Вторник, 23.07.2019, 10:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.С. Давыдова, профессор кафедры дошкольного и начального образования педагогического факультета СВГУ; кандидат педагогических наук, доцент (г. Магадан)
М.А. Баринова
И.А. Дробот

К ВОПРОСУ О РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Регионализация дошкольного образования, отражающая совместный опыт теоретических и практических работников оказывает существенное влияние на социализацию субъектов образовательного процесса, поддержку разнообразия детства, индивидуализацию каждого ребенка в соответствии с его физическими возможностями, климатическими особенностями, в которых осуществляется его воспитание и развитие.

Ключевые слова: региональный компонент, Стандарт дошкольного образования, региональная программа, Концепция.

Ориентиром для педагогов, реализующих в настоящее время любую примерную основную программу дошкольного образования, в т. ч. на региональном уровне, является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - Стандарт)

Согласно требованиям Стандарта, кроме обязательной части, в программе любой дошкольной образовательной организации (группы) должна существовать определенная доля, формируемая участниками образовательных отношений. Самостоятельно разработанная или выбранная из числа парциальных образовательных программ часть обязана учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей, педагогов. Она может быть направлена на развитие детей в одном или нескольких образовательных направлениях и ориентироваться «на специфику национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» [1, п. 2.11.2].

Практика показывает, что из пяти взаимодополняющих образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) одним из важнейших направлений в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста, проживающими на Северо-Востоке России является развитие у них познавательных действий, первичных представлений о малой родине, особенностях эстетического восприятия ее природы и здоровом образе жизни в суровых условиях Севера.

Организацию образовательного пространства, формирование «неравнодушия» к окружающему, начиная с самого близкого, классики педагогики всегда рассматривали как целенаправленное «патриотическое воспитание». Считалось, что без любви к родному краю для маленького человека не открывается смысл понятия «родина» и не формируется элементарная система ценностей (П.А. Флоренский, В.А. Сухомлинский и др.). Прописанные в Стандарте принципы: поддержка разнообразия детства, сотрудничество организации с семьей, формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности, учет этнокультурной ситуации развития детей и др. вносят некоторую определенность для работы педагога в этом направлении.

Одним из вариантов модернизации образования в 90-х гг. XX в. являлось создание системы изучения национально-регионального компонента Базисного учебного плана образовательных учреждений страны. Сторонники подобной модели закономерно видели в нем способ сохранения (возрождения) национальной культуры российских регионов, поддержки уклада жизнедеятельности и естественной среды обитания местного населения.

Юридически закрепленная тогда децентрализация управления в системе образо-вания позволяла непосредственным участникам педагогического процесса самим воздействовать на сферу воспитания и образования подрастающего поколения в соответствии с их возможностями, понятиями и традициями, а педагоги получили право не только на выбор альтернативных программ, но и на разработку своих собственных.

Концепция регионального содержания образования (далее - Концепция), созданная творческим коллективом педагогов, специалистов регионального органа управления образования Магаданской области, Института повышения квалификации педагогических кадров, ученых Северо-Восточного государственного университета в октябре 2001 г. была направлена на определение структуры содержания образования в регионе: от дошкольного до послевузовского [2].

Методологической основой Концепции явилось учение о преемственности, единстве и специфике общего и частного, о закономерностях и противоречиях в развитии человека и общества.

Объектом изучения национально-регионального компонента стало многообразие жизнедеятельности региона, а предмет изучения определялся его спецификой: природа, природные ресурсы, родные языки коренных народов Севера, их быт и нравы, культура и система физического воспитания детей. Структура регионального образования отвечала главным, по мнению авторов, принципам: преемственности между уровнями образования посредством поступательного усложнения задач изучения материала, тесной взаимосвязи федерального и регионального компонентов учебного плана с учетом интересов воспитанников и учащихся, их родителей.

В течение ряда лет создавались и издавались новые программы и методические пособия. На реализацию регионального содержания образования неуклонно возрастал объем финансирования за счет средств областного бюджета: 2005 г. - 50,0 тыс. руб., 2006 г - 306,1 тыс. руб., 2007 г - 341,7 тыс. руб., 2008 г. - 412,0 тыс. руб., на 2009 г. - было предусмотрено уже 461,30 тыс. руб. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта активно внедрялся в 2/3 образовательных учреждениях области [3].

Областной семинар руководителей муниципальных органов управления образованием, педагогических работников образовательных учреждений на тему «Опыт и проблемы реализации Концепции регионального содержания образования» (2004) показал серьезные успехи образовательных учреждений разного уровня в познания учащимися истории, географии, литературы авторов Северо-Востока и др.

Проблему регионального воспитания малышей впервые открыто обозначила газета «Территория» (Магадан, 1994). В статье под названием «Северячок приходит к детям» (автор Л. Позаркова) рассказывалось об интересном эксперименте областного масштаба и реальной возможности обновления системы дошкольного образования на этапе его реформирования. Тогда, как все педагоги дошкольных учреждений области и всей страны десятилетиями работали по единой Типовой программе, это выглядело инновационно тем более, что жизнь на Севере, несмотря на ее дискомфорт, тоже дает обширный материал для познания действительности, эстетических переживаний и творческой деятельности.

Региональная программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Северячок», - начиная с его первого издания, гарантировала охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников способствовала созданию благоприятных условий для формирования у них представлений о природе родного края, декоративно-прикладном творчестве коренных народов Крайнего Севера, их фольклоре, подвижных играх [4].

Успешность использования материалов Программы в массовой практике многократно подтверждалась выступлениями педагогов на научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня. Так, один из ее соавторов, Г. В. Гончарук, представляя свой опыт на Всероссийском конкурсе «Учитель года - 1994» вошла в число лучших пятнадцати педагогов России.

Областная научно-практическая конференция «Реализация концепции регионального содержания образования: опыт и проблемы» (2009) подвела некоторые итоги внедрения регионального компонента в образование Магаданской области. Из шестидесяти пяти участников конференции, семнадцать приняли участие в работе секции дошкольного образования. Практики и ученые выразили общее мнение о положительном влиянии регионального компонента на образование и воспитание дошкольников.

Результаты мониторинга «Реализация национально-регионального компонента в образовательном процессе», проведенного в декабре 2008 г. представила на конференции Н.Н. Полевая - начальник отдела дошкольного образования Управления образования мэрии г. Магадана. Показатели мониторинга следующие:

Раздел «Родной край»:

- находят на карте РФ город Магадан, знают названия главных улиц - от 80 до 100 % воспитанников МБДОУ;

- знают и называют достопримечательности города - от 90 до 100 % детей;

- узнают и называют представителей северной флоры и фауны от 79 до 100 % детей;

- знают о жизни коренных жителей Севера - от 80 до 96 % детей и др.

Раздел «Художественно-эстетическое развитие»:

- узнают произведения местных авторов - от 78 до 100 % детей;

- могут рассказать стихотворения, пересказать сказки и рассказы коренных народов Севера от 76 до 94 % воспитанников ДОУ;

- могут составить и объяснить северный орнамент от 55 до 97 % детей;

- придумывают содержание иллюстраций к сказкам, рассказам авторов Северо- Востока России от 56 до 95 % детей и др.

Раздел «Физическая культура»:

- имитируют движения северных животных от 60 до 100 % детей;

- проявляют самостоятельность и творчество в организации подвижных игр коренных жителей Крайнего Севера от 70 до 97 % детей и др. [4, с. 137-140].

Позитивный опыт использования программы «Северячок» в течение многих лет показал ее педагогическую эффективность в сохранении и развитии у детей светлого и доброго взгляда на историю, культуру, деятельность жителей региона, формирование умения жить в суровых условиях Севера. Реализация программы на территории Магаданской области способствовала также изданию в последующие годы ряда методических пособий: «Хрестоматия к программе "Се- верячок"» (2004, 2015), «Живой родник» (2008), «Северячок. Лето» (2009).

Принципы и содержание региональной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Северячок» (2008) и сегодня отвечают прописанным в Стандарте принципам, соответствуют ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и способствуют полноценному образованию и безопасности детей, проживающих в Северо-Восточном регионе страны.

В условиях введения Стандарта главным замыслом авторов-составителей стало создание учебного пособия нового поколения, оказание реальной помощи педагогам Северо-Востока России в подборе интересного и доступного для дошкольников материала, с учетом интересов и потребностей всех участников педагогического процесса (детей, педагогов и родителей воспитанников).

Привлекательность учебно-методического комплекта «Северячок» (2018), отвечающего современным требованиям Стандарта, связана, во-первых, с ее содержанием, позволяющим реализовать такие образовательные области Стандарта, как познавательно-речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие ребенка. Во-вторых, комплекс может применяться для работы воспитателя в разновозрастной группе. С учетом региональных и культурных особенностей Северо-Востока России, обновленные материалы пособия «Северячок» обеспечат дополнение вариативной части Основной программы по трем образовательным областям, в той или иной мере интегрирующими и с другими направлениями развития детей дошкольного возраста [5].

Деятельность воспитателя по использованию материалов нового учебно-методического комплекта «Северячок», как вариативной составляющей Основной образовательной программы (в соответствии с требованиями ФГОС ДО), представляет собой определенную работу по «Краеведению». Повышение педагогической компетентности в данном направлении предполагает не только активное использование современных технологий обучения, но и личное познание взрослыми культурно-исторического наследия края, активное участие их в сохранении его уникальных объектов. Программные задачи здесь реализуются детьми и воспитателем совместно, а не спускаются последним сверху. Именно этот факт позволяет своевременно реагировать на потребности ребенка, его самочувствие и интересы.

Роль образования в последние годы возрастает. Обучать, воспитывать подрастающее поколение, обращаясь к регионально материалу, значит формировать не только бережное отношение к своему здоровью, но и национально-культурным ценностям, традициям, настоящему и прошлому родного края.

 

Библиографический список

1. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/6261.
2. Концепция регионального содержания образования в Магаданской области / Н.С. Цепляева, Г.П. Баранов, Э.Д. Шантина. - 2-е изд., доп. - Магадан : СВГУ, 2004. - 43 с.
3. Реализация Концепции регионального содержания образования: опыт и проблемы : материалы науч.-практ. конф., 24 марта 2009 / Департамент образования адм. Маг. обл., Маг. обл. институт повышения квалиф. пед. кадров ; [гл. ред. В.В. Каранова]. - Магадан : Новая полиграфия, 2009. - 2008 с.
4. Северячок : региональная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплект / авт.-сост. Л.А. Тру- фанова, Л.С. Давыдова, Г.В. Гончарук. - 2-е изд., испр. и доп. - Магадан : СВГУ, 2008. - 287 с.
5. Северячок : учеб.-метод. комплект / Л.С. Давыдова, Г.В. Гончарук. - Магадан : ИП Жарикова Т.В., 2018. - Обложка В. Цирценса, А. Матейчук, 334 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Северо-Восточного государственного университета" 2018. - Вып. 30.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.06.2019)
Просмотров: 17 | Теги: КРАЕВЕДЕНИЕ, региональная программа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь