Воскресенье, 04.12.2016, 04:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

О.Д. Шоркина, Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Посвящена возрастающей роли самостоятельной работы в условиях сокращения часов на аудиторные занятия. Организация самостоятельной работы студентов должна сочетаться со всеми применяемыми в вузе методами обучения и вместе с ними представлять единую систему средств по приобретению знаний.

Ключевые слова: самостоятельная работа, саморазвитие, познавательная деятельность студентов, самообразование, самоконтроль.

 

Любое современное общество испытывает потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Поэтому сегодня перед высшими учебными заведениями стоит задача по формированию личности людей, способных к самосовершенствованию, самостоятельному приобретению новых знания, принятию самостоятельных решений, определению содержания своей деятельности и нахождению средств её реализации.

Для решения этой задачи все дисциплины, включённые в образовательный процесс, предполагают достаточно большой объём заданий, направленных на активизацию самостоятельной работы студентов.

Все изменения, проводимые в системе образования, т.е. в работе высших учебных заведений, значительно отражаются на специфике взаимодействия преподавателей со студентами. Так, ранее соотношение между самостоятельной работой и работой в аудиториях было в пользу аудиторных часов, теперь же это соотношение меняется в сторону увеличения часов на самостоятельную работу. При этом необходимо помнить, что самостоятельная работа отличается от других видов работы тем, что студенты сами ставят себе цель, для достижения которой выбирают задание и вид работы.

В методике преподавания иностранных языков в нашем вузе уделяется особое внимание этой проблеме, обобщается опыт практической работы, изучаются способы рациональной организации культуры умственного труда. В вузе студенты, кроме получения знаний во время занятий в аудиториях, также получают подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения этой цели является самостоятельная работа.

К основным положениям, на которых базируется самостоятельная работа, можно отнести следующие:
- большинством исследований самостоятельная работа определяется как вид познавательной деятельности студентов, как в аудитории, так и дома;
- её выполнение осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, в то же время возможна помощь в выполнении работы со стороны преподавателя в форме консультаций;
- самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду;
- при самостоятельной работе цель каждого задания должна быть осознанна, т.е. для её выполнения студенты опираются на свои знания, умения, опыт в изучении иностранного языка, а также умение пользоваться средствами обучения;
- самостоятельная работа требует наличия у студентов некоторых общенаучных умений, способствующих её рациональной организации: планировать эту работу, чётко ставить систему задач, выполнять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономичного решения поставленных задач, оперативно контролировать выполнение задания, быстро вносить самостоятельную работу и затем подвести общие итоги работы.

Как видно из приведённых выше положений, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, а с другой стороны, как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации после окончания высшего учебного заведения.

Применительно к студентам цели и задачи самостоятельной работы следующие: 1) стимулировать изучение иностранного языка; 2) сделать процесс изучения иностранного языка более осознанным, а также развивать у изучающих способность к самооценке своих языковых компетенций.

Введение новых государственных образовательных стандартов привело к тому, что значительная часть работы по освоению учебного материала переносится на внеаудиторные занятия студентов. Несоответствие между объёмом знаний, которые должен усвоить студент, и отводимым на эту работу временем заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов по освоению иностранного языка, которые позволили бы избежать снижения качества подготовки будущих специалистов.

Самостоятельная работа наиболее точно определена И.А. Зимней: «Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет объекту обучения удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [1].

Важнейшими факторами, обуславливающими эффективную самостоятельную работу, являются: 1) готовность студентов к выполнению самостоятельной работы; 2) оптимальная организация самостоятельной работы и коррекция её преподавателем. Готовность студентов к самостоятельной работе определяется:
- наличием оптимальной мотивации к овладению иностранным языком;
- сформировавшимися навыками самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма;
- владением навыками эффективной работы со справочной литературой, словарями и умением работать с техническими средствами обучения.
Эффективная организация самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя подразумевает:
- индивидуальный подход, формирование мотивации изучения иностранного языка;
- целенаправленную деятельность по развитию у студентов навыков самостоятельной работы в области чтения, говорения, аудирования, письма;
- целенаправленную деятельность по развитию у обучаемых навыков эффективной работы со справочной литературой и словарями;
- обучение студентов работе с техническими средствами обучения (если необходимо).

Таким образом, целью самостоятельной работы по иностранному языку в экономическом вузе является формирование навыков работы с иноязычными профессионально-ориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, её личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи (говорение и аудирование).

Безусловно, и в нашем вузе особое внимание уделяется самостоятельной работе. На занятиях по иностранному языку и также после занятий она представлена различными формами. Студенты самостоятельно ведут записи нового материала, выполняют домашние задания, изучают рекомендуемые источники, подбирают необходимую литературу, решают предложенные задачи, кейсы, ситуации, выполняют контрольные работы, делают презентации по актуальным вопросам экономической деятельности.

Без самостоятельной работы не обходится и научная работа студентов. Она заключается в их участии в работе кружка «Меркурий», который существует на кафедре иностранных языков, в подготовке докладов для выступления на научной практической конференции, в написании статей научных характера. Положительное значение научной работы проявляется в ряде обстоятельств:
- будущие специалисты участвуют в процессе добывания новых знаний;
- приобретаемые знания становятся прочными и целенаправленными;
- студенты видят практические плоды своего труда, что эффективно стимулирует их дальнейшую деятельность;
- приобретаются начальные навыки в научном исследовании.

В ходе научной работы студент овладевает приёмами теоретического мышления. Выполнение исследования начинается с формулирования темы, разработки плана, подбора и изучения литературы, а также сбора и обработки материала. Самое важное в исследовании наступает после получения нового материала: его осмысливание, сравнение с ранее известными данными, изложение результатов, передача их обществу (доклад, сообщение, опубликование).

Организационно такая работа протекает по-разному: 1) индивидуально под руководством преподавателя (научного руководителя); 2) в рамках научного студенческого кружка; 3) в сотрудничестве с преподавателями кафедры.

Учебная и научная работа имеет в основном образовательное назначение, формирует интеллектуальные качества будущего специалиста. Навыки работы в коллективе студенты приобретают, как правило, через участие в общественной жизни вуза. Что касается результативности самостоятельной работы, то она определяется использованием различных видов контроля, таких как: входной контроль знаний, текущий контроль уровня усвоения материала, которые проводятся в течение курса изучения иностранного языка, промежуточный, рубежный контроль - по окончании изучения определённой темы.

Существует несколько классификаций заданий по самостоятельной работе студентов: 1) обучающие задания, при которых преподаватель предъявляет студентам задание и показывает, как его делать; 2) тренировочные задания - выполнение задания по образцу; 3) поисковые задания.

Задания для самостоятельной работы должны быть чётко сформулированы, разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объём должен быть определён часами, отведёнными в учебной программе.
Следует отметить, что задания для самостоятельной работы должны дифференцироваться. На ранних этапах обучения самостоятельная работа по иностранному языку носит по большей части репродуктивный характер.

Студенты овладевают алгоритмами выполнения практических действий, выполняют упражнения, предназначенные для развития всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, разговорной речи. Задания могут носить как групповой, так и индивидуальный характер. На более поздних этапах преобладают задания творческого характера (ролевые игры, разборы конкретных ситуаций, проекты, составление глоссариев, подготовка и написание научных статей и т.д.) По мере формирования у студентов навыков и умений постепенно усложняются и задания; помощь преподавателя приобретает консультативный характер, а самостоятельность самих студентов увеличивается; повышается качество учебной деятельности.

Самостоятельная работа студентов по изучению иностранного языка также включает в себя заучивание лексических единиц, овладение правилами словообразования и грамматики, чтение текстов вслух в соответствии с правилами чтения, построение вопросов и ответов к текстам, перевод на русский язык (устный и письменный) и т.д.

В изучении иностранных языков большое значение имеет формирование навыков самоконтроля, функции которого направлены на решение ряда профессиональных, творческих, познавательных, развивающих, воспитательных, мотиваци- онных задач. Самоконтроль тесно связан с самооценкой, уровнем развития критического мышления. В процессе приобретения и применения знаний студенты овладевают навыками самостоятельной работы, тем самым обеспечивая саморегуляцию в процессе обучения. По мнению О.Г. Полякова, только «самоконтроль способен предоставить обучающимся возможность задуматься о собственной успеваемости и имеющихся проблемах и найти пути изменения, адаптации и совершенствования, и, если поощрять проверку обучающимся их собственных письменных работ, они скорее добьются лучших результатов, нежели когда лишь преподаватель будет проверять и исправлять ошибки» [3].

Среди возможных форм самоконтроля при обучении иностранному языку можно выделить: 1) редактирование собственных работ, реагируя на оставленные на полях после проверки преподавателем особые сигналы, указывающие на определённые ошибки; 2) тестирование, которое представляет собой наиболее эффективную форму контроля самостоятельной работы и имеет ряд преимуществ перед другими формами контроля.

Одной из форм итоговой аттестации студентов по иностранному языку является компьютерное тестирование. С помощью тестов в течение года можно оценивать уровень усвоения грамматического и лексического материала студентами и формировать у них навык работы с тестовыми заданиями. Выполнение тестирования не требует много времени, что очень важно в связи с большим объёмом материала, отведённого для самостоятельного изучения, и ограниченностью запаса времени.

Тестовые задания ориентированы на базовый материал по предмету и контролируют не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования материалом, способствуют формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний. Последующая проверка тестовых заданий по ключам формирует у студентов сознательное отношение к выполняемой работе, активизирует мыслительные операции, развивает память, внимание и навыки самоконтроля. Поскольку правильность выполнения заданий проверяется самими студентами, а не преподавателями, снижается направленность на оценку и повышается ценность непосредственно знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе учебной деятельности.

Самоконтроль предполагает способность студентов к критической оценке своих знаний. Способность к самоконтролю развивается по уровню овладения языком. Правильно организованный самоконтроль с применением тестовых заданий и последующая самооценка полученных результатов способствует формированию самообразовательной компетенции на материале иностранного языка, необходимой для профессионального становления личности.

Отдельно следует выделить подготовку к экзаменам и зачётам, как особый вид самостоятельной работы. Основное отличие состоит в том, что студенты готовятся к экзамену по имеющейся программе и ищут в различных источниках ответы на конкретные вопросы.

Таким образом, изучение иностранного языка невозможно без осуществления самоконтроля, так как, чтобы изучить что-либо, необходимо сначала оценить уже имеющиеся знания и понять, как можно их обогатить. Самоконтроль перестанет быть формальным звеном самостоятельной работы только в том случае, если будет осознаваться студентом как необходимый элемент собственного развития. Для этого при организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого студента, необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы, в конечном счёте, привести к самоуправлению самостоятельной деятельностью.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии: учебное пособие. М.: Просвещение, 1980. 528 с.
2. Ковалевский И.Н. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России. 2000. № 1. С. 114-115.

3. Поляков О.Г. Самоконтроль в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. С. 48-52.
Т.Ф. Лебедева, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой вычислительной техники и информационных технологий Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова; Н.А. Ткаченко, ст. преподаватель Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова
4.    Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 98-103.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(14). 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (31.03.2016)
Просмотров: 188 | Теги: самостоятельная работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016