Воскресенье, 31.05.2020, 19:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (часть 2)

ХАЛЬЗОВ В.И., доктор педагогических наук, профессор
ИГОШИН Н.А.,

К ВОПРОСУ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (часть 2)

Авторы статьи продолжают анализировать аргументы, доказывающие право на существование полицейской педагогики как результата естественного развития правоохранительной (полицейской) деятельности и отраслей педагогической науки. В поиске возможностей повышения эффективности процесса профессионального воспитания и обучения сотрудников полиции они развивают свое исследование, двигаясь по пути продуктивной интеграции. При рассмотрении известных, а также маловостребованных методик ими предлагаются оригинальные идеи, позволяющие в современных условиях придать новые импульсы развитию системы методического обеспечения подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: общая педагогика, профессиональная педагогика, юридическая педагогика, прикладная юридическая педагогика, подготовка сотрудников полиции, полицейская деятельность, полицейская педагогика.

 

В предыдущем номере журнала авторами статьи были рассмотрены семь из десяти доводов, которые они отобрали для обоснования своей позиции по обозначившейся в ходе естественного развития правоохранительной (полицейской) деятельности и отраслей педагогической науки, обеспечивающих эту деятельность, новой предметной области профессиональной педагогики - «полицейской педагогике».

В качестве восьмого аргумента, подчеркивающего специфичность средств полицейской педагогики, позволяющих систематизировать теоретические знания обучающихся, следует назвать различные междисциплинарные проекты, реализуемые в образовательных организациях МВД России. Например, «Подготовка и несение службы нарядами патрульно-постовой службы полиции», «На моем административном участке проживает лицо, совершившее правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений и представляющее опасность для окружающих» и др. Такие проекты способствуют повышению эффективности применения курсантами и слушателями знаний и практических навыков, полученных в ходе теоретических и практических занятий. Они развивают исследовательские навыки, способности самостоятельного нахождения ответов на сложные вопросы заданий, требующих применения междисциплинарных знаний, а также поиска недостающих знаний сразу по нескольким предметным областям, изучаемым наукам.

Рассматривая следующий - девятый - аргумент, необходимо отметить, что важным средством методического обеспечения образовательного процесса по подготовке сотрудников полиции являются практические ситуации правоохранительной (полицейской) деятельности. Они создаются искусственно либо заимствуются из реальной практики осуществления такой деятельности органами внутренних дел. Особое значение этому средству придает то, что на практике сотруднику полиции приходится сталкиваться не с отдельной задачей, а с межпредметной ситуацией, которая требует комплексного анализа, выделения проблемы, а затем постановки задачи и ее решения. Работа с практико-ориентированными ситуационно-имитационными задачами осуществляется не только в ходе аудиторных занятий. Она достаточно успешно реализуется в условиях проведения интегрированных выездных практических занятий. В своих отчетах о выездных занятиях курсанты имеют возможность проводить анализ возникающих практических ситуаций и формируют в своем сознании оптимально правильные варианты их решения, пополняя свой личный банк практических ситуаций: деятельность инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного полиции, инспектора по безопасности дорожного движения и т.д.

Завершая обзор доводов в обоснование авторской позиции по вопросу полицейской педагогики, в качестве десятого аргумента отметим, что развитие современной науки неразрывно связано с поиском новых знаний о природе веществ и организмов, а также взаимодействии тех и других. Продвигаясь по пути познания, осуществляя научный поиск, ученые проникают в глубины материи, открывая новые частицы и элементы, создают на их основе новые вещества с небывалыми, удивительными свойствами. В гуманитарной и социальной сферах появляются новые знания о процессах взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Эти знания открывают пути для решения практических задач и проблем, возникающих при этом. В связи с этим одной из общепризнанных задач, требующих своего разрешения, является подготовка высококвалифицированных кадров, способных по своим профессиональным и личностным качествам осуществлять правоохранительную деятельность. Важность решения названной задачи и преодоления возникающих при этом противоречий неоднократно подчеркивалась на различных уровнях государственного управления, поскольку состояние правоохранительной сферы является одним из индикаторов, характеризующих условия жизни людей в обществе.

Среди трудов, посвященных изучению закономерностей педагогического процесса, направленного на подготовку кадров для органов внутренних дел (полицейских кадров), подготовленных различными авторами и авторскими коллективами, особое место занимают работы, посвященные развитию идей прикладной юридической педагогики А.М. Столяренко, В.Я. Кикотя, И.И. Аминова, С.А. Белечевой, И.В. Горлинского, А.А. Кобозева, И.Ф. Колон- таевской, А.Д. Лазукина, В.Н. Смирнова и др.
Развитие общества и его социальной сферы приводит к повышению уровня потребления, возрастанию требований к качеству товаров и оказываемых услуг, росту требований к производительным силам, происходит дифференциация профессиональных знаний, что приводит к появлению новых профессий и специальностей.

Конкретизация требований к личности полицейского, как уже отмечалось ранее, определяется специфическими особенностями полицейской деятельности. Анализ работ А.С. Душкина [1, 2], М.В. Пряхиной [1], С.С. Жевла- ковича [3], Н.В. Мартиросовой, содержащих профессиографические описания основных видов деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и требования к моделированию результатов обучения, в том числе по отношению к выпускникам образовательных организаций МВД России, а также результаты анкетирования сотрудников, привлеченных в качестве экспертов, позволили нам выявить девятнадцать общепрофессиональных компетенций, свойственных сотрудникам полиции: 1) конфликтоус- тойчивость; 2) психическая уравновешенность; 3) самостоятельность; 4) физическая выносливость; 5) обучаемость; 6) профессиональная мотивация; 7) ориентация на результат, мотивация успеха; 8) специальные знания; 9) гибкость в общении; 10) техники ведения беседы; 11) коммуникация; 12) умение реагировать, поддерживать обратную связь; 13) способность принимать решения и организовывать замещение; 14) аналитические способности; 15) способность работать в коллективе; 16) способность организовывать и планировать; 17) уверенность в своих силах; 18) способность руководить коллективом; 19) владение методами руководства подчиненными.

Результаты проведенных исследований и изучение тенденций развития юридической педагогики (прикладной юридической педагогики) [4, 5] дают основания со всей определенностью говорить о том, что получаемые нами новые научные знания по своему объекту совпадают с объектом полицейской, а не юридической деятельности. Следовательно, предметом исследований должны быть педагогические факты, закономерности и механизмы образовательного процесса в сфере деятельности органов полиции, влияющие на состояние законности, правопорядка и общественной безопасности. Познание этих явлений находится на стыке предметов военной и юридической педагогики. В то же время гуманистический характер непосредственно полицейской деятельности отличает ее от военной деятельности, а необходимость выполнения задач, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, делает ее отличной от деятельности юридической. Приведенные аргументы создают предпосылки для развития идей В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко по созданию прикладной юридической психологии и педагогики [5, 6]. Таким образом, для нас с вами открывается возможность, опираясь на достижения педагогической науки, сделать следующий шаг - шаг в направлении полицейской педагогики.

Развитие отраслей профессиональной педагогики и получение знаний о педагогических процессах в правоохранительной сфере, обоснование эффективных путей укрепления законности, правопорядка и обеспечения общественной безопасности, оказание помощи преподавателям образовательных организаций МВД России и практикам территориальных органов - все это составляет специальную цель нового направления в профессиональной педагогике - «полицейской педагогики».

Подводя итог сказанному и следуя непреложному правилу о том, что основные понятия, утверждения должны быть четко определены при объяснении сложных педагогических проблем, выскажем некоторые соображения.

Полицейская педагогика - это особая область научного педагогического знания, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Полицейская педагогика имеет свои специфические объект, предмет, задачи и функции. В качестве объекта полицейская педагогика рассматривает сотрудников и служебные коллективы органов внутренних дел. Предмет полицейской педагогики охватывает педагогический процесс подготовки кадров для органов внутренних дел, закономерности процесса воспитания и обучения, подготовку сотрудников и коллективы органов внутренних дел к эффективному решению оперативно-служебных задач.

Полицейская педагогика - это отрасль педагогической науки, которая изучает закономерности педагогического процесса подготовки кадров для органов внутренних дел, особенности воспитания, обучения и подготовки сотрудников органов внутренних дел к успешному осуществлению полицейской деятельности. Это наука о воспитании и обучении не только полицейских, но и сотрудников иных органов, осуществляющих полицейские функции в условиях современного социума.

Специфика полицейской педагогики обусловлена стоящей перед обучающимися необходимостью не просто учиться по специальности или направлению подготовки, постигая основы профессии, а решать реальные учебные и оперативно-служебные задачи полицейского подразделения, где соответствующее педагогическое взаимодействие имеет самую непосредственную практическую, служебную направленность. Таким образом, оно сразу включает каждого обучающегося в функционирование служебного коллектива, привлекает его к полицейской деятельности и возлагает на него полную персональную ответственность (моральную, юридическую, материальную) за качество учебы, поведение в быту, служебную дисциплину, а также за соблюдение законности. При этом следует подчеркнуть, что объектами педагогического воздействия, как правило, являются достаточно взрослые люди (старше 18 лет), имеющие свои уже сложившиеся взгляды, мировоззрение, личностные качества, а также то, что круг субъектов, осуществляющих такое воздействие, не ограничивается профессорско-преподавательским (педагогическим) составом, а включает в себя руководителей, специалистов кадрово-воспи- тательных структур, подразделений морально-психологического обеспечения, представителей общественных и ветеранских организаций, коллективы органов внутренних дел.

Полицейскую педагогику отличает непосредственная включенность субъектов педагогического взаимодействия в реальную практику правоохранительной (полицейской) деятельности, необходимость одновременного решения образовательных и полицейских задач, предполагающих наличие высокого уровня подготовленности, соответствующих морально-психологических качеств, способности действовать в условиях современного социума, в том числе с риском для жизни и здоровья.

Полицейская педагогика как отрасль науки решает следующие задачи:

- исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса подготовки кадров для органов внутренних дел;

- исследование проблем организации и совершенствования образовательного процесса в образовательных организациях МВД России;

- разработка эффективных форм организации образовательного процесса, а также методов воздействия на сотрудников и коллективы органов внутренних дел;

- поиск путей гуманизации воспитания и обучения в органах внутренних дел, а также правоохранительной (полицейской) деятельности в целом;

- разработка современных технологий организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел;

- выявление закономерностей и формулирование принципов воспитания и обучения сотрудников органов внутренних дел;

- разработка и совершенствование методик обучения и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел с учетом специфики их профессиональной деятельности;

- разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания сотрудников полиции;

- исследование особенностей и содержания полицейской деятельности, а также путей формирования и развития у сотрудников полиции педагогической культуры;

- разработка методик педагогических исследований, направленных на обобщение, распространение и внедрение передового опыта воспитания и обучения в органах внутренних дел;

- выработка научных рекомендации по практическому применению исторического наследия подготовки кадров для полицейских подразделений.

Успешное решение задач полицейской педагогики связано с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах повышения эффективности правоохранительной деятельности в Российской Федерации, формирования у руководителей органов внутренних дел современного педагогического мышления, создания в коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качество выполнения должностных регламентов, укрепления законности, правопорядка и служебной дисциплины.

Функции, осуществляемые полицейской педагогикой в сфере правоохранительной (полицейской) деятельности, можно разделить на две кластические группы - теоретическую и технологическую [7].

Реализация теоретической функции полицейской педагогики осуществляется на трех уровнях [7]:

- описание или объяснение - изучение передового педагогического опыта полицейской деятельности;

- диагностика - выявление педагогических явлений, позитивно влияющих на повышение эффективности полицейской деятельности;

- прогностика - проведение экспериментальных исследований в правоохранительной (полицейской) деятельности, построение на их основе моделей ее совершенствования. На этом уровне создаются теории воспитания и обучения сотрудников полиции в органах внутренних дел, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция полицейской педагогики включает:

- проектирование - разработка методических материалов: учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный, или регулятивный», план педагогической деятельности, ее содержание и характер [8];

- преобразование - внедрение достижений педагогической науки в практику деятельности образовательных организаций МВД России;

- рефлексия - оценка влияния результатов научных исследований на практику воспитания и обучения сотрудников органов внутренних дел, коррекция научных теорий и практики правоохранительной (полицейской) деятельности.

Структура полицейской педагогики включает в себя методологию полицейской педагогики, историю полицейской педагогики, теорию профессиональной подготовки сотрудников полиции (полицейскую дидактику), теорию воспитания сотрудников органов внутренних дел, частные методики подготовки сотрудников полиции и другие разделы.

По своему содержанию полицейская педагогика охватывает:

- факты, получаемые по результатам педагогических исследований, в ходе наблюдения за педагогическими явлениями, протекающими в процессе осуществления полицейской деятельности;

- научные обобщения, которые отражаются в категориях, закономерностях, принципах, концепциях полицейской педагогики;

- методики исследования педагогических явлений, проявляющихся в процессе осуществления полицейской деятельности, гипотезы, нуждающиеся в проверке практикой;

- систему нравственных ценностей правоохранительной (полицейской) службы.

Рассматривая связи полицейской педагогики с другими науками, следует отметить, во-первых, гуманитарные и социальные науки, позволяющие формировать целостное представление об индивидууме и коллективе как об объекте и субъекте воздействия и взаимодействия; во-вторых, естественные науки, которые предоставляют знания о биологической сущности сотрудника полиции как человека; в-третьих, научно- технические, правовые и другие науки, которые позволяют моделировать педагогический процесс по подготовке полицейских кадров и его элементы.

Основные категории полицейской педагогики:

- педагогический процесс по подготовке полицейских кадров - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности профессорско-преподавательского состава, руководителей, специалистов воспитательных структур, общественных организаций, ориентированная на подготовку сотрудников полиции и коллективов органов внутренних дел к действиям по предназначению;

- образование сотрудников полиции - процесс и результат овладения сотрудником полиции системой научных знаний, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе;

- воспитание полицейских - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности правоохранительного типа поведения, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений;

- обучение сотрудников полиции - целенаправленный процесс взаимодействия профессорско-преподавательского состава и обучающихся по формированию компетенций, а также знаний, умений и навыков;

- развитие сотрудников полиции - процесс накопления сотрудником полиции количественных и качественных изменений, функциональное совершенствование психической, интеллектуальной, физической составляющих правоохранительной деятельности;

- психологическая подготовка сотрудников полиции - формирование психической готовности сотрудника полиции к осуществлению правоохранительной деятельности.

Кроме названных, в полицейской педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура руководителя, самовоспитание, самообразование и др.

Таким образом, приведенные авторами статьи аргументы, подтвержденные объективными результатами проведенных исследований, позволяют с уверенностью говорить о существовании полицейской педагогики как относительно самостоятельной, обладающей специфическими особенностями области научно- педагогических знаний, познание которой позволит эффективно и качественно организовывать педагогические процессы в органах внутренних дел.

Библиографический список:

1. Пряхина М.В., Душкин А.С. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России: Монография. СПб: СПбУ МВД России, 2012. 136 с.
2. Душкин А.С. Совершенствование форм проведения практических занятий с курсантами и слушателями в вузах МВД России на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания психолого-педагогических дисциплин в современных условиях». М.: МУ МВД России, 2013. С. 163-165.
3. Жевлакович С.С. К вопросу о соотношении понятий «образовательная политика» и «политика в сфере образования» // Образование, наука, научные кадры. 2017. № 3. С. 195-199.
4. Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике: Материалы межведомственной научно-практической конференции / Сост. А.С. Душкин, Е.М. Марченко. СПб: СПбУ МВД России, 2017. 156 с.
5. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В .Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М., 2012. 512 с.
6. Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. 639 с.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2013. 576 с.
8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога- исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (58) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.03.2020)
Просмотров: 54 | Теги: Полицейская педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь