Четверг, 20.02.2020, 04:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ ПОЛИЦЕИСКОИ ПЕДАГОГИКИ (часть 1)

В.И.ХАЛЬЗОВ
Н.А.ИГОШИН

К ВОПРОСУ ПОЛИЦЕИСКОИ ПЕДАГОГИКИ (часть 1)

Появление понятия «полицейская педагогика» вызвало неоднозначные отклики научной общественности и практиков, занимающихся вопросами организации подготовки кадров. Авторы данной статьи поставили перед собой задачу проанализировать аргументы, доказывающие право на существование полицейской педагогики как результата естественного развития правоохранительной (полицейской) деятельности и отраслей педагогической науки. В поиске возможностей повышения эффективности процесса профессионального воспитания и обучения сотрудников полиции авторы пошли по пути продуктивной интеграции. При рассмотрении ими известных, а также маловостребованных методик выработаны оригинальные идеи, позволяющие в современных условиях придать новые импульсы развитию системы методического обеспечения подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: Общая педагогика, профессиональная педагогика, юридическая педагогика, прикладная юридическая педагогика, подготовка сотрудников полиции, полицейская деятельность, полицейская педагогика.

 

В материалах межведомственной научно-практической конференции «Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике», которая состоялась 20 октября 2017 года в Санкт-Петербургском университете МВД России, была опубликована статья «Тенденции развития прикладной юридической педагогики» [1]. В данной статье приводились частные выводы, сделанные по результатам анализа исследований, проведенных за последние годы в области подготовки полицейских кадров для Министерства внутренних дел Российской Федерации. Основным результатом, позволяющим, по мнению автора указанной статьи, обобщить все специфические особенности подготовки сотрудников полиции, является выявление новой предметной области профессиональной педагогики - «полицейской педагогики».

Появление нового понятия вызвало оживленную дискуссию среди научной общественности и практиков, занимающихся вопросами организации подготовки кадров в органах внутренних дел. Как это часто бывает, отношение к новому со временем меняется от первоначального удивления к конструктивному обсуждению. Авторы данной статьи поставили перед собой задачу проанализировать максимальное количество аргументов, доказывающих право на существование «полицейской педагогики» как результата естественного развития правоохранительной (полицейской) деятельности и отраслей педагогической науки. Формат, предлагаемый научным журналом, обусловил необходимость разделить подготовленный материал на две части, которые взаимодополняют друг друга. В первую часть вошли девять из десяти отобранных нами доводов (аспектов), которые отражают современное состояние и перспективы развития педагогической науки в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел.

Во-первых, необходимо понять и четко определить цели деятельности образовательных организаций МВД России. Система таких организаций не раз доказывала свою жизнеспособность и эффективность. Кроме того, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О полиции» , все курсанты и слушатели, обучающиеся в образовательных организациях МВД России, считаются проходящими службу в полиции. Это обстоятельство позволяет утверждать, что именно рассматриваемые организации являются специализированными учреждениями, осуществляющими подготовку полицейских кадров в целях решения задач Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данное утверждение будет верным и с позиции целеполагания при органи-
зации образовательного процесса. Поскольку оно определяющим образом влияет на то, кого учить и чему учить.

В связи с этим возникает второй аспект в цепочке рассуждений - вопрос о содержании полицейской деятельности. Известно, что правоохранительная (полицейская) деятельность, обладая специфическими особенностями, не является тождественной деятельности юридической. Данное обстоятельство фактически закреплено в содержании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования», которым в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» специальность «Правоохранительная деятельность», по которой обучающимся присваивается квалификация «юрист», выделена в самостоятельное направление юриспруденции. Кроме того, следует добавить, что Приказ Минобрнауки России от 21 февраля 2012 г. № 124 «О внесении изменения в перечень профессий начального профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 354» формально закрепил появление новой профессии - «полицейский».

Процесс внедрения деятельностного подхода, изучение закономерностей и принципов профессионального воспитания и обучения повлекли появление профессиональной педагогики - отрасли научного педагогического знания, обслуживающей профессиональное образование [2]. Профессиональная педагогика ориентируется на специфику конкретной профессиональной сферы деятельности. Такая специфика проявляется в системе специальных терминов, к которым относятся такие фундаментальные понятия, как производственные силы, работники, профессия (специальность), личностный потенциал, профессиональное воспитание и профессиональное обучение. Неразрывная связь перечисленных понятий, отражающих реальность, функционально требует достаточно высокого уровня профессиональной подготовленности [3].

Основной производительной силой в правоохранительной деятельности являются сотрудники полиции, представляющие собой один из элементов общественного производства, включающего субъекты и объекты труда - людей и средства производства соответственно. А это значит, что в процессе подготовки сотрудников полиции должны быть учтены современные социокультурные, социоэкономические ситуации, которые позволяют шире понимать тенденции и направления совершенствования образовательных организаций МВД России.

Для рассмотрения реализации на практике процесса такого совершенствования необходимо привести следующий - третий - аргумент, который носит прикладной, ведомственный (полицейский) характер. Анализ приемов и способов совершенствования деятельности полиции, отраслей науки, ее обеспечивающих, а также тенденций их развития позволяет с учетом данных прикладных научных исследований построить систему поэтапной профессиональной подготовки сотрудников полиции. Несмотря на объективную потребность в существовании этой системы, она так и не получила должного нормативного правового закрепления в ведомственных организационно-распорядительных документах, поскольку не имеет сколь-либо подтвержденной научно обоснованной и методически обеспеченной концепции.

В-четвертых, важнейшими характеристиками системы высшего образования в современных условиях являются ее многоуровневость, соответствие действующим федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (далее - ФГОС ВО) и ориентация на существующий в обществе социальный заказ. А это делает актуальным решение задачи повышения эффективности подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Кроме того, современные требования к сотрудникам полиции определяют задачу подготовки не просто специалиста, обладающего широкими профессиональными компетенциями, а сотрудника, способного действовать в нестандартных ситуациях, эффективно решать проблемы, возникающие при выполнении служебных обязанностей, обладающего моральными качествами, соответствующими требованиям, предъявляемым обществом и министерством. Выделяя полицейскую деятельность в особую, специфическую сферу профессиональной деятельности, обязательно необходимо обратить внимание на сочетание ярко выраженной гуманистической направленности и специфических, в том числе и силовых, методов, применяемых при ее осуществлении.

В поиске возможностей повышения эффективности процесса профессионального воспитания и обучения сотрудников полиции мы пошли по пути продуктивной интеграции. В результате анализа хорошо известных, а также маловостребованных методик появилась комбинация оригинальных идей, позволяющих в современных условиях придать новые импульсы развитию системы методического обеспечения подготовки сотрудников полиции. При этом предлагаемые новации не требуют радикальной перестройки системы ведомственных образовательных организаций, которая, наоборот, в свою очередь, сохранит существующие параметры и тенденции развития.

В-пятых. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования дают достаточный перечень профессиональных задач, которые выпускник образовательной организации должен уметь решать. Так, подготовка курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России по специальности (направлению) «Правоохранительная деятельность» призвана обеспечивать готовность будущих практических сотрудников органов внутренних дел к осуществлению профессиональной деятельности сразу после окончания обучения . Однако уже в ходе профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России курсанты и слушатели должны осуществлять обязанности сотрудников полиции, что приводит нас к выводу о необходимости формального закрепления практического этапа освоения ими обязанностей полицейского и овладения соответствующими компетенциями как важнейшего этапа системы подготовки.

В-шестых, профессиональные обязанности, которые выполняет сотрудник полиции, технологически представляют собой множество задач, которые решаются в строго определенной последовательности. Наиболее оптимальные и соответствующие букве закона решения основаны, как правило, на способности «реа- лизовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК- 16)» . Мы не предлагаем выделить одну компетенцию ФГОС ВО в качестве основополагающей, а лишь подчеркиваем процессуальный характер правоохранительной (полицейской) деятельности, который обусловливает необходимость организации образовательного процесса с учетом специфики практических задач, решаемых сотрудниками полиции.

А.В. Маркова [4] и В.А. Сластенин [5] отмечают в своих работах, что «профессиональные задачи, к решению которых готовятся обучающиеся, должны рассматриваться как процесс и результат педагогического взаимодействия, осуществляемого субъектами образовательного процесса в ходе моделирования практических ситуаций, и отработки алгоритмов осуществления профессиональной деятельности и выбора оптимальных вариантов деятельности, а также анализа полученного результата» [6].

Организация процесса подготовки кадров для органов внутренних дел, основанная на принципах практико-ориентированного обучения А.В. Марковой и В.А. Сластенина, не только может, но и уже реализуется в образовательных организациях МВД России. Этот процесс направлен на подготовку курсантов и слушателей к решению оперативно-служебных задач и может быть охарактеризован как процесс, предполагающий взаимосвязанную, целенаправленную деятельность субъектов системы воспитания и обучения, обеспечивающую формирование определенных компетенций и личностных качеств - качеств личности правоохранительного типа поведения, необходимых для решения в будущем профессиональных задач.

В-седьмых. Организация профессиональной подготовки сотрудников полиции требует формирования специфического методического обеспечения образовательного процесса, которое соответствует ее целям. Проведенный О.В. Булдашевой анализ научной литературы показал, что понятие «обеспечение» предполагает создание «заданных условий для реализации какого-либо процесса», а методическое обеспечение рассматривается как «совокупность методических идей, оптимально подобранных методов, средств и форм» [6], технологий педагогического взаимодействия, необходимых для оснащения образовательного процесса и направленных на развитие профессиональных качеств [7]. Анализ исследований И.И. Аминова, С.А. Белечевой, И.В. Горлинского, В.Я. Кикотя, А.А. Кобозева, И.Ф. Колонтаев- ской, А.Д. Лазукина, М.А. Пущаевой, Д.А. Савельева, А.М. Столяренко, В.Н. Смирнова и других ученых позволяет говорить о существующей потребности совершенствовать методическое обеспечение образовательного процесса, направленного на профессиональную подготовку сотрудников полиции.

Одним из выделяемых вышеназванными авторами направлений повышения эффективности реализуемых образовательных программ является внедрение в учебный процесс активных и интерактивных форм взаимодействия педагога и обучающегося. Оно ускоряет отход от традиционных объяснительно-иллюстративных форм обучения при организации подготовки полицейских в соответствии с ФГОС ВО.

Перевод обучения сотрудников полиции на принципы ситуационно-имитационной подготовки потребует активного использования педагогических приемов и специальных организационных форм, которые позволят курсантам и слушателям взаимодействовать с субъектами образовательного процесса в качестве активных участников профессиональной подготовки. Внедрение интерактивного обучения стимулирует взаимодействие курсантов и слушателей не только с преподавателями, но и между собой. Данное обстоятельство позволяет повысить эффективность подготовки сотрудников полиции к решению профессиональных задач. Кроме того, у обучающихся формируются межпредметные знания не только по дисциплинам профессионального цикла, но и по другим учебным дисциплинам. Наши выводы основаны на опыте подготовки курсантов и слушателей к решению профессиональных задач в ходе изучения дисциплин специализации.

Считаем, что ставшая классической схема организации профессиональной подготовки, состоящая из подготовительного, развивающего и обобщающего этапов, в достаточной степени обеспечивает подготовку курсантов и слушателей к решению профессиональных задач. Каждый из этапов обеспечивает решение собственных задач, отличаясь характерными для него формами, методами и технологиями обучения. Кроме того, все они отличаются содержанием деятельности преподавателя и курсантов.

Подготовительный этап позволяет обучающимся познакомиться с особенностями полицейской службы, определяет необходимые личностные и профессиональные качества, дает представление о структуре и видах профессиональной деятельности сотрудников полиции, развивает необходимые умения, формируя положительную мотивацию и интерес к правоохранительной (полицейской) деятельности. Теоретические знания, необходимые для решения профессиональных задач, осваиваются в ходе проведения лекционных занятий, одна из целей которых - научить обучающихся ориентироваться в предлагаемой информации и быстро анализировать профессиональные ситуации. При этом следует обратить внимание на то, что некоторые формы проведения лекций, рекомендованные для применения, например лекции с заранее запланированными ошибками, в условиях ведомственных образовательных организаций показали на практике свою неэффективность, поскольку активность обучающихся на учебных занятиях ограничена рамками субординации и служебной дисциплины, что сдерживает их активность при обнаружении запрограммировалных ошибок. В данном контексте следует выделить технологию обучения в сотрудничестве, реализуемую посредством метода обучения в малых группах. Так называемое «обучение в команде» позволяет максимально вовлечь курсантов учебного взвода в познавательную деятельность, обеспечивая их взаимодействие друг с другом, в результате чего усвоение учебного материала происходит более эффективно.

Достаточно хорошо зарекомендовал себя на подготовительном этапе профессиональной подготовки метод практического решения учебных задач, применяемый с целью развития необходимых сотруднику полиции умений: курсанты решают задачи сначала по образцу с помощью преподавателя и лабораторных практикумов, а затем в малых группах и индивидуально. Основным средством, позволяющим развивать способности, является использование ситуационно- имитационных задач. Этот метод основан на применении задач четырех типов (прогностических, проектировочных, исполнительских и аналитических), каждый из которых ориентирован на развитие соответствующих профессиональных способностей сотрудника полиции. Прогностические задачи способствуют развитию умений, связанных с диагностикой ситуации и формулированием задачи (например, необходимо проанализировать причины создавшейся оперативной обстановки на территории административного участка с позиции участкового уполномоченного или причины нарушений воинской дисциплины с позиции военнослужащего военной полиции). Применение проектировочных задач направлено на развитие способности планировать необходимые действия (например, продумать возможные действия сотрудника патрульно-постовой службы полиции или военного патруля при выявлении административного правонарушения либо преступления). Исполнительские задачи развивают способность реализовывать спланированные действия (например, применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие). Использование аналитических задач способствует развитию способности сопоставлять и анализировать результаты действий и поступков сотрудника полиции (например, какие последствия могут наступить в результате неправомерного задержания, доставления, применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия).

Не следует забывать о возможности применения на данном этапе и других методических приемов и технологий:

- защита принятого решения в ходе рассмотрения ситуационно-имитационной задачи;

- развитие критического мышления (кластер, мозговая атака, эссе и др.);

- рефлексивные технологии (незаконченное предложение, рефлексивные вопросы и др.);

- таблицы индивидуальных достижений, способствующие развитию положительной мотивации, интереса к образовательному процессу и соревновательности.

Развивающий этап профессиональной подготовки заключается в освоении курсантами знаний общекультурного, естественнонаучного, общепрофессионального и предметного характера, которые необходимы для успешного формирования опыта в области решения профессиональных задач полиции.

Достаточно эффективно осваиваются курсантами и слушателями теоретические знания при использовании бинарных лекций [8, с. 103-104]. Такая методика проведения лекционных занятий позволяет рассмотреть изучаемые понятия, явления и процессы с научной и практической позиций нескольких учебных дисциплин (например административного и уголовного права, административного и уголовного процесса). Освоению теоретического материала на занятиях, проводимых в форме семинаров, способствует применение семинаров-дискуссий, которые предполагают организацию коллективного обсуждения различных проблем и поиск наиболее эффективных способов их разрешения.

Формирование опыта применения приобретенных теоретических знаний на развивающем этапе достигается в основном за счет учебных ситуационно-имитационных задач комплексного характера. Особенностью комплексных учебных задач этого этапа является организация преподавателем их решения посредством алгоритмического и эвристического методов (сначала - по готовым алгоритмам, затем - по составленным эвристическим вопросам). Кроме того, положительно зарекомендовал себя на развивающем этапе метод микропреподавания, когда обучающийся выступает в роли полицейского. Это позволяет применить освоенные теоретические знания в реальных условиях полицейской деятельности и сформировать необходимые компетенции.

Содержание обобщающего этапа профессиональной подготовки направлено на систематизацию полученных теоретических знаний, закрепление умений, необходимых для решения задач, определенных ФГОС ВО в качестве профессиональных, а также на расширение опыта правоохранительной деятельности. На этом этапе, в соответствии с результатами современных педагогических исследований, наиболее эффективными формами освоения теоретического материала являются:

- «проблемная лекция», которая позволяет находить решение той или иной проблемы реализации полномочий полицейского в диалоге преподавателя с обучающимся, проводить анализ различных научных позиций;

- различные вариации «продвинутой лекции», способствующие активизации мыслительной деятельности курсантов.

Библиографический список:

1. Игошин Н.А. Тенденции развития прикладной юридической педагогики // Прикладная юридическая педагогика: от теории к практике: Материалы межведомственной научно- практической конференции. Санкт-Петербург, 20 октября 2017 г. / Сост. А.С. Душкин, Е.М. Марченко. СПб: СПбУ МВД России, 2017. 156 с.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. // URL: http://didacts.ru/dictionary/1010/word/profesionaInaja-pedagogika.
3. Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики // 2-е изд. М.: Аллель, 2008.
4. Макарова А.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. М., 1992.
5. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: «Издательство Магистр», 1997. 308 с.
6. Булдашева О.В. Методическое обеспечение подготовки будущих бакалавров к решению профессиональных задач // Дискуссия. 2015. № 11 (63). С. 108-114.
7. Забродина Л.Н. Формирование профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Тольятти: ТГУ, 2015. 189 с.
8. Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб: «Питер», 2006. 304 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2020)
Просмотров: 19 | Теги: педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь