Пятница, 09.12.2016, 02:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

С.Р.Ли, А.Г.Киренберг
Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

К ВОПРОСУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНОЙ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

Рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества образования, популяризацией научного процесса через активное привлечение студенческих инициатив и дальнейшее их развитие в научной и научно-исследовательской деятельности вуза через использование интернет-технологий.

Ключевые слова: качество научного процесса, популяризация научной и научно-исследовательской деятельности, интернет-технологии.

 

Современные интернет-технологии активно используются при реализации профильного обучения, в частности, дистанционного [1]. Интернет позволяет эффективно объединить более углублённое изучение научной дисциплины и деятельности студенческого научного общества в рамках формирования научной и научно- исследовательской культуры обучающихся вузах с определённым профилем. Данная ситуация обязывает преподавателей совершенствовать свою научно-методическую готовность к использованию сетевого инструментария для повышения качества научного процесса в вузе. Основные направления деятельности: использование современных обучающих программ, электронных учебных пособий, электронных журналов; организация участия студентов в электронном тестировании, интернет-олимпиадах, исследовательских интернет-конкурсах, грантах. Однако, на данный момент, нет единого подхода применения интернет-технологий в практике образовательного процесса вуза.

Научно-исследовательская культура личности студента является компонентом базовой культуры личности, её составным качеством, характеризующим единство знаний целостной картины мира, умений, навыков научного познания, определение ценности результатов и обеспечивающим её самоопределение и творческое саморазвитие. Она активизирует способность к творческой самореализации, эффективно направляет познавательную деятельность, способствует приобретению компетенций исследовательского характера в профильных областях, как познавательной, так и практической деятельности. Критериями сформированности таких компетенций являются: мотивация для исследования, научный стиль мышления, технологическая готовность к научному исследованию, творческая активность личности. Уровень овладения личностью научно-исследовательской культурой определяет степень её индивидуальности в познавательной деятельности, успешность полученных результатов, процесс адаптации в социальную жизнь. Формирование научно-исследовательской культуры студентов обусловлено усилением творческих начал в обучении; поиском условий самоопределения и саморазвития личности в рамках реализации культурно-творческой модели вуза; степенью решения проблемы программно-методического обеспечения исследовательской работы в системе профильного обучения. В связи с этим интеграция Интернета в технологию формирования научно-исследовательской культуры студентов отвечает запросу времени: в информационном обществе объективно снижается ценность знаний, которые могут быть доставлены через электронную сеть, и резко повышается ценность умения поиска и отбора информации, её обработки, использования при решении актуальных задач; умения правильно сформулировать запрос для решения нестандартных задач. Основными направлениями использования интернет-технологий в научном процессе и деятельности студенческого научного сообщества могут быть: поиск материалов в сети Интернет для исследовательской работы; получение информации о конференциях, конкурсах и грантах; отправка заявок, докладов на конференции; публикация исследовательских работ на сайте вуза; взаимодействие с центрами, организующими исследовательскую деятельность студентов; переписка с единомышленниками в других городах и странах; выполнение поисковых заданий; систематическое составление рефератов по выбранным студентами проблемам в течение научного процесса.

Для эффективной реализации представленных направлений необходимо проанализировать сайты для выполнения исследовательских работ, поиска информации на проблемные вопросы, полученные обучающимися в качестве дополнительного задания; разработать методические рекомендации по способам коммуникации в сети Интернет; собрать информацию о конкурсах, в которых могут принять участие студенты. Особое внимание необходимо обратить внимание на приобретение ими практического опыта использования сети Интернет в научном процессе, так как эта процедура сегодня достаточно сложна - огромнейший объём информации, отсутствие общей схемы поиска.
Становится крайне важной деятельность преподавателя в популяризации научной деятельности среди студентов [2], которая включает: компьютерный мониторинг состояния научно-исследовательской культуры обучающихся, профессиональных направленностей; корректировка педагогических задач; анализ и отбор содержания программного и дополнительного материалов по дисциплинам (по предметным сайтам); выбор для организации научного познания как исследования активных форм и методов научной и внеаудиторной работы (дистанционные олимпиады, конкурсы, гранты и др.); предоставление обучающимся возможности выбора исследовательской задачи или проблемы через перечень сайтов; обучение их методам научного познания и технологиям научного исследования в соответствии с дистанционными познавательными задачами; обеспечение процесса исследования возможностью выхода в Интернет; предложение перечня электронных ссылок; помощь обучающимся в планировании, в ходе исследования и оценке его результатов сетевой коммуникации.

Изначальный компонент технологии использования сети Интернет - оперативный анализ сведений о состоянии сформированности показателей научно- исследовательской культуры студентов, их профессиональной направленности. Проведя диагностику, преподаватель может использовать её результаты для определения возможных направлений развития показателей научно-исследовательской культуры и профессиональных направленностей студентов. С этой целью преподавателю необходимо составить информационные карты, которые содержат ссылки на сайты с необходимой информацией по программе и дополнительным познавательным материалом при выполнении исследовательской работы в условиях деятельности предметной секции студенческого научного сообщества. Информационная карта должна содержать указание темы исследования, ссылки на сайты для работы на занятии, ссылки на сайты для работы в предметной секции студенческого научного сообщества, возможности развития показателей научно-исследовательской культуры обучающегося, возможности развития профессиональных направленностей.

Тематика исследований предлагается студентам в условиях их участия в различных эвристических программах сети Интернет, составляется преподавателем либо самим студентом. На технологическом этапе реализации технологии использования сети Интернет в формировании научно-исследовательской культуры обучающихся профильных вузов преподаватель с целью определения организационных форм проведения учебных исследований с помощью сервисов Интернета рассматривает возможные приращения в показателях сформированное™ научно-исследовательской культуры студентов.

Этому будет способствовать: содержание заданий; оценивание результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся внешними рецензентами и обмен мнениями и опытом с сокурсниками, интересующимися аналогичным вопросом; реализация индивидуального подхода, оперативный контроль с диагностикой ошибок и обратной связью, осуществление самоконтроля и самокоррекции научной деятельности, наличие специальных условий для развития научного общения обучающихся, повышение качества научных исследований за счёт интернет- контактов с учёными-специалистами в деятельности обучающихся, получение свидетельств, которые включены в портфолио.
Особое место в формировании научно-исследовательской культуры студентов занимают олимпиады. В результате участия студентов в интернет-олимпиадах наблюдается рост интенсивности познавательной потребности, осознание ценности исследования, увлечённость исследованием, осмысление элементов собственных познавательных действий, обобщение предметного и операционного результатов исследования, широту спектра и уровень глубины научного общения.

Таким образом, ресурсы сети Интернет позволяют включать самые разнообразные формы интернет-контактов в деятельность предметной секции студенческого научного сообщества на технологическом этапе. Главным является понимание преподавателем дидактических возможностей этих форм и их использование в соответствии с задачами формирования научно-исследовательской культуры обучающихся профильных вузов. Такому пониманию способствует рефлексивный этап технологии, который организуется преподавателем с помощью специальных вопросов, позволяющих студентам осмыслить те познавательные действия, которые они применили в условиях исследования, решения познавательных задач.

Кроме того, преподаватель может сочетать собственные вопросы с вопросами, которые предлагают образовательные центры в сети Интернет. Чтобы поддерживать мотивацию студентов к использованию сети Интернет в условиях формирования научно-исследовательской культуры обучающихся профильных вузов и подводить итоги исследовательской (познавательной) деятельности студентов на рефлексивном этапе технологии, в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г.В. Плеханова используется рейтинговая система - современная эффективная форма оценки качества обучения.

Популяризация научной и научно-исследовательской деятельности через интернет-технологии в профильном обучении позволит улучшить показатели сетевой грамотности обучающихся (навыки общения с сетевыми ресурсами Интернет), создать среду их обитания в сети и обучить их компьютерному этикету. Широкое распространение информационных технологий в решении познавательных (исследовательских) задач станет ещё одним критерием сформированности научно- исследовательской культуры обучающихся профильных вузов и, в конечном счёте, повысит качество образования.

Список литературы

1. Назимов А.С. Возможности Web-ориентированного программного обеспечения на базе открытого исходного кода для построения системы дистанционного обучения в вузе (глава в монографии). Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010.
2. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». URL: http://www.fcpir.ru.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 199 | Теги: Интернет-технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016