Суббота, 16.02.2019, 05:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОРОЖАН

Давлетова Н.Х.

К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ГОРОЖАН

Аннотация: В статье затронуты вопросы городского планирования с точки зрения стимулирования физически активного образа жизни населения в условиях городской среды. Рассмотрены основные факторы, влияющие на физическую активность горожан. Проанализированы основные международные документы и проекты по вопросам городского планирования с целью создания комфортных и здоровых (безопасных) условий жизни в городах, в том числе и городской физкультурно-спортивной среды.

Ключевые слова: городское планирование, физкультурно-спортивная среда города, физическая активность, физически активный образ жизни, факторы.

 

Введение. Глобализация, интенсивная миграция и этническое разнообразие городского населения требуют разработки новой парадигмы развития, как городского пространства, так и проработки вопросов городского планирования.

По прогнозам ученых к 2030 году городское население увеличится с 2,9 до 4,9 млрд. человек, а к 2050 году городское население мира увеличится почти в два раза. Урбанизация будет одной из наиболее радикальных тенденций XXI века [1]. В этой связи вопросы городского планирования с целью создания комфортных и здоровых (безопасных) условий жизни для горожан являются актуальными.

Материалы и методы исследования. В ходе настоящего исследования был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, международных документов (деклараций, хартий, «повесток дня», стратегий и т.д.).

Результаты. В условиях городской среды на здоровье населения негативно влияют многие факторы, среди которых особое место занимает малоподвижный образ жизни. Снижение физической активности горожан происходит за счет: сокращения профессиональной физической активности; более широкого использования автомобилей; увеличения энергосберегающих устройств в общественных местах - эскалаторов, лифтов, автоматических дверей; распространения малоподвижных форм досуга (просмотр телепередач или времяпровождение за компьютером или иным гаджетом), определенных социальных барьеров, негативного отношения к упражнениям и физически активным формам передвижения [2].

Элементы городской инфраструктуры также могут, как содействовать, так и препятствовать физически активному образу жизни населения города. Траектории и благоустройство улиц, характер землепользования, транспортная система, расположение спортивных объектов, общественных зданий парков, мест отдыха и развлечений, отсутствие открытых пространств или недостаточная освещенность территорий рекреационных зон оказывают колоссальное влияние на уровень двигательной активности городского населения. Наблюдаемый в последнее время феномен разрастания городов, когда низкая плотность застройки ведет к увеличению расстояний между жилыми домами и общественными зданиями и к зависимости горожан от автотранспорта, приводит к дефициту физической активности горожан [3].

Совокупность данных указывает на то, что вопросы городского планирования, как спортивной инфраструктуры, так и физкультурно-спортивной среды города в целом занимают центральное место в стратегии повышения физической активности горожан.

Решение проблем, касающихся планирования физкультурно-спортивной среды города требует активного участия и сотрудничества органов государственного управления на всех уровнях (национальном, региональном и местном). Важную роль в достижении того, чтобы город стал «физически активным городом» играют международные организаций, такие как Организация объединенных наций (ООН) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В декабре 1977 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам для содействия развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов. Секретариатом и исполнительным органом Комиссии ООН по населенным пунктам стал основанный в октябре 1978 г. Центр ООН по населенным пунктам (ХАБИТАТ). Сегодня программа ООН по населенным пунктам - ООН-ХАБИТАТ - координирует деятельность внутри системы ООН в области устойчивого развития населенных пунктов. Среди последних международных документов ООН-ХАБИТАТ, в которых отражены вопросы планирования и развития городов можно отметить «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года». Это масштабный всеобъемлющий глобальный «план действий для людей, планеты и процветания», среди 17 целей которого 11-ой целью прописано: «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов».

Для содействия в осуществлении вышеуказанной одиннадцатой цели 21 октября 2016 года состоялась Конференция ООН по жилью и устойчивому городскому развитию (ХАБИТАТ III), в ходе которой была принята «Новая городская повестка дня» [10]. Данный документ является рамочной программой (дорожной картой), содержание которой определяет, каким образом следует осуществлять городское планирование и управление, чтобы максимально обеспечить устойчивый процесс урбанизации на протяжении последующих 20 лет.

Параллельно ООН-ХАБИТАТ при поддержке Европейского Регионального Бюро Всемирной Организации Здравоохранения (ЕРБ ВОЗ) функционирует глобальный международный проект «Здоровые города». Это долгосрочный проект, цель которого - добиться, чтобы вопросы здоровья стояли во главе повестки дня политических лидеров в городах Европы, чтобы полномасштабные программы по здоровью и устойчивому развитию, в соответствии с принципами и задачами стратегий «Здоровье для всех в 21 веке», «Местная повестка дня на XXI век» и «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года» развивались на местном уровне [4,5].

21 ноября 2016 года в рамках Девятой Глобальной конференции по укреплению здоровья, проводимой под эгидой ВОЗ, был принят Шанхайский консенсус по проблеме здоровых городов. В данном документе среди девяти приоритетных направлений в области создания новых городов отмечена необходимость «проектировать города таким образом, чтобы они способствовали устойчивой мобильности в городской среде, передвижению пешком и физической активности в привлекательных и зеленых микрорайонах  сооружению площадок доступных для игр и отдыха» [6].

Проект ЕРБ ВОЗ «Здоровые города» реализуется пятилетними фазами, которые преследуют различные цели. В настоящее время проходит VI фаза (2014-2018гг.), целью которой является учет интересов здоровья и справедливости в отношении здоровья во всех местных стратегиях. В Российской Федерации данные проект реализуется в виде программы «Здоровые города, районы и поселки», осуществляющая деятельность, направленную на улучшение состояния здоровья и качества жизни населения, достижение физического, психического и социального благополучия жителей городских округов, городских и сельских поселений. Создание Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» - новый этап развития проекта «Здоровые города» в России [7].

Кроме вышеназванных организаций, вопросы городского планирования, с точки зрения повышения уровня физической активности горожан, рассматриваются Межправительственным комитетом по физическому воспитанию и спорту (СИГЕПС), при Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). СИГЕПС призван управлять деятельностью правительства в области спорта и физического воспитания, а также обеспечить осуществление эффективной политики и программ спорта по всему миру.

В стратегически важный документах по формированию политики в области спорта - «Международной хартии физического воспитания, физической активности и спорта» (принятой в 1978г., последний пересмотр в 2015г.) и «Берлинской декларации» (от 30 мая 2013г.) также упоминается о важности и необходимости грамотного городского планирования [8,9]. «Берлинская декларация» призывает обеспечить разработку комплексной политики в отношении спортивной инфраструктуры (п. 2.25), обеспечить соответствие инвестиций в инфраструктуру и объекты, предназначенные для проведения крупных спортивных мероприятий запросам социального, экономического, культурного и экологического развития, в частности, через использование уже существующих объектов, строительство новых спортивных сооружений, предусматривающих их упрощенный демонтаж или уменьшение их размеров, использование временной инфраструктуры (п. 2.29).

С целью интеллектуального и технического обмена в области физического воспитания и спорта один раз в несколько лет проводится Международная конференция министров и руководящих работников, ответственных за физическое воспитание и спорт (МИНЕПС), учрежденной ЮНЕСКО в 1976г. Очередное шестое заседание МИНЕПС пройдет в 2017 году в г. Казани, на которой также запланировано обсуждение вопросов городского планирования физкультурно-спортивной среды. Основной темой МИНЕПС VI станет реализация уже действующих международных документов. Планируется, что при рассмотрении вопросов касательно городского планирования будут определены следующие ресурсы: информация о ведущих международных или региональных организациях и инициативах, которые могут обеспечить поддержку и руководство; методические рекомендации; учебные модули; информационно- пропагандистские документы и другие ресурсы; стандарты и инструменты мониторинга и оценки, в том числе показатели и механизмы самооценки; источники информации о передовой практике [10].

Таким образом, вопросы городского планирования обсуждаются на самом высоком уровне. Сотрудничество структур городского планирования, жилищного хозяйства, транспорта, здравоохранения, социальных служб, образования, спорта, а так же частного сектора и общественных организаций обеспечат успех в вопросах создания благоприятных возможностей для физической активности и популяризации физически активного образа жизни горожан.

Литература

1. Декларация Кито об экологически устойчивых городах и населенных пунктах для всех [Электронный ресурс]. - 17-20 октября 2016г. - 28 с. Режим доступа: http://unhabitat.ru/assets/files/publication/Documents/Draft-Outcome-
Document-of-Habitat-III-(R).pdf
2. Давлетова Н.Х. Городское планирование и физическая активность горожан / Н.Х. Давлетова //Наука и спорт: современные тенденции. - 2016. - Т. 4. - № 13. - С. 54-59.
3. Edwards, P. Promoting physical activity and active living in urban environments. The role of local governments. The solid facts [Электронный ресурс] // P. Edwards, A. Tsouros //- 2006. - 66c. - Режим доступа: http://www.euro.who.int/ data/assets/pdf_file/0009/98424/E89498.pdf?ua=l
4. Здоровье для всех в 21 веке [Электронный ресурс] - 1998. - 44с. - Режим доступа: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0007/109762/EHFA5-R.pdf
5. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс] - 2015. - 45с. - Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/75/PDF/Nl 528575.pdf?OpenElement
6. Шанхайский консенсус по проблеме здоровых городов [Электронный ресурс] // Китай, Шанхай 21.11.2016г.- Режим доступа: http://www.who.int/healthpromotion/conferences/9gchp/Shanghai_mayors_consensus_f inal_proj ect_RU.pdf?ua= 1
7. http://zdorovyegoroda.ru/
8. Международная хартия физического воспитания, физической активности и спорта [Электронный ресурс].- 2015. - 11с. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf
9. Берлинская декларация [Электронный ресурс] - 2013. - 20с. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002211/221114r.pdf
10. https://ru.unesco.org/news/startovala-podgotovka-k-vsemirnoy-konferencii- ministrov-po-sportu-2017-goda

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (11.02.2019)
Просмотров: 14 | Теги: активный образ жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь