Вторник, 20.02.2018, 16:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА

Е.А.Баченина

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА

Вопросы повышения эффективности процесса преподавания физической и спортивной культуры в Вузах и введение новых инновационных форм и методов приобретают в современных социальных, экономических условиях развития России все большую актуальность. Одной из главных целей преподавания физической культуры и спорта в высшей школе является воспитание у студентов интереса к здоровому образу жизни, понимание того, что физическая культура и спорт являются энергетической подпиткой, вырабатывающей умение приобретения профессиональных знаний с полной отдачей.

Физическое образование становится в общем «образовательном поле» одной из важнейших областей, а его качество национальным достоянием. Таким образом, повышение эффективности и качества организации занятий физической культурой студентов является задачей государственной важности. Недооценка роли физической и спортивной культуры может привести к ухудшению физической подготовки и здоровья студенческой молодежи.

Девизом современного физического воспитания студентов должно стать «не сначала физическая тренировка, а лишь затем результат, а осознание того, какой результат мне необходим...для развития и усовершенствования своей физической культуры и здоровья».

Решение задач комплексного подхода к преподаванию физической культуры требует наряду с изменением и модернизацией традиционных средств и методик преподавания введение новых инновационных технологий с учетом социологических, педагогических и психологических аспектов физической активности и здорового образа жизни.

Обязательными условиями для повышения эффективности и качества преподавания физической и спортивной культуры являются:

• Разнообразие средств и методов проведения занятий с использованием новых организационных форм и технологий с использованием также современных информационных технологий с учетом требований федерального Государственного Образовательного Стандарта и регионального компонента, позволяющего существенно расширить содержание учебных планов и программ физического образования. Это дает студентам возможность выбора физической активности и стимуляцию личностного интереса, как к аудиторным, так и к внеаудиторным занятиям в различных спортивных секциях и спортивно- массовых, оздоровительных мероприятиях. Так, например, занятия в спортивных секциях по игровым видам спорта способствуют не только формированию физической активности, но и психологической устойчивости студентов, так как психология игры основана на том, что преимущество соперника всегда расценивается как временное. Укрепление психологической устойчивости необходимо, в свою очередь, для достижения успеха основной профессии и в дальнейшей карьере. На тренировках по игровым видам спорта рекомендуется использовать также элементы системы «Исида спорт», которая может быть использована не только для тренировок профессиональных спортсменов, но и в студенческих спортивных секциях.

• Использование уже внедряемых в некоторых Вузах индивидуальных оздоровительных программ по физической культуре и спорту, которые способствуют укреплению здоровья студентов, снятию больших психо-эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Разработка такой программы - совершенно новое направление деятельности преподавателей кафедры физического воспитания. Она должна предусматривать ряд основных структурных элементов, таких как: цель индивидуальной оздоровительной программы; физическая подготовка с учетом будущей профессиональной деятельности; описание индивидуальных особенностей студентов, принимая во внимание уровень их физической подготовленности и состояния здоровья; введение не только традиционных, но и нетрадиционных видов (шейпинг, ушу, аквааэробика, йога, аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика) двигательной активности; формулирование основных методологических принципов индивидуальной оздоровительной программы: специфичность, оптимальная нагрузка, личностный подход, разумная продолжительность занятия, мониторинг, самоконтроль и самооценка своего физического состояния; критерии оценки результатов занятий по индивидуальной оздоровительной программе.

Таким образом, с одной стороны составление индивидуальной оздоровительной программы требует от преподавателя высокого профессионализма и знания современных форм и методов преподавания физической культуры, а с другой стороны она должна стать большим вкладом в комплексный подход к преподаванию физической и спортивной культуры. И в то же время индивидуальные оздоровительные программы способствуют снижению количества студентов, освобожденных от занятий физкультурой.

• Активное вовлечение студентов в процесс преподавания, так как взаимодействие преподавателя и студента положительно влияет на желание систематически заниматься физической культурой и спортом. Например, студентам можно предложить самостоятельно разработать решение проблемы повышения интереса студентов к занятиям или самостоятельно подготовить занятие таким образом, чтобы было интересно всем студентам группы. Лучшие варианты занятий, после обсуждения апробируются. В этом случае студенты имеют возможность применить свои теоретические знания и практические умения, что имеет положительное влияние на повышение как собственного интереса, так и интереса всей группы студентов. Данный подход позволяет реализовать в процессе практических занятий творческий потенциал студентов и развивает навыки самостоятельной работы, повышает ценностно-смысловое отношение к занятиям, создает условия для индивидуального развития. Следовательно, при таком подходе студент - не пассивный объект, а активный субъект и участник процесса преподавания. А индивидуальность преподавания физической культуры состоит именно в том, что в процессе обучения физической культуре студент никогда не должен быть пассивным объектом.

• Изучение и выборочное внедрение преподавателями кафедры физического воспитания балльно-рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков на основе увеличения интерактивных методов обучения. Балльно-рейтинговая система позволяет, благодаря своей вариативности, иметь более широкий выбор для реализации индивидуальных физических способностей и способствует повышению качества обучения.

• Решение комплексных задач требует от преподавателя физкультуры в высшей школе постоянного повышения профессиональной компетенции, что в свою очередь, требует возобновления обязательного регулярного прохождения курсов повышения квалификации на базе ведущих Вузов Российской Федерации, а также участия преподавателей в международных научных конференциях, способствующих обмену опытом по актуальным проблемам преподавания физической культуры и спорта.

Кроме того, преподавателям кафедры физической культуры необходимо постоянно поддерживать спортивную форму и активно участвовать в проводимых межвузовских соревнованиях, турнирах, спартакиадах.

• Непременным условием для повышения качества преподавания является также достаточное количество модернизированных спортивных и тренажерных залов и спортплощадок, оснащенных современным спортивным инвентарем и оборудованием.

• Тесное сотрудничество с ведущими спортивными обществами и клубами.

Таким образом, руководствуясь современной стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и, благодаря творческому комплексному подходу к процессу преподавания физической культуры и спорта, студентами Казанского Государственного архитектурно-строительного университета достигнуты не малые успехи в спортивных соревнованиях. В Спартакиаде 2014¬2015 г.г. по 32 видам спорта команда КГАСУ стала призером. Студенты института ежегодно принимают участие во всех республиканских и городских спортивно-массовых мероприятиях, где также занимают почетные призовые места. Спортивным успехам и продуктивным занятиям физической культурой, как в аудиторное, так и внеаудиторное время способствует также хорошо развитая инфраструктура института: спорткомплексы, стадион, тренировочный лагерь. Все это делает возможным осуществлять главный сегодняшний тренд в воспитании студенческой молодежи - это здоровый образ жизни и поэтому одним из главных престижей вуза становится хорошее здоровье студентов.

Еще один немаловажный фактор - во главе спортивной жизни университета стоят преданные своей работе, высокопрофессиональные преподаватели кафедры физического воспитания и спорта, активно участвующие в спортивной жизни, как Республики Татарстан, так и Российской Федерации. Коллективу преподавателей КГАСУ присуждено звание «Самая спортивная организация в республиканской отрасли образования». А КГАСУ признан самым спортивным «неспортивным» Вузом в Татарстане.

Список литературы

1. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Теория и практика физической культуры, 1977 г. С. 6
2. Моцибурский А.В. Формирование педагогического мастерства преподавателей физической культуры / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафа, 2008 г. С.5
3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск: «Принтер», 1993 г.
4. Гаврилов Д.И. ,Григорьев В.И., КомковА.Г. Проблемы повышения эффективности и качества занятий физической культурой в высших учебных заведениях, 2008 г. С.3
5. Радхакришнана С. Индийская философия. М. 1957, т. 2, стр. 312. Физическая культура и спорт в системе высшего образования. М., издательство «Перо», 2012 г.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (26.01.2018)
Просмотров: 46 | Теги: физическая культура, ВУЗ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь