Воскресенье, 04.12.2016, 11:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ГИБКОСТИ ДЕВОЧЕК В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ

С.Н.Пожидаев, Донской государственный технический университет
А.А.Князев, И.Л.Пожидаева, Ростовский-на-Дону государственный экономический университет

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ГИБКОСТИ ДЕВОЧЕК В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКЕ

В статье рассматриваются вопросы оценки гибкости у юных спортсменок в спортивно-оздоровительной гимнастике. Данный процесс рассматривается как отдельная технология, позволяющая планомерно и последовательно провести диагностические процедуры. Важным моментом является наличие в статье тестов оценки гибкости различных частей и критериев их балльной оценки.

Ключевые слова: гибкость, тесты, спортивно-оздоровительная гимнастика.

TO THE QUESTION OF GIRLS' FLEXIBILITY EVALUATION IN SPORTS GYMNASTICS
Pozhidaev S.N. Don State Technical University Knyazev A.A., Pozhidaeva I.L.
Rostov-on-Don State University of Economics
The article deals with flexibility evaluation of young athletes taking up recreational gymnastics. This process is determined as a separate technology that allows systematically and consistently carry out diagnostic procedures. The important point is the presence in the article еру flexibility tests of different parts of assessment criteria and their scoring.
Keywords: flexibility tests, fitness gym.

 

Современная спортивно-оздоровительная работа характеризуется высокой «инновационной» активностью, не всегда адекватной разносторонностью и восприимчивостью к новому. Это приводит к тому, что разрабатываемые программы в области гимнастики носят, чаще всего, эмпирический характер, описывающий «видение» и опыт авторов-разработчиков, не имеют серьезного теоретического обоснования и, естественно, малоэффективны.

Одним из подходов повышения эффективности и качества спортивно- оздоровительной деятельности является, разрабатываемая нами, методология проектирования педагогических объектов, которая идет в русле верификации теоретических положений науки, путем проверки их «на истинность», сопоставления с наблюдаемыми объектами, чувственными данными и экспериментом.
Так, в рамках модернизации методик спортивно-оздоровительной тренировки гимнастической направленности, нами сформулированы требования качества учебно- тренировочного процесса: обоснованность и надежность достижения целей; управляемость и научность используемых моделей.

Необходимо отметить, что возможностями такого совершенствования являются конструкции процессно-деятельностного представления учебно-тренировочного процесса, этапно-текущего и оперативного видов контроля, модельные характеристики. Это дает понимание и позволяет разрабатывать различные модели (представления) организации тренировочного процесса [2]: программное, методическое, технологическое.

Так в гимнастике, комплексно-программная модель имеет традиционное музыкально-ритмическое построение движений, которые объединены, на основе преимущественно эмпирической логики, в комплексы (программы) общеразвивающих упражнений.
Методическая конструкция более продвинута и предусматривает использование этапов, в которых эмпирико-теоретические методы, совместно с комплексами упражнений, дозируются нагрузкой.

Технологическая конструкция характеризуется четкой постановкой цели и её детализацией в модельных характеристиках, а использование оперативно-этапных контуров контроля и управления приводит к различным сценариям этапов и их структур.
Учитывая описанное выше, удовлетворить возросшие современные требования к воспитанию гибкости (под которой, нами традиционно понимается максимальная подвижность в суставах) в спортивно-оздоровительной гимнастике, можно путем применения технологической конструкции, а не только заимствованием движений из восточных систем физического совершенствования (йоге, дыхательных гимнастиках, цигуне и тайцзи-цюане и др.).

На этом основании технология воспитания гибкости в спортивно- оздоровительной гимнастике младших школьниц приобретает следующий вид. [1] Так, перед началом работы, необходимо произвести контроль гибкости и грамотное целепо- лагание дальнейших действий, путем использования вариативных тестов на гибкость следующих видов: пассивная, пассивно-активная; активная (таблица1).

На втором этапе предусматривается применение различных типов действий (сценариев) по воспитанию гибкости на основании состояний и задач юных гимнасток, с использованием и конструированием вариативных комплексов упражнений на пояс нижних и верхних конечностей, позвоночник. Необходимо заметить, что выбор сценариев («стандартный», «укрепляющий», «расслабляющий») обусловлен использованием коэффициента дефицита активной гибкости, высокие значения которого указывают на необходимость применения «стандартной» стратегии, а низкие - на «укрепляющую» или «расслабляющую».

На третьем этапе технологии происходит повторное тестирование для выявления воздействия сценария и разработанных упражнений, а также для принятия решений о последующих этапах работы. Так, если повторное тестирование выявило не полное достижение параметров цели, то происходит переход к четвертому этапу - коррекции. Если же тестирование удовлетворят требованиям, то следующий этап - шестой.

Четвертый, коррекционный этап, предполагает использование и создание достаточно сложных, чаще всего, индивидуально ориентированных коррекционных сценариев и движений. Пятый этап характеризуется повторным тестированием, ориентированным на контроль корректируемых параметров. Шестой этап - выход из разработанной системы достижения. Для успешной реализации, созданной технологии, нами составлен годовой план-график работы.

Таблица 1
Вариативные тесты контроля гибкости в спортивно-оздоровительной гимнастике

Педагогические эксперименты, направленные на проверку эффективности предложенной технологии воспитания гибкости, проходили на базе школьных секций по художественной и эстетической гимнастике. По результатам можно утверждать, что применение технологии воспитания гибкости позволяет осуществлять более эффективную подготовку младших школьниц в спортивно-оздоровительной гимнастике, выражающуюся в улучшении показателей контроля и привлекательности секционных занятий, приводящую к повышению качества учебно-тренировочного процесса, в целом.

Литература

1. Пожидаев, С.Н. Модернизация тестов гибкости в направлении повышения качества / С.Н. Пожидаев, И.Л. Пожидаева // «Спортивная медицина. Здоровье и физическая культура. Сочи 2012» в рамках конгресса «Медицина спорта. Сочи 2012». Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция г. Сочи 20-23 июня 2012 г. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. - С. 593-595.
2. Пожидаев, С.Н. Разработка спортивно-оздоровительных технологий / С.Н. Пожидаев, И.Л. Пожидаева // Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти В.С. Пирусского. - Томск, Томский государственный университет, 2012. - 197-199.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (05.04.2016)
Просмотров: 110 | Теги: спортивно-оздоровительная гимнастик, гибкость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016