Вторник, 23.10.2018, 06:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СКАЛОЛАЗАНИЕМ

А.П.Кравцов

К ВОПРОСУ ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ СКАЛОЛАЗАНИЕМ

В образовательный процесс учреждений дошкольного образования активно внедряются эффективные методы и средства обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, таких как: сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость. У детей дошкольного возраста в практике работы оценивают координационные способности, которые позволяют целесообразно согласовывать, соподчинять, организовывать движение в единое целое при построении и воспроизведении простых двигательных действий. По мнению В.И. Ляха координационные способности представляют собой совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями [3].

В.В. Безруких считает, что природной основой координационных способностей являются свойства нервной системы, особенности строения коры головного мозга, уровни развития анализаторов, особенности нервно-мышечного аппарата, свойства психических процессов, темперамент, характер [1].

Развитие координационных способностей происходит по мере нормализации процессов возбуждения и торможения, совершенствования функции вестибулярного аппарата и «мышечного чувства» [4]. Функция равновесия развивается с раннего дошкольного возраста от статического равновесия, обеспечивающего удержание туловища при сидении, стоянии, до динамического равновесия, позволяющего удерживать позу в ходьбе.

Н.А. Кирченко отмечает, что равновесие позволяет сохранить устойчивое положение туловища в пространстве, способствует проявлению координации движений во времени и степени мышечных усилий. Устойчивость положения в пространстве тренируется и совершенствуется в процессе выполнения упражнений на уменьшенной площади опоры, когда требуется удержать равновесие от падения, например: ходьба по бревну, рейке, узкой доске, остановка после бега, изменения направления и скорости бега. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения различной сложности с элементами новизны и дополнительными заданиями. В ходьбе по гимнастической скамейке такими заданиями могут быть изменение положения рук, сбор и расстановка предметов, наклоны, повороты, смена зрительного ориентира и др. Сложность физических упражнений увеличивают за счет изменения объема предметов, внешних условий, порядка расположения снарядов, массы, высоты, площади опоры в упражнениях на равновесие и т.п. Комбинация различных упражнений в сочетании ходьбы с прыжками, бега с ловлей предметов, выполнение упражнений по сигналу или за ограниченное время позволяют координировать работу мышечных групп, вестибулярную устойчивость, улучшают качество выполнения двигательных действий. Большое влияние на совершенствование координационных способностей оказывает освоение детьми правильной техники естественных движений, таких как: бег, прыжки, броски, лазанья. Координационные способности совершенствуются в процессе выполнения спортивных упражнений, например езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катания на санках, скольжения по ледяным дорожкам и др. [2].

В исследовании представилась возможность оценить влияние дополнительных занятий скалолазанием на проявление координационных способностей у детей 5-6 лет с учетом гендерных различий.

Целью работы явилась оценка эффективности влияния занятий скалолазанием на проявление координационных способностей у детей 5-6 лет.

В исследовании решали задачи, связанные с анализом динамики уровней проявления координационных способностей у детей 5-6 лет с учетом гендерных различий, занимающихся и не занимающихся скалолазанием.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, метод контрольных упражнений, методы математической статистики, анализ документальных материалов.

Педагогический эксперимент был организован на базе «Республиканского центра краеведения и экологии» и учреждения дошкольного образования «Ясли сад» №17 г. Минска. Эффективность занятий оценивалась по результатам тестов, определенных Учебной программой дошкольного образования: челночный бег 3 по 10м (с); удержание статического равновесия на одной ноге (с); и контрольному упражнению на скорость вертикального лазанья по гимнастической стенке (с).

Челночный бег оценивали по результатам пробегания 10 метровой дистанции по прямой с двумя поворотами. Дети брали кубик, преодолевали дистанцию в 10 м, оставляли кубик в определенном месте, возвращались к линии старта, брали другой кубик и на финише оставляли второй кубик рядом с первым.

Равновесие определяли по времени удержания статического равновесия в стойке на одной ноге с опорой на голень опорной. Равновесие считали потерянным при потере устойчивости или опоре на две ноги.

Упражнение в лазанье оценивали по времени преодоления высоты в секундах, затраченных на подъем и спуск два раза. Упражнение считали выполненным по звону колокольчика после касания ребенком верхней и нижней планок гимнастической стенки. Обращали внимание на технику хвата руками реек; прямое положение туловища и головы; ритмичность лазанья; разноименную координацию движений рук и ног.

Разработана шкала оценки для определения уровней проявления координационных способностей у детей 5-6 лет. По результатам рассчитана средняя арифметическая величина выборки для характеристики среднего уровня значения изучаемой случайной величины, контрольного упражнения лазания по гимнастической стенке два раза.

Вычислена средняя арифметическая путем деления суммы отдельных величин исследуемого признака на общее число наблюдений. По средней арифметической для каждой величины охарактеризовали совокупность чисел, сравнили величины со средним арифметическим, определили тенденцию проявления координационных способностей на протяжении педагогического эксперимента. Анализировали расположение значений элементов совокупности вокруг среднего значения. Для характеристики варьирования или среднего значения рассчитали среднее квадратичное отклонение для выявления степени отклонения результатов от среднего значения, что позволило определить уровни исследуемого качества как низкий, средний или высокий. Средний показатель оценки выполнения упражнения в лазании по гимнастической стенке у мальчиков 5 лет находился в диапазоне29,36±3,5с; 6 лет 25,15±3,63с; у девочек 5 лет 36,74±5,29с; 6 лет 20,96±5,23с.

В начале педагогического эксперимента не выявлено достоверных различий в показателях физической подготовленности детей контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп.

Результаты выполнения челночного бега мальчиками в начале педагогического эксперимента соответствовали следующим уровням: в ЭГ высокий - 79%, средний - 14%, низкий - 7%; в КГ высокий - 34%, низкий - 66%, средний - 0.

Результаты статического равновесия у мальчиков: высокий уровень КГ- 53%, ЭГ - 79%; средний - 27% в КГ; низкий - 20% в ЭГ; 21% - в КГ.

В лазанье по гимнастической стенке у мальчиков : высокий в ЭГ - 71%, в КГ - 20%, средний - 27% в КГ, 22% - в ЭГ, низкий в КГ - 53%, ЭГ - 7%.

Результаты челночного бега у девочек: в ЭГ высокий- 57%, средний- 14%, низкий- 29%; в КГ высоких результатов не выявлено, средний -7%, низкий - 93%.

Анализ показателей в упражнении стойка на одной ноге у девочек: высокий в КГ- 29%, ЭГ - 58%; средний в КГ - 42%; низкий - 29% КГ, 42% в ЭГ.

В лазании по гимнастической стенке высокие результаты показали 21% девочек КГ и 29% ЭГ; в КГ средний - 43%, в ЭГ - 71%; низкий в КГ - 36%.

Сопоставление результатов в конце педагогического эксперимента выявило улучшение проявления исследуемых показателей у детей от низкого до среднего или от среднего до высокого уровня.

Анализируя результаты выполнения челночного бега мальчиками в ЭГ показан высокий уровень -100%; в КГ- 14%, средний - 33%, низкий - 53%.

При выполнении упражнения «стойка на одной ноге» высокий уровень у мальчиков КГ- 80%, у мальчиков ЭГ- 100%; средний -20% у мальчиков КГ; низкий уровень не зафиксирован ни в КГ, ни в ЭК.

При выполнении контрольного упражнения «лазание по гимнастической стенке» высокие результаты показали дети ЭГ - 43 %, у мальчиков КГ- 27%, средний уровень - 40 и 57% в ЭГ и КГ соответственно. Низкий уровень у детей КГ- 33%.

В конце эксперимента девочки показали следующие результаты: челночный бег ЭГ - 100% высокий уровень; КГ22% - высокий, 28% - средний, 50%-низкий.

Статическое равновесие высокий уровень - 79%КГ, 100% ЭГ; средний уровень - 14% КГ, низкий- 7% КГ.

Лазание по гимнастической стенке: высокий - 36% КГ, 58%-ЭГ; средний - 14% КГ, 72% - ЭГ; низкий уровень -50% КГ.

На занятиях скалолазанием особое внимание уделяли задачам на воспитания координационных способностей. Упражнения на равновесие применяли в основной части занятия, связанной с подъемом, спуском, переходом по стене. Упражнения в лазании способствовали развитию силы рук и ног при подъеме на стену. Более эффективными для развития координационных способностей оказались упражнения, выполняемые на уменьшенной и возвышенной площади опоры, требующие проявление усилий для сохранения положения в подвижных играх. В водной и заключительной части занятий детям предлагали подвижные игры и игровые задания, в которых необходимо координировать движения, согласовывать, организовывать свою деятельность при выполнении определенного задания и согласовывать ее со сверстниками в различных упражнениях игрового характера, уменьшать площадь опоры, активизировать зрительные анализаторы. Специфика занятий заключалась в том, что при выполнении различных упражнений происходило комплексное развитие нескольких физических качеств, например сила рук и сила ног при выполнении заданий связанных с восхождением на стену. Развитие равновесия в координации происходило при выполнении всех заданий связанных с изменением исходного положения, площади и высоты опоры и т.п.На занятиях скалолазанием дети учились проявлять личностные качества, такие как смелость, решительность, настойчивость, умение ориентироваться в пространстве, наряду с проявлением физических качеств: силой, ловкостью, выносливостью, гибкостью, быстротой.

Список литературы

1. Безруких, М.М. Возрастная физиология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Кирченко, Н.А. Развитие основных физических качеств и координационных способностей детей: практическое пособие для педагогов / сост. Н.А. Кирченко. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2013.
3. Лях, В.И. Развивать координационные способности школьников / В.И. Лях. - ООО Фирма издательство АСТ, 1998.
4. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И, Осокина. - 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (09.03.2018)
Просмотров: 145 | Теги: скалолазание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь