Четверг, 27.06.2019, 01:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

КОЛОМЕНСКАЯ О.Д.
ДЗЯДЕВИЧ И.В.

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Совершенствование, профессионализм, общественное мнение, опрос, профессиональная социализация сотрудника органов внутренних дел, культура, нравственное развитие, социальное партнерство, результативность.

В статье рассматривается такой аспект деятельности сотрудников органов внутренних дел, как совершенствование профессионализма, повышение качественных характеристик деятельности. В качестве актуальной выделяется проблема влияния общественного мнения на их профессиональную социализацию. Внимание акцентируется на взаимозависимости результатов исследования общественного мнения и процесса профессионального становления сотрудников органов внутренних дел. Предлагаются варианты решения возникающих в современном обществе методологических проблем, направленных на развитие общей культуры их деятельности, их социокультурное и нравственное развитие.

 

Одной из важных и актуальных тенденций развития российского общества является все более приоритетное значение общественного мнения в регулировании социальных процессов. Действие этой тенденции охватывает многие аспекты жизни общества и государства, в том числе и проблемы, связанные с деятельностью органов внутренних дел. Органы внутренних дел обязаны охранять такие социальные ценности, как права и законные интересы граждан, собственность, общественный порядок, интересы общества и государства, при этом действуя в ситуации, непосредственно связанной с общественной позицией, выражаемой общественным мнением [1].

В условиях социальных трансформаций важно раскрыть факторы и условия, определяющие социальный статус сотрудника органов внутренних дел, который наиболее объективно влияет на проявляющиеся проблемы в полицейской среде [2]. Современная динамика развития российского общества порождает конфликт между социальными нормами, принятыми в обществе, и нормами, которые формализованы в ОВД. В силу того, что сотрудники полиции как граждане и как работники активно включены в жизнь общества, все последствия социальных изменений сказываются и на них [3].

Актуальными на сегодняшний день остаются проблемы профессионального становления сотрудников ОВД. Главным направлением воспитания гражданина, работника любой профессии является формирование нравственно совершенной личности. Выдающиеся мыслители прошлого придавали огромное значение нравственному становлению личности (И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А.С. Макаренко). Они, как и многие другие ученые, исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование ее под влиянием объективных условий жизни, как самовоспитание [4].

Нравственное воспитание - это двуединый процесс. Одна сторона - это формирование у человека представлений о моральном идеале, о нравственном и безнравственном поведении, о содержании понятий «добро» и «зло», «честь» и «достоинство», «долг», «совесть», «справедливость», о других категориях этики, о моральных принципах и нормах. Другая сторона - это нравственное воспитание, которое заключается в создании у человека внутренней потребности поступать и действовать в соответствии с воспринятыми и усвоенными им элементами нравственного сознания.

Для того чтобы человек стал нравственной личностью, ему необходимо прививать этические знания, моральные убеждения, нравственные качества и чувства, моральные потребности и привычки.

Действенность применяемой системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих прямое и косвенное проявление. Самый высший критерий нравственного развития - активная жизненная позиция человека, сознательное отношение к общественному долгу, единство слова и дела в повседневной деятельности. Вторым по значимости критерием являются практические дела людей, их поведение и поступки. К разряду критериев можно отнести и уровень этических знаний, и соотношение этих знаний с жизнедеятельностью в рамках личных и общественных интересов. При характеристике личности сотрудника ОВД учитывается, что это взрослый человек, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведения, имеет сложившееся или складывающееся отношение к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом [5].

Никогда не терял актуальности вопрос самовоспитания. Действенность нравственного воспитания обеспечивается тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого (самовоспитанием), стремлением следовать высоким предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для всесторонней нравственной жизни [6].

В эпоху перемен, когда происходит ломка сложившегося уклада жизни и формирование нового, вопросы нравственности, морали, ответственности, совести, добродетели выходят на первый план.

Почитание «людей государственных», каковыми и являются сотрудники органов внутренних дел (полиции), уважение их обществом - важнейший показатель духовного и нравственного здоровья общества, прочности и стабильности государства. В структуре личности сотрудника органов внутренних дел как «человека государева» нравственность должна занимать главенствующее положение, являться регулятором его деятельности.

Система отечественного Министерства внутренних дел, как и все российское общество (так как она является частью этого общества), продолжает испытывать дефицит морального, то есть нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения.

Сегодня продолжается реформирование системы органов внутренних дел, и курс руководства МВД России направлен на совершенствование профессионализма сотрудников органов внутренних дел, повышение качественных характеристик их деятельности.
Формирование авторитета властного института предполагает одновременно создание положительного имиджа, поскольку «имидж своим воздействием создает специфическую социально-психологическую установку», то есть во многом определяет характер дальнейшего восприятия гражданским обществом данной государственной структуры в ее развитии.

Служба сотрудников полиции осуществляется на глазах людей и в общении с ними и зачастую вторгается в сферу человеческих отношений, чувств. Поэтому каждый сотрудник органов внутренних дел обязан знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность, готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и исправить допущенные ошибки.

Сотрудникам органов внутренних дел необходимо стремиться к высокой культуре и строгому соблюдению законности. Это должно быть их отличительной чертой. Для населения образ сотрудника полиции должен стать неотделим от представлений о лучших человеческих качествах.

В современном мире важно, чтобы сотрудники полиции адекватно воспринимали основополагающие этические понятия, вкладывая в них одинаковый смысл. Это в первую очередь относится к таким понятиям, как «долг», «честность», «беспристрастность», «скромность», «профессионализм».

Необходимо устанавливать социальное партнерство с населением, благодаря которому значительно повышается результативность деятельности полиции, она пользуется поддержкой общественности и тесно с ней сотрудничает.

Нами среди жителей Калининграда было проведено исследование, касающееся имиджа сотрудника полиции. На основе его результатов мы попытались составить «профессиональный портрет» современного полицейского самого западного областного центра Российской Федерации.

Респондентам было предложено описать свои представления о сотруднике органов внутренних дел. В анкетировании приняли участие 64 человека, проживающих в г. Калининграде, в возрасте от 25 до 35 лет. Мужчины и женщины были представлены в равных пропорциях (32 мужчины, 32 женщины). Полученные данные отразили психологическое содержание основных видов социальных представлений об имидже сотрудника правоохранительных органов [7].

Анализ анкет позволил выделить дескрипторы (описания), которые характеризуют личностные и профессионально значимые качества, оказывающие влияние на содержание социальных представлений об имидже сотрудника ОВД. Отметим, что выявлена многовариантность описаний, когда одни понятия определяются через другие, затем становятся производными для близких в семантическом отношений дефиниций.

Рассмотрим дескрипторы, полученные в выборках.

При ответе на первый вопрос: «Каким Вы представляете себе сотрудника органов внутренних дел (полиции) на современном этапе? Какими качествами он наделен?» - получены следующие результаты:

- дескриптор «профессионально важные качества» раскрывается через такие понятия, как «находчивый», «ответственный», «упорный», «целеустремленный», «мобильный», «принципиальный», «работоспособный», «исполнительный», «добросовестный», «оперативный», «антикоррупционное поведение», «справедливый», «терпеливый», «толерантный», «понимающий психологию людей», «хитрый», «интеллектуальный», «надежный», «умеющий четко планировать свою работу» - 87%;

- дескриптор «наличие гражданской позиции»: «законопослушный», «неподкупный», «справедливый», «человек чести и слова», «патриот», «желание приносить пользу обществу», «любит свою профессию», «честность» - 73%;

- дескриптор «воспитанный»: «дисциплинированный», «вежливый», «широкий кругозор», «порядочный», «отзывчивый», «аккуратный», «внимательный», «честный», «неравнодушный», «добродушный» - 86%;

- дескриптор «стрессоустойчивый» (представляет совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные перегрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности): «умение владеть собой», «сдержанный», «способность действовать хладнокровно в нестандартных ситуациях», «не теряться в стрессовых ситуациях», «принимать правильные решения». В целом значение сводится к функции контроля и семантически близко понятию «выдержанный» (что подразумевает наличие «силы воли» и способности «владеть собой в любых ситуациях»), «уравновешенный», «самоуверенный», «позитивный» - 56%;

- дескриптор «коммуникабельный»: «общительный», «индивидуальный подход», «открытый», «умеет слушать собеседника» - 23%;

- дескриптор «профессионально подготовленный»: «сильный», «выносливый», «хорошая физическая подготовка», «без вредных привычек», «грамотно владеющий огнестрельным оружием», «грамотный», «всестороннераз- витый», «юридически грамотный», «образованный», «высокий уровень подготовки», «организаторские способности», «умеющий оперативно действовать», «имеет аналитические способности» - 71%;

- дескриптор «смелый»: «храбрость», «отвага», «бесстрашие», «мужественность», «товарища не бросает в беде» - 70%.

Обобщая представления респондентов о том, каким они видят сотрудника органов внутренних дел (полиции) в Калининграде, мы получаем следующие результаты:

- обладает профессионально-важными качествами - 87%;

- воспитан - 86%;

- имеет гражданскую позицию - 73%;

- профессионально подготовлен - 71%;

- смел - 70%;

- стрессоустойчив - 56%;

- коммуникабелен - 23%.

На второй вопрос: «Описывая сотрудника органов внутренних дел (полиции), Вы ориентировались на знакомого Вам человека из этой профессии?» - было получено 27% утвердительных ответов и 73% отрицательных. Такой результат позволяет думать, что образ сотрудника правоохранительных органов достаточно идеализирован и реализован социальными качествами с профессиональной доминантой.

На третий вопрос: «Из каких источников у Вас формируется представление об имидже сотрудника ОВД (полиции)?» - получены ответы:

- документальные хроники с мест криминальных событий - 36%;

- сталкивались с его работой - 30%;

- из художественных фильмов - 23%;

- телевидение - 22%;

- знакомые сотрудники - 16%;

- из рассказов окружающих - 13%;

- из литературы - 11%.

Таким образом, мнение о деятельности правоохранительных органов граждане формируют в основном, используя документальные хроники с мест криминальных событий; исходя из ситуаций, когда лично сталкивались с работой сотрудников полиции; в результате просмотра художественных фильмов.

На четвертый вопрос: «Как Вы настроены по отношению к сотрудникам ОВД (полиции)?» - получены ответы:

- нейтрально - 56%;

- позитивно - 30%;

- негативно - 14%.

Анализ этих показателей порождает вопрос: если большая часть респондентов «нейтрально» относится к деятельности правоохранительных органов, то чью сторону они примут в сложной ситуации?

На пятый вопрос: «Сталкивались ли Вы с работой сотрудников органов внутренних дел (полиции)?» - 67% респондентов ответили ут-
вердительно, 32% - отрицательно. Здесь мы можем в очередной раз отметить то, насколько важно сотруднику ОВД соответствовать тем представлениям о нем, которые были выявлены при ответе респондентов на первый вопрос.

На шестой вопрос: «Что бы Вы могли рекомендовать для улучшения качества работы сотрудников ОВД (полиции)?» - получены следующие ответы:

- дескриптор «воспитанность»: знание профессиональной этики, аккуратность, честность, патриотизм, добропорядочность, лояльность, верность присяге, человечность, ответственность, пример для подражания другим сотрудникам, активная гражданская позиция, беспристрастность, изучение истории, объективность, добросовестность, умение общаться, борьба с коррупцией - 77%;

- дескриптор «сопутствующие факторы»: расширение полномочий, повышение денежного довольствия, увеличение количества социальных гарантий, техническая оснащенность, увеличение штатной численности, планирование времени на отдых и службу, улучшение автопарка, поощрение сотрудников, совершенствование законодательства, четкая работа всей системы - 39%;

- дескриптор «профессиональная подготовка»: улучшить качество образования, самосовершенствование, грамотная речь, физическая подготовка, медицинская подготовка, искоренение вредных привычек, жесткий отбор - 34%.

Приоритетным и самым существенным оказался дескриптор «воспитанность», то есть то, над чем стоит работать глубоко и всестороннее как самим сотрудникам (самовоспитание), так и соответствующим подразделениям системы МВД России.

Подводя итоги проведенного нами исследования, отметим, что сотрудник органов внутренних дел постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны, он испытывает воспитательное воздействие общества, которое формирует его в соответствии с принципами общественной нравственности, а с другой, - он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан (положительное, если исполнение им требований закона служит социальной справедливости и осознается гражданами как глубоко нравственное, или отрицательное, если его действия воспринимаются гражданами как несправедливые и потому безнравственные). Формирование высоких нравственно-этических качеств у сотрудников (верность служебному долгу и присяге, честность, неподкупность, внимательное отношение к людям, общая правовая культура) обеспечивает профессионально-этическую состоятельность кадров системы МВД, их устойчивость к воздействию негативных факторов и профессиональной деформации.

Стоит также задуматься над ролью полиции в демократическом государстве, чтобы убедиться в целесообразности разработки нового кодекса этики для сотрудников органов внутренних дел. Закладывая основы этических норм, кодекс полицейской деонтологии способен облегчить определение этических проблем, дать лучшее их понимание, более глубокий анализ и облегчить принятие решений. К тому же он заставляет задуматься над теми ценностями, которые защищает полиция как институт, об их адекватном использовании. Принятие кодекса должно способствовать тому, что такие основополагающие для полиции понятия, как «честность», «беспристрастность», «неподкупность», «скромность» и «профессионализм», будут повсеместно иметь одинаковое значение (значит, и пониматься они будут адекватно).

Такой кодекс как свод правил поможет сформулировать некоторые нормы индивидуального поведения, основанные на чувстве гордости за принадлежность к полицейской организации. К обязательным для сотрудника полиции компетентностным критериям традиционно относят такие:

1) интеллектуальный (широта кругозора, эрудиция, развитость вкуса, отношение к нравственным ценностям, нормам);

2) эмоциональный (доброжелательность, отзывчивость, расположенность к людям, разнообразие интересов, развитость чувств, творческое воображение);

3) действенно-практический (развитость навыков и умений профессиональной деятельности, степень развития волевых качеств, гражданская позиция) [8].

Это особенно важно для молодых сотрудников, которым следует сразу познакомиться с основными ценностями, определяющими их службу. Они будут вооружены методиками и технологиями самосовершенствования и в процессе профессиональной деятельности станут постоянно пользоваться этими «инструментами», заполняя пробелы в знаниях и умениях, открывая для себя новые горизонты личностного развития. Тогда, вероятнее всего, мы вернем доверие граждан к современной полиции, повысим продуктивность профессиональной деятельности как отдельных сотрудников, так и подразделений в целом.

Следует иметь в виду, что представленное исследование позволило остановиться только на тех наиболее важных и спорных вопросах, которые решаются на сегодняшний момент в данном направлении в связи с актуальностью для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список:

1. Сартаева Н.А. Общественное мнение и деятельность органов внутренних дел // Общество и право. 2003. № 1. С. 253-264.
2. Ямолдина Е.В. Реформа органов внутренних дел // Актуальные проблемы права: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). М.: Ваш полиграфический партнер, 2011. С. 109-111.
3. Лобанов М.В. Факторы, влияющие на освоение социализационной нормы молодыми сотрудниками ОВД // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4. С. 237-240.
4. Рыбин Д.Н. Проблема диагностики нравственных аспектов сознания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013. № 1 (24). С. 139-142.
5. Дзядевич И.В. Современные проблемы профессиональной социализации будущих специалистов // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии. Материалы международной научно-практической конференции. Калининград: КФ СПбУ МВД России, 2014. С. 168-169.
6. Купавцев Т.С. Особенности самосовершенствования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2013. № 1 (24). С. 127-139.
7. Гурьянов Ю.Н., Рыжкова С.Ю. Гендерные различия социальных представлений российской молодежи об имидже сотрудника правоохранительных органов // Юридическая психология. 2015. № 1. С. 9-12.
8. Коломенская О. Д. Специфика воспитательного воздействия на лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, в процессе профессионального обучения (профессиональной подготовки) в образовательной системе МВД России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 123-126.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (25.04.2019)
Просмотров: 82 | Теги: общественное мнение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь