Вторник, 22.01.2019, 10:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К вопросу развития социально-коммуникативных способностей у школьников с нарушением интеллекта

Тимошкин А. П., Гудков Ю. Э.

К вопросу развития социально-коммуникативных способностей у школьников с нарушением интеллекта

Аннотация. В статье излагаются результаты исследования социально-коммуникативных особенностей подростков с нарушением интеллекта и школьников с «нормальным» развитием. Предлагается гипотеза о возможности спроектировать инклюзивный учебно-тренировочный процесс, основанный на применении средств гребли в лодках класса «Дракон», позитивно воздействующий не только на развитие телесных аспектов личности, но и на воспитание социально-коммуникативных навыков подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: инклюзия, социально-коммуникативные способности, подростки с нарушением интеллекта, средства гребли в лодках класса «Дракон».

 

В настоящее время образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности всех образовательных организаций системы образования Российской Федерации. [1]

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием социально-коммуникативных навыков у лиц с нарушением интеллекта средствами адаптивного физического воспитания, в частности при использовании инклюзивных форм организации занятий физическими упражнениями. Одним из наиболее социализирующих (интегрирующих) видов двигательной активности, по нашему мнению, следует признать греблю в лодках класса «Дракон». Сама природа взаимодействия экипажа в процессе гребли предполагает высокий уровень психического единения и слаженности телесных движений, что в свою очередь способствует развитию социально-коммуникативных способностей у подростков. Однако, для того, чтобы оптимально адаптировать средства гребли к «смешанным» учебно-тренировочным группам, где «особые» подростки имеют такую же индивидуальную значимость как и «нормальные» школьники, необходимо конкретизировать и уточнить знания связанные с особенностями коммуникативной сферы школьников 14-17 лет.

Рис 1. Соотношения характерологических особенностей исследуемого контингента подростков с нарушением интеллекта и подростков нормально развивающихся.

Таким образом, основная задача данного этапа исследования состоит в том, чтобы выявить соотношения характерологических особенностей исследуемого контингента подростков с нарушением интеллекта и подростков нормально развивающихся.

Исследование было организовано в краевом государственном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении «Владивостокская Школа — Интернат № 2» и муниципальной бюджетной общеобразовательной школе-интернате «Школа-интернат № 1 г. Владивостока».

Для определения социально-коммуникативных способностей исследуемого контингента нами применялся пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка». Данный метод был разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Метод позволяет на основе факторного анализа пяти независимых переменных адекватно описать психологический портрет личности, что позволит в последствие увидеть позитивное влияние средств гребли на коммуникативную сферу подростков с нарушением интеллекта. В русском переводе тест опросник адаптирован к условиям русской социальной среды и культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Так же была переведена и адаптирована в 1999 г. психологами Курганского государственного университета. Представлена в интерпретации А. Б. Хромова. [2]

На основе анализа первичных факторов и количественной выраженности основных факторов: I (экстраверсия — интроверсия); II (привязанность — обособленность); III (самоконтроль — импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность — практичность) составлялись определенные представления о характерологических особенностях испытуемого условно интерпретированные в баллы. В методики МакКрае — Коста балльные оценки разделены на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов). Чем ниже балл, тем в меньшей степени личность предрасположена к проявлению социально-коммуникативных способностей.

После проведенного психологического тестирования испытуемых подростков с нарушением интеллекта по обозначенной выше методике и обработки результатов нами были получены следующие результаты (рис.1).

Полученные по первому фактору результаты (46,5 балла) позволяют сделать вывод о преобладании интроверсии над экстраверсией. Эта личностная характеристика интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей.

В то время как у нормально развивающихся подростков по первому фактору результаты (50,3 балла) позволяют сделать вывод о преобладании экстраверсии над интроверсией. Типичные экстраверты отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, потребность общения с людьми, не любят себя утруждать работой или учебой. Часто рискуют, действуют импульсивно, по первому побуждению. Такие подростки беззаботны, оптимистичны и любят перемены. В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания. Экстраверты предпочитают работать с людьми. В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени.

Таким образом, в группе подростков с нарушением интеллекта выявлен преобладающий уровень интро- версии. Это свидетельствует об особенностях социально-коммуникативных навыках, требующих дополнительного развития в сфере расширения контактов с окружающим миром, социумом, коррекции самооценки и самопрезентации.

Полученные по второму фактору результаты (52,94 балла) позволяют сделать вывод о преобладании привязанности над обособленностью. Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей. Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения.

У нормально развивающихся подростков по второму фактору результаты (60,2 балла) позволяют сделать вывод о преобладании привязанности над обособленностью, что позволяет сделать вывод о схожести этого фактора.

Полученные по третьему фактору результаты (48,39 балла) позволяют сделать вывод о преобладании импульсивности над самоконтролем (низкий самоконтроль поведения). Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни». Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам. Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно от носиться к моральным ценностям.

У нормально развивающихся подростков результаты по третьему фактору следующие результаты (60,4 балла), что позволяет сделать вывод о преобладании самоконтролем над импульсивностью.

Полученные по четвертому фактору результаты (46,45 балла) позволяют сделать вывод о преобладании эмоциональной неустойчивости над эмоциональной устойчивостью. Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.

На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни.

Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.

У нормально развивающихся подростков результаты по четвертому фактору следующие результаты (56,8 балла), что позволяет сделать вывод о преобладании эмоциональной устойчивости над эмоциональной неустойчивостью. Неспособны контролировать свои эмоции и влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность.

Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями.

Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.

Полученные по пятому фактору результаты (55,8 балла) позволяют сделать вывод о преобладании экспрессивности над практичностью. Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия.

Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке.

Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы.

Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.

У нормально развивающихся подростков результаты по пятому фактору следующие результаты (56,2 балла), что позволяет сделать вывод о преобладании экспрессивности над практичностью.

Таким образом, проведенный анализ социально- психологических аспектов личности подростков позволяет сделать предположения о возможности спроектировать инклюзивный учебно-тренировочный процесс, основанный на применении средств гребли в лодках класса «Дракон», позитивно воздействующий не только на развитие телесных аспектов личности, но и на воспитание социально-коммуникативных навыков подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Литература

1. О коррекционном и инклюзивном образовании детей: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07
2. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. — 23 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.12.2018)
Просмотров: 27 | Теги: социально-коммуникативные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь