Вторник, 23.10.2018, 07:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

В.В.Журавлев

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

В физическом воспитании детей дошкольного возраста особое внимание уделяют вопросам обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств. Л.П. Матвеев под физическими качествами определяет врожденные морфофункциональные особенности, благодаря которым возможна двигательная активность человека, получающая свое полное проявление жизнедеятельности в силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости [1, С. 192]. Согласно В. И. Ляху под двигательными способностями понимают индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму их проявления - двигательные умения. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные способности, общую и специфическую выносливость [2, С. 543].

В Учебной программе дошкольного образования предусмотрено решение задач, направленных на качественное выполнение основных движений детьми 4-6 лет наряду с воспитанием физических качеств. Для всех форм занятий физическими упражнениями сформулированы специфические задачи. На физкультурных занятиях решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи, среди которых целенаправленное воспитание физических качеств таких как: ловкость, быстрота, сила, гибкость, общая выносливость, а так же содействуют постепенному освоению техники двигательных действий, совершенствуют умения переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную и игровую деятельность.Целью педагогического исследования явилась оценка возрастно-половых особенностей динамики проявления скоростно-силовых способностей детьми 4-6 лет. Одной из задач исследования стала разработка методического сопровождения занятий физическими упражнениями для совершенствования скоростно-силовых способностей у детей 4-6 лет с учетом гендерных и возрастных особенностей развития.

В работе применяли методы анализа литературных источников, контрольных упражнений, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности. Педагогический эксперимент был организован в учреждении дошкольного образования г.Минска. Для оценки скоростно-силовых способностей дети выполняли прыжок в длину и высоту с места, бросок набивного мяча из положения сидя, метание вдаль мешочка с песком массой 100 г.

Результаты оценки выполнения контрольных упражнений детьми были проанализированы и определены уровни проявления скоростно- силовых способностей. Для повышения уровня проявления скоростно-силовых способностей детьми 4-6 лет, разработано методическое сопровождение занятий физическими упражнениями. На занятиях особое внимание уделяли ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью и игровым заданиям. Дети выполняли упражнения в ходьбе для укрепления мышц пояса нижних конечностей и туловища. Для этого чередовали напряжение и расслабление мышечных групп; включали различные варианты ходьбы (передвижения на пальцах ног, пятках, на наружном своде стопы, перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, в полуприсяде, скрестным и приставным шагом, с выполнением дополнительных заданий).

Для укрепления силы мышц туловища выполняли наклоны, повороты с различным положением рук (за головой, за спиной, на поясе) со статическим и динамическим напряжением. Для восстановления равномерности ходьбы и длины шага применяли следовые дорожки и зрительные ориентиры (обручи, ленты). Упражнения в беге проводили во время выполнения специальных упражнений и в подвижных играх с бегом на месте, переменным темпом, на пальцах ног, с высоким подниманием ног, широким шагом, наперегонки, с увертыванием и ловлей, препятствиями, заданиями на ориентировку, бегом врассыпную. В упражнениях с прыжками укрепляли силу мышц пояса нижних конечностей, поочередно выполняли прыжки на правой и левой ногах, на двух, через предметы, из обруча в обруч.

Особое внимание уделяли технике приземления. Подготовительными к прыжкам были упражнения в приседаниях с параллельной постановкой стоп, отведением назад рук, взмахом. Метание, броски и ловля предметов способствовали развитию и укреплению мышц пояса верхних конечностей, грудной клетки, что способствовало совершенствованию координации двигательных действий. Подготовительными к развитию двигательного умения в метании и бросках являлись упражнения с прокатыванием, передачей и подбрасыванием мяча или других предметов различными способами. Для метания использовали мячи, мешочки с песком, набивные мячики разной массы, кольца.

Упражнения в лазании, ползании и их разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствовали развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб. Использовали упражнения как лазанье по гимнастической лестнице, подлезание под предметы, пролезание в тоннель, подтягивание на гимнастической скамейке. Все разновидности игр (игры на месте, малоподвижные, подвижные, спортивные) способствовали совершенствованию основных движений. Содержание подвижных игр составляли разнообразные виды движений: ходьба, бег, прыжки, броски, лазание и др. Двигательная деятельность ребенка в игре позволяет вовлекать в работу разнообразные мышцы, способствуя равномерной мышечной нагрузке. Были разработаны комплексы специальных упражнений для улучшения функций опорно-двигательного аппарата, в частности для мышц пояса нижних и верхних конечностей, для координации двигательных действий с использованием различных предметов: гимнастических палок, мячей, обручей, колец, набивных мешочков и др.

Комплексы специальных упражнений проводили в течение 6 месяцев. С учетом возрастно-половых особенностей и уровня проявления физических качеств, изменяли дозировку, количество повторений, отягощение и сопротивление, оценивали технику выполнения упражнений. Результаты повторной оценки физических качеств свидетельствовали об улучшении уровня исследуемых показателей практически у всех детей. В практике работы с детьми в учреждениях дошкольного образования в Республике Беларусь применяют оценку результатов уровней физической подготовленности в процентах, динамика их изменений свидетельствует об эффективности применения методического сопровождения занятий. Для выявления достоверности различий результатов в педагогическом исследовании применяют метод математической статистики. В таблице представлены результаты оценки динамики уровней физической подготовленности в %.

В начале педагогического эксперимента дети показали более низкий уровень развития скоростно-силовых способностей, чем в конце. Это объясняется тем, что развитию скоростно-силовых способностей уделяется недостаточное количество внимания.

Положительное влияние на развитие скоростно-силовых способностей оказывает целенаправленное включение в содержание физкультурных занятий подвижных игр, о чем свидетельствуют приросты показателей. Анализ выполнения контрольных упражнений детьми выявил большое количество средних и высоких показателей уровня физической подготовленности у детей, занимающихся по программе занятий с преимущественной направленностью на развитие скоростно- силовых способностей, что свидетельствует о необходимости увеличения количества подвижных игр, игровых заданий и упражнений с элементами скоростно-силовой направленности.

Список литературы

1. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. -М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: ФиС, 1991 - 543 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (06.03.2018)
Просмотров: 119 | Теги: скоростно-силовые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь