Воскресенье, 15.12.2019, 20:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Ю.А.Неприятель, Н.А.Гекман, старший преподаватель Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия)

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ВОЙЛОКОВАЛЯНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Деятельность ЮНЕСКО, специализированного учреждения Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, направлена наряду с невмешательством во внутренние дела государств, на «неприкосновенность и сохранение своеобразия их культуры и систем образования» [1]. На Стокгольмской конференции ЮНЕСКО (1998 г.) культура была определена как ключевой фактор стабильного развития современного мирового сообщества. В наше время глобализации и открытости границ для культурного влияния между народами сохраняется возможность утраты культурной самобытности. Транснационализация оказывает влияние на народное творчество, которое становится едва ли не важнейшим средством сохранения уникальных традиций [2, с. 174].

В России на государственном уровне осуществляется деятельность по формированию единого культурного пространства для поддержания в новых поколениях интереса к народному творчеству [2, с. 175]. Возрастающая заинтересованность народонаселения в войлоковалянии говорит о необходимости уделить внимание этому виду народного творчества. Необходимо определить востребованность, описать широкий ассортимент войлочных изделий, материалов и инструментов, используемых в процессе войлоковаляния, а также перспективы развития этого вида текстиля.

Тенденция использования натуральных, экологических материалов в современной мировой индустрии моды чётко прослеживается; внедрение новейших технологий, появление синтетических волокон нового поколения не только не конфликтуют с этой тенденцией, но и дополняют её. К войлочному полотну хорошо приваливаются различные волокна органического и неорганического происхождения (наполнители) и даже небольшие предметы: волокна банана, хлопка, льна, конопли, бамбука, декоративные синтетические волокна, в том числе вискоза, и многое другое. Такие включения могут добавить новые нотки, яркие акценты, кардинально изменить свойство войлока (например, при использовании магнитов или проволоки) [3, с. 192].

В старинное ремесло «вливаются» новые образы и сюжеты, делая войлоковаляние более современным и востребованным, расширяется ассортимент традиционных изделий. Так, широкий выбор разноцветных шерстяных волокон и возможность их самостоятельного окрашивания позволяет создать «войлочные картины»; появляются новые техники и разновидности войлоковаляния, а комбинирование различных способов валяния позволяет создать эксклюзивные изделия, поражающие своим разнообразием, которое ограничено лишь фантазией художника.

Изделия из войлока создаются двумя принципиально отличающимися друг от друга способами: мокрым и сухим. Они имеют свои неоспоримые достоинства и определённые недостатки, которые сказываются при преподавании этой дисциплины.

Техника сухого валяния (фелтинг) - создание изделий из шерсти при помощи специальных зазубренных игл, которые проталкивают волокна в более глубокие слои, спутывая их и укрепляя изделие [4, с. 142]. Чаще всего этот метод используется для изготовления авторских игрушек. Качественные войлочные игрушки высоко ценятся на рынке авторских изделий. Это связано в том числе и с тем, что создание плотного и держащего форму изделия требует большого количества «ударов» иглой, то есть это довольно длительный процесс. На создание одной полноценной игрушки может уходить от 6-8 часов до месяца. Современный быстрый темп жизни сказывается на мышлении обучающегося, не способного долгое время задерживать внимание на одном элементе [5, с. 153]. Данная тенденция может привести к невыполнению заданий, предложенных преподавателем, но в то же время демонстрация изделий, выполненных способом сухого валяния, обычно стимулирует обучающегося: очень милые, трогательные игрушки практически никого не оставляют равнодушным.

Фелтинг может заинтересовать усидчивых, нацеленных на достижение результата; некоторые обучающиеся в монотонности процесса видят некоторый успокаивающий, со слов студентов, «терапевтический эффект». Рисунок в сухом валянии при необходимости получается чётким, форма наращивается постепенно, довольно легко процесс валяния поддаётся контролю. Процесс от замысла до воплощения сопряжён с развитием воображения, художественно-образного и пространственного мышления, развивает в обучающемся усидчивость, внимание к деталям.

При технике мокрого валяния кутикулы (чешуйчатые слои) волокон шерсти под воздействием горячей воды и щелочи (мыла) «сцепляются» друг с другом, образуя плотное нетканое полотно. Многоэтапность заключается в укладывании волокон шерсти на горизонтальной поверхности, смачивании шерсти, сваливании шерсти в единое полотно («префельт») путём механического воздействия, усаживании префельта, выполаскивании и отделке полотна [6, с. 255].

Техника мокрого валяния подходит для создания широчайшего ассортимента одежды от головных уборов до обуви, а также гобеленов, ковров различной плотности и фактуры, предметов обихода. Такое разнообразие призвано заинтересовать обучающегося, подтолкнуть к поиску новых идей, к созданию эксклюзивных вещей, носящих прикладной характер. Весь процесс, от идеи до воплощения, несомненно, развивает художественно-образное мышление обучающегося, цветоощущение, вкус. Успешное овладение методом войлоковаляния способно обеспечить работой молодого мастера на всю жизнь.

Неоспоримыми достоинствами мокрого валяния является относительная краткосрочность, например, за 3 часа можно создать сумочку- чехол для телефона. Однако этот период не включает подготовительные этапы, создание выкройки, просушку изделия и его декорирование. Для крупных изделий понадобятся недели и определённая доля терпения. В мокром валянии широко используется техника (виброшлифовальная машина) и различные приспособления (рубель, болванки, кардер), несколько ускоряющие и облегчающие процесс войлоковаляния.

Однако отметим и некоторые недостатки. Процесс войлоковаляния достаточно сложен и изобилует нюансами, от которых зависит результат: в одних случаях изделие отлично садится по фигуре, в других - совершенно не удовлетворяет потребителя из-за неровности краёв, неравномерности толщины изделия (если не требуется иное), искажения и «размытия» выложенного рисунка, отсутствия усадки в пройме. Неудачный эксперимент может оттолкнуть начинающего мастера.

Многие потребительские показатели готового войлока зависят от качества шерсти, в том числе от страны производителя: отечественный войлок Троицкой фабрики во многом не удовлетворяет российских мастеров. Зарубежный войлок тоньше, мягче, имеет более широкий ассортимент по цвету, может использоваться в одежде, непосредственно прилегающей к телу, но стоимость его ощутимо выше.
Однако качественный войлок - не единственный залог успеха. Выбор вида изделия, утверждение дизайна, создание продуманной во всех деталях выкройки, выбор способа раскладки шерсти, зависящей от дизайна, выбор наполнителей, равномерность раскладки (если концепция полотна не требует иного), выбор степени уваливания полотна - как видим, процесс войлоковаляния достаточно сложен. Однако современные действенные методы, такие как лекция-визуализация, электронное учебно-методическое пособие, мастер-класс, кейс-метод могут значительно повысить качество обучения войлоковалянию.

Так, лекция-визуализация, сопровождаемая показом фотографий этапов, войлочных изделий, графических схем, видеоматериала с мастер- классами, обеспечивает более активное включение в процесс мышления зрительных образов, анализа, синтеза, обобщения [5, с. 156]. Кейс-метод (от англ. case study), также называемый методом коллективного анализа конкретных ситуаций, заключается в практическом применении теоретических знаний. В войлоковалянии могут быть поставлены проблемные ситуации широкого спектра, к тому же развитие навыков работы в команде, междисциплинарный характер, высокий воспитательный потенциал, формирование позитивной мотивации к учёбе, развитие навыков самостоятельной деятельности студентов - неоспоримые положительные моменты такого обучения [5, с. 157].

Незаменимо в дисциплине войлоковаляния электронное учебно- методическое пособие. Терминологический словарь описываемого вида декоративно-прикладного творчества содержит не менее полусотни специфических слов. Приведём некоторые из них: пасма (мера длины пряжи); кардочёс, бат (шерстяная вата); ровинг, сливер (тонкая лента кардо- чёса); непсы (небольшие шарики шерсти, используемые для декорирования) и др. Разнообразны техники мокрого валяния, например:

- нунофелтинг или нуновойлок («нуно» в переводе с японского - ткань) - техника войлоковаляния, в основе которой лежит приваливание шерстяных волокон к ткани. Изделия получаются очень тонкими и ажурными, не утрачивая плотности, мягкости, теплосбережения, пластичности;

- техника «шибори» (от японского - «узелок») отличается созданием складок, драпировок, объёмных деталей, вшиванием пуговиц, бусин;

- техника «карвинг» - декорирование различных поверхностей путём прорезания материала во внутренние слои и создания объёмных эффектов;

- техника аппликаций - создание войлочного полотна, декорированного кусочками войлока и фетра.

У этих техник существуют разновидности, подчас имеющие несколько названий, это связано с отсутствием точной классификации, народные мастера изобретают «новые» методы и дают свои названия. Например, «техника пиццы», «техника крыла стрекозы» и т. д. Некоторые термины закрепляются среди мастеров из-за частого использования их в сети Интернет. Необходимо добавить, что в сети Интернет в свободном доступе находится довольно много видеоматериалов по войлоковалянию, однако, все они в значительной мере разрознены, иногда противоречат друг другу. Например, некоторые народные мастера используют виброшлифовальную машину сразу после раскладки шерстяного сырья, тогда как другие категорически против этого. Таким образом, систематизация учебного материала в электронном учебно-методическом пособии необходима, в дополнение скажем, что такое пособие - незаменимое подспорье для самостоятельного изучения теоретического материала курса учебной дисциплины. Гипертекстовая основа позволяет, как систематизировать учебный материал, так и получать информацию по индивидуальным познавательным потребностям обучающегося [7, с. 111].

Проведение мастер-класса - необходимое средство передачи информации по войлоковалянию обучающимся, на возникшие в процессе работы вопросы своевременно даются ответы, к визуальному и аудио- информационному потоку добавляются тактильные ощущения. Эмоциональная окраска мастер-класса с появлением готового изделия служит запоминанию материала. К минусам такой формы подачи материала можно отнести его продолжительность, изготовление крупных вещей невозможно на одном мастер-классе.

На основании сказанного можно констатировать, что войлоковаля- ние в России переживает ренессанс, заинтересованность в создании войлочных изделий у народонаселения растёт. Войлоковаляние, несмотря на некоторые трудности в преподавании, способно повлиять на широкий спектр навыков обучающегося. Использование не только традиционных, но и современных методов обучения призвано повысить уровень заинтересованности и, в конечном итоге, стремление к профессионализму у студента.

Список литературы

1. Устав Организации Объединённых наций по вопросам образования, науки и культуры. URL: http: //docs.cntd.ru/document/1900831 (16.02.2019).
2. Бочарникова И. С. Тенденции государственной культурной политики в развитии народного творчества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 3 (50). С. 173-178.
3. Махоткина Л. Ю. Создание моделей одежды из новых видов материалов с заданными свойствами на основе натуральных полимеров / Л. Ю. Махоткина, О. И. Голованева, Ю. В. Голованева // Вестник технологического университета. 2015. Т. 18. № 19. С. 190-193.
4. Акрамов Х. М. Ознакомление студентов с историей народного промысла как фактор их профессиональной подготовки / Х. М. Акрамов,
Ж. Р. Мухитдинова, М. Х. Тиллаева // Приволжский научный вестник. 2016. № 5 (57). С. 140-144.
5. Землинская Т. Е. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента / Т. Е. Землинская, Н. Г. Ферсман // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия : Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4 (255). С. 153-160.
6. Зайцева Т. А. Анализ способов раскладки волокнистого холста с учётом свойств формируемых валяных полотен / Т. А. Зайцева, М. В. Жогова, И. А. Шеромова // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 255.
7. Паскробка С. И. Электронный учебник в инновационном образовании // Доклады Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники 2008. № 3 (33). С. 111-115.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.11.2019)
Просмотров: 16 | Теги: войлок, войлоковаляние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь