа, проводившего проверку, или его заместитель. Он же выносит и подписывает решение по результатам рассмотрения (п. п. 1, 7 ст. 101 НК РФ).

Срок рассмотрения и принятия решения составляет 10 рабочих дней с даты окончания срока представления возражений по акту проверки.

 

Примечание. Срок рассмотрения материалов проверки и вынесения решения может быть продлен не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).

 

В рамках рассмотрения материалов проверки налоговый орган/руководитель налогового органа должен:

- известить налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ);

- произвести подготовительные мероприятия (п. 3 ст. 101 НК РФ);

- исследовать материалы налоговой проверки (п. п. 4, 5 ст. 101 НК РФ).

 

4.1. Повторное рассмотрение материалов проверки

В некоторых случаях (в частности, в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов дела, необходимости участия в рассмотрении материалов свидетеля, специалиста или эксперта, принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля) назначается новая дата рассмотрения материалов проверки (повторное рассмотрение) (абз. 3 п. 2, абз. 2 п. 4, п. 6 ст. 101 НК РФ).

При повторном рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа должен соблюдать все правила процедуры, как и при первом рассмотрении.

 

5. Итоговое решение по выездной проверке

По результатам рассмотрения по существу материалов налоговой проверки руководитель налогового органа должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение, принятое по итогам налоговой проверки, должно быть вручено физлицу (его представителю) в течение пяти рабочих дней после его вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ).

По истечении месяца со дня его вручения решение вступает в силу (п. 9 ст. 101 НК РФ).

 

6. Исполнение решения по выездной проверке

Физлицо обязано исполнить решение, которое вступило в силу. Для этого налоговый орган в течение 20 рабочих дней со дня вступления итогового решения в силу вручает (направляет) физлицу требование об уплате начисленных по решению сумм (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 69, п. п. 2, 3 ст. 70, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443 (09.06.2015)
Просмотров: 627 | Теги: выездная проверка, налоговая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017