Четверг, 14.12.2017, 03:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Э.И.Мантаева, доктор экономических наук, профессор
В.С.Голденова, кандидат экономических наук, доцент

К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье анализируются преимущества кластерного развития экономики регионов. В настоящее время перед всеми российскими регионами стоят задачи повышения эффективности производства, благосостояния населения и перехода на инновационный путь развития. Зарубежный опыт показал, что кластерный подход к структурированию национальной экономики и региональных экономических систем является важным условием повышения эффективности производства, конкурентоспособности региональной экономики и улучшения благосостояния населения. Анализ функционирования промышленного производства в экономике Республики Калмыкия последних двух десятилетий позволяет сделать вывод, что регион представляет собой яркий пример деиндустриализации, что показывает необходимость систематизированной и комплексной государственной поддержки его развития. Выявленные проблемы развития производственного сектора региона позволяют предложить в качестве способа оживления промышленного сектора создание и развитие промышленного кластера. При этом в числе объектов государственной поддержки должны быть не только компании, которые составляют ядро о кластера, но и предприятия инфраструктуры, такие как образовательные учреждения, инвестиционные фонды, страховые компании, финансовые институты. Управление промышленным кластером должно быть отведено координационному совету, в задачи которого должно входить налаживание диалога между представителями промышленных предприятий, поставщиками ресурсов, представителями образовательных и научных учреждений, интересы которых отвечают задачам функционирования кластера. На сегодняшний день перед руководством всех регионов стоит задача формирования и развития территориальных кластеров. Несомненно, что для экономики Республики Калмыкия наилучшим вектором оживления и развития промышленного производства может стать именно кластерное развитие промышленного сектора.

Ключевые слова: кластерное развитие, промышленный кластер, территориальный кластер, региональная экономика, устойчивое развитие региона.

 

Переход российской экономики на инновационный путь развития является необходимым условием, обеспечивающим ее выход на лидирующие позиции в системе мирового хозяйства. Среди широкого спектра средств, методов, форм и механизмов, с помощью которых возможно ускорение процесса формирования инновационной экономики в нашей стране, особое место принадлежит кластерному подходу [13; 15].

Мировой опыт свидетельствует, что именно кластерный подход к структурированию национальной экономики, а также региональных экономических систем является важным императивом повышения эффективности производства, конкурентоспособности и благосостояния населения. Вопросы формирования и управления кластерным развитием российской экономики в последние годы стали предметом многочисленных исследований ученых-экономистов [1; 2; 3; 10].

Следует отметить, что в настоящее время развитие значительной части российских регионов продолжается на основе интенсивного использования природных ресурсов, которое в конечном счете приведет к их исчерпанию, поэтому переход к устойчивому развитию регионов сегодня как никогда актуален. При этом процесс устойчивого развития должен заключаться в переходе от экономики ресурсов к экономике производства, основу для которого может создать комплексное развитие секторов региональной экономики на основе устойчивого использования региональных природных ресурсов, опирающееся на развитие промышленных кластеров [11]. Ключевую роль в формировании и развитии последних должны играть органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Представляется, что в числе объектов государственной поддержки должны быть не только промышленные компании, составляющие ядро кластера, но и предприятия, обслуживающие функционирование промышленного сектора.

Как известно, основателем кластерного подхода является американский экономист Майкл Портер, суть его теории основывается на переходе к комплексному использованию потенциала развития территории [12]. С точки зрения устойчивого развития необходимо формировать все региональные кластеры, однако в условиях ограниченных ресурсов целесообразно поддерживать функционирование ключевых кластеров. По нашему мнению, ключевыми должны стать те кластеры, развитие которых влечет за собой максимальную экономическую, социальную и экологическую эффективность для региона. Исходя из того, что, как правило, кластеры образуются вокруг основных отраслей промышленности, определяющих структуру региона, выявление приоритетных региональных кластеров должно основываться на анализе функционирования отраслей региональной экономики.

Подчеркнем, что основные кластеры устойчивого развития региона должны быть приоритетом поддерживающей политики со стороны государственных органов, так как от их развития будет зависеть устойчивое функционирование территории [9]. В настоящее время органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно концепции развития территориальных кластеров предусмотрены такие направления поддержки развития кластеров, как:

1. Формирование специализированных программ поддержки развития территориальных кластеров на региональном и местном уровнях, предусматривающих в том числе оказание прямой финансовой поддержки [5].

2. Обеспечение организационного, информационного обеспечения по формированию территориальных кластеров и разработке их программ развития, в том числе через формирование и обеспечение деятельности центров кластерного развития и иных институтов развития регионального (муниципального) уровней.

3. Обеспечение учета приоритетов развития территориальных кластеров в рамках разработки и реализации региональных и муниципальных стратегий и программ социально-экономического развития, в том числе по направлениям развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, жилищного строительства, а также поддержки малого и среднего предпринимательства, реализации инновационной, технологической, образовательной политики, политики привлечения инвестиций, развития экспорта и отраслей экономики [8].

Анализ функционирования промышленного производства в экономике Республики Калмыкия последних двух десятилетий позволяет сделать вывод, что регион представляет собой яркий пример деиндустриализации, что, несомненно, стало одним из следствий трансформационного экономического спада и последующей затяжной стагнации. За период с 2013 по 2015 г. произошло снижение объема промышленного производства на 11 %. При этом наблюдается уменьшение вклада легкой, пищевой, машиностроительной промышленности, производства строительных материалов и т. д., доли топливной и электроэнергетической промышленности, что, несомненно, сказывается на снижении «качества» в промышленном секторе территории. Структура промышленного производства Республики Калмыкия в 2015 г. выглядела следующим образом: 56 % выпуска приходилось на отрасли по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, 27 % - на добычу полезных ископаемых, 17 % на продукцию, производимую обрабатывающими производствами. При этом в структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес имело производство пищевых продуктов (23 %), производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (21 %), а также металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (19 %) (табл. 1).

В качестве основных проблем развития промышленного сектора Республики Калмыкия можно выделить следующие:

- естественное «старение» нефтяной промышленности и ухудшение технического состояния скважин; истощение разрабатываемых месторождений на 80-90 %; недостаточный уровень инвестиций в разведку и разработку новых месторождений, а также повышение тарифов на транспортировку, что снижает привлекательность экспорта нефти по железной дороге;

- в производственном секторе ключевыми проблемами являются нехватка оборотных средств, узость рынков сбыта, небольшой масштаб производства (что не позволяет использовать положительный эффект масштаба), устаревшие технологии и значительная амортизация основных фондов;

- в сфере электроэнергетики происходит снижение потребления энергии в связи с прекращением работы ряда промышленных предприятий и миграцией населения.

Таблица 1
Объем отгруженной продукции по видам экономической деятельности (тыс. руб.)


Примечание. Составлено по: [7].

Несмотря на то что в 2013-2014 гг. индекс промышленного производства Республики Калмыкия показывал небольшой прирост, в 2015 г. произошло его снижение на 2,7 %, что, несомненно, явилось следствием экономического кризиса (табл. 2). При этом, по данным «Интерфакса России», индекс промышленного производства по Южному федеральному округу в 2016 г. составил 106,4 %, как сообщается на сайте Ростовстата. Наиболее высокие темпы роста промышленного производства наблюдались в Севастополе (121,8 %), Ростовской области (112,6 %), Калмыкии (112,2 %), Адыгее (111,7 %) и Астраханской области (109,8 %) [6].

Таким образом, нынешнее состояние промышленного сектора Республики Калмыкия диктует необходимость принятия органами исполнительной власти комплекса организационно-экономических мер по продуманной и систематической поддержке промышленного производства в регионе. Одной из таких мер может стать создание и развитие промышленного кластера на уровне региональной экономики [4; 14].

К числу положительных последствий создания и эффективного функционирования промышленного кластера в Республике Калмыкия можно отнести:

- рост конкурентной среды региональной экономики;

- увеличение экспорта товаров и услуг;

- повышение занятости населения и решение проблем безработицы;

- формирование и развитие инновационного сектора экономики региона;

- увеличение инвестиционной привлекательности региональной экономики.

Доминирующую роль в формировании и развитии кластеров должны играть органы государственной власти субъекта РФ, обеспечивающие взаимодействие с федеральными структурами, органами местного самоуправления, предприятиями, образовательными и научно-исследовательскими учреждениями. Следовательно, в числе объектов государственной поддержки должны быть не только компании, которые составляют ядро кластера, но и предприятия инфраструктуры, такие как образовательные учреждения, инвестиционные фонды, страховые компании, финансовые институты. Можно выделить три вида участников в структуре кластера:

1. Участники, роль которых заключается в контроле, регулировании и координации деятельности кластера (федеральные и региональные органы власти, координационный совет).

2. Участники, имеющие ключевое значение в структуре кластера, то есть компании, производящие промышленную продукцию, которые составляют ядро кластера.

3. Обслуживающие предприятия, не участвующие в производственном процессе, но играющие важную роль в процессе обучения, консультирования, кредитования и т. д. [9].

Заметим, что особо пристальное внимание должно быть уделено созданию эффективного механизма взаимодействия между участниками кластера.

Таблица 2
Индекс промышленного производства Республики Калмыкия в 2013-2015 гг.,


Примечание. Составлено по: [7].

Управление промышленным кластером может быть отведено координационному совету, большинство участников которого должны составлять представители органов региональной власти субъекта Федерации. Координационный совет должен выступать основным инициатором кластерной политики, определять его основные векторы развития и создавать благоприятные условия для его функционирования. При этом в задачи координационного совета необходимо отнести налаживание диалога между представителями промышленных предприятий, поставщиками ресурсов, представителями образовательных и научных учреждений, интересы которых отвечают задачам функционирования кластера.

В рамках формирования и развития кластерных образований в регионе необходимо разработать и реализовать меры государственной поддержки для развития каждого кластера, которые можно разделить на такие как:

- поддержка и развитие сотрудничества членов кластера;

- развитие человеческого потенциала кластера;

- расширение границ кластера;

- развитие инноваций и технологий;

- создание делового климата и инфраструктуры.

Для реализации государственных мер по формированию и развитию кластеров необходимо выделять необходимые бюджетные ресурсы, в том числе на безвозмездной или грантовой основе.

Дальнейшее развитие кластеров в регионе, как правило, привлечет внимание деловых партнеров. В этой связи приоритетным становится создание институциональной инфраструктуры и формирование системы поддержки и развития кластеров. При реализации задачи формирования промышленного кластера органами власти могут использоваться методы промышленной политики, которые направлены непосредственно на создание таких географически концентрированных промышленных ассоциаций в определенных отраслях, а также условий для их функционирования в определенных регионах. Таким образом, инструменты государственного регулирования могут быть классифицированы в зависимости от того, каким образом государство участвует в создании кластера:

- политика, направленная на формирование кластеров;

- политика, направленная на создание институциональных условий для развития предпринимательской деятельности;

- политика, направленная на развитие инфраструктуры для определенных отраслей промышленности.

В условиях, когда перед российскими регионами стоит задача формирования и развития территориальных кластеров, для экономики Республики Калмыкия наилучшим вектором оживления, на наш взгляд, может стать кластерное развитие промышленного сектора. Отметим, что в регионе крайне актуальными остаются проблемы, связанные со снижением эффективности экономики, низким уровнем благосостояния большей части населения, ухудшением экологической обстановки. Поэтому в основе конкурентного и устойчивого развития Республики Калмыкия должно стать строительство интеграционных связей производственных предприятий. Одной из наиболее перспективных форм экономической интеграции является развитие кластерных образований в пределах данного региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березовский, Д. С. Промышленные кластеры: определение, сущность и особенности формирования / Д. С. Березовский // Вестник Московского государственного университета печати. - 2012.- № 2. - С. 20-32.
2. Буянова, М. Э. Оценка эффективности создания региональных инновационных кластеров / М. Э. Буянова, Л. В. Дмитриева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 2 (21). - С. 54-62.
3. Герасимов, А. В. Особенности формирования региональных экономических кластеров / А. В. Герасимов // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. - 2011. - № 5. - С. 300-301.
4. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм развития экономики / В. В. Боджаева, И. В. Слободчикова, Т. Г. Делико- ва, А. Г. Нимгиров // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 11-2. - С. 343-346.
5. Ильин, В. В. Методы формирования кластеров в промышленности : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ильин Владимир Владимирович. - СПб., 2010. - 19 с.
6. Интерфакс Россия. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/ South/news.asp?id=808689&sec=1679&p=5 (дата обращения: 26.02.2017). - Загл. с экрана.
7. Калмыкиястат. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://statrk.gks.ru/ (дата обращения: 24.02.2017). - Загл. с экрана.
8. Концепция государственной поддержки территориальных кластеров на период до 2018 года. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.innoclusters.ru (дата обращения: 26.02.2017). - Загл. с экрана.
9. Корсаков, М. Н. Промышленный кластер как фактор развития обрабатывающих предприятий / М. Н. Корсаков, Е. В. Каплюк // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=13820. - Загл. с экрана.
10. Ксенофонтова, О. Л. Промышленные кластеры как фактор развития региона: теоретический аспект / О. Л. Ксенофонтова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2015. - №№ 4 (44). - С. 66-71.
11. Павленко, Д. Ю. Проблема создания кластеров в России: региональный аспект / Д. Ю. Павленко // Вестник экономической интеграции. - 2011. - №> 2. - С. 139-143.
12. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Вильямс, 2003. - 608 с.
13. Сапегина, О. П. Кластеры как инициаторы инновационных процессов в экономике региона / О. П. Сапегина // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №№ 4. - С. 193-195.
14. Слободчикова, И. В. К вопросу об инновационном развитии региона / И. В. Слободчикова, В. В. Боджаева // Проблемы современной науки. -
2012. - №> 3. - С. 206-213.
15. Файдушенко, В. А. Кластерная политика как инструмент инновационного развития региона / В. А. Файдушенко // Экономические науки. - 2015. - №> 11 (132). - С. 37-41.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2017. №1 (38)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (30.11.2017)
Просмотров: 20 | Теги: кластер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь