Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

А.М.Иванюк
А.А.Клименко, кандидат юридических наук

 

К ВОПРОСУ О ПРЕОДОЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Обучение стрельбе, стрельба из боевого оружия, смещение точки попадания, дыхание стрелка, прицеливание, техника спуска, ошибки в изготовке к стрельбе, способы устранения ошибок при стрельбе.

В статье анализируются особенности психологического состояния обучаемого в момент выполнения и производства выстрела. Рассматриваются ошибки, допускаемые при производстве выстрела, характерные для первоначального этапа обучения стрельбе из боевого оружия. Делается вывод о том, что правильный и успешный выстрел может быть произведен при выполнении двух условий: наличии у обучаемого практических навыков и умений в обращении с оружием и его психологической готовности к стрельбе из боевого оружия.

 

Дисциплине «Огневая подготовка» отведено одно из ключевых мест в федеральном государственном образовательном стандарте системы учебных заведений оссии. Ее наличие является специфической чертой образовательного процесса в этих вузах. Обучение стрельбе из боевого оружия, особенно на первоначальном этапе, как показывает практика, оказывается для обучаемых (далее - курсантов) непростой задачей.

Не вызывает сомнений, что в настоящее время «необходима наиболее качественная подготовка сотрудников МВД России в целях эффективной борьбы с преступностью в условиях, которые диктуются современным правовым, гуманным обществом. Предупреждение, пресечение противоправных действий с применением огнестрельного оружия становится все более значимым. В связи с этим особый смысл приобретает формирование психологической готовности к решению профессиональных задач» [1, с. 110].

Следует подчеркнуть важность той роли, которую играет преподаватель, знакомящий курсантов с боевым оружием. Ведь большинство из них до поступления в ведомственный вуз никогда такого оружия даже не держали в руках. С такими курсантами опытный преподаватель старается быть мягче, учитывая их стрессовое состояние, связанное с необходимостью обучения стрельбе из боевого оружия и строгого выполнения всех требований безопасности при обращении с ним. Для того чтобы снизить уровень эмоциональности курсантов на занятиях по огневой подготовке, преподаватель может проводить с ними краткие беседы, в ходе которой объяснять, что их ждет в рамках обучения стрельбе и как можно преодолеть возникающие проблемы психологического характера.

Ошибки, страхи и неуверенность наблюдаются у курсантов с самого начала знакомства с боевым оружием и выполнения подготовительных учебных упражнений. Рассмотрим их подробнее, но не в рамках теоретического раздела огневой подготовки, а через призму психологического отношения курсанта к выполнению прицельного выстрела. На первоначальном этапе обучения правилам стрельбы, на первых учебных стрельбах при выполнении подготовительных, нескоростных упражнений для курсантов характерны страх, учащенное сердцебиение, тревога, сомнения, неуверенность, ошибки, связанные с ожиданием выстрела, что в конечном итоге приводит к неточным попаданиям или промахам. Является ли такой результат выстрела следствием всего перечисленного выше? Как справиться с возникшей проблемой? Как научиться стрелять, не испытывая отвлекающих эмоций?

Перед тем, как ответить на эти вопросы, стоит обратить внимание на то, что специалисты различают несколько уровней психологической подготовленности стрелка. На первом из них психологическая дисциплина - это способность концентрироваться только на своем действии и полностью исключать все остальное. На втором психологическая дисциплина - это способность мыслить только позитивно и управлять каждым этапом процесса производства выстрела. На третьем уровне психологическая дисциплина - это глубокая уверенность в том, что сотрудник, без всяких сомнений, сможет точно повторить (или даже превзойти) свое лучшее действие, совершенное ранее. Это внутреннее чувство уверенности в своей способности произвести правильную серию выстрелов. В конечном счете, как представляется, это абсолютная, не подвергаемая никаким сомнениям вера в победу.

Для того чтобы справиться со своими страхами и волнениями, курсанту необходимо достичь как минимум второго уровня психологической подготовленности, когда он сможет контролировать все процессы и эмоции, связанные с производством выстрела. Однако, несмотря на то, что это всего лишь промежуточный этап подготовленности, выделяемый теорией и подтвержденный практическим опытом, достичь его бывает очень сложно. В том, чтобы добиться решения курсантом этой задачи, как уже было отмечено нами ранее, очень важную роль играет преподаватель.

Как показывает практика, обычно в учебной группе курсантов не бывает так, чтобы все испытывали страх перед выстрелом, боялись взять в руки оружие и т.д. Но те, с которыми это происходит, есть. Считаем, что преподаватель должно уделять им немного больше внимания, чем остальным в этой группе. Курсант, у которого проявляется страх перед выстрелом, должен чувствовать поддержку со стороны наставника. Такое отношение приводит к тому, что курсант, не желая подводить преподавателя и самого себя, начинает больше стараться и добивается улучшения своих результатов. Конечно, такая работа занимает у преподавателя больше времени, требует приложения дополнительных усилий, но она является одним из эффективных методов решения задачи по достижению курсантом состояния спокойствия перед выстрелом.

Для того чтобы научиться метко стрелять, необходимы стремление к достижению результатов, терпение, усердие и т.д. Чтобы стать действительно хорошим стрелком, который способен показывать стабильные, высокие результаты, следует научиться правильно выполнять все стрелковые приемы и закрепить определенные навыки.

У курсантов на первоначальном этапе практического освоения дисциплины «Огневая подготовка» прослеживаются страх перед оружием, сомнения и неуверенность при производстве выстрела. Неуверенность и страх возникают из- за того, что курсанты 1-3 курсов еще не могут обладать серьезными практическими навыками и умениями, связанными с применением боевого оружия. Серьезной проблемой остается недостаточное количество занятий по огневой подготовке и отсутствие у курсантов опыта несения службы с табельным оружием.

Отметим, что момент, когда курсант берет оружие в руки, в той или иной степени вызывает стресс. Это происходит не из-за боязни ответственности в случае нарушения мер безопасности, а на уровне психики, эмоционального состояния. Курсант, испытывающий неуверенность в такой ситуации, сам внушает ее себе. И потому столь большое значение придается решению проблемы преодоления этого «самовнушения».

При выполнении учебных упражнений на огневом рубеже у начинающего стрелка зачастую начинают трястись руки (этот синдром называется «тремор»), они становятся влажными, и не от того, что мышцы устали находиться в определенном положении (никакой физической нагрузки в этот момент нет), а от волнения и психологической нестабильности. Все это происходит по причине личных негативных установок стрелка, его ничем не обоснованных страхов и внутренних противоречий.

Для того чтобы справиться с этой проблемой, в первую очередь следует разобраться в самом себе, обдумать ситуацию, убедить себя в том, что в ничего страшного нет, задать себе несколько вопросов (Почему боюсь? Что беспокоит в этот момент? и т.д.) и ответить на них. Страх, тревога и волнение могут присутствовать в сознании каждого, результатом их воздействия становится неуверенность в себе. Для преодоления трудностей такого рода необходимо делать себе позитивную установку, внушать себе уверенность в правильности выполняемых действий. Как уже было сказано выше, рассматриваемая проблема относится к категории психологических аспектов производства выстрела, а все, что относится к специфике человеческого сознания, имеет определенные закономерности. Самые распространенные причины неуверенности в своих действиях и волнения при обращении с оружием и боеприпасами связаны с тем, что курсант начинает зацикливаться на выстреле и думать только о возможных промахах и неудачах. Можно с уверенностью утверждать, что результат выстрела, скорее всего, будет отрицательным.

Чтобы не оказаться под влиянием негативных мыслей во время выполнения учебного упражнения, не вздрагивать от каждого вы-
стрела, произведенного на рубеже кем-то рядом, необходимо мысленно отвлечься. Существуют методика, которая рекомендует при стрельбе производить про себя счет двузначных чисел (например: 55, 56, 57, 58, 59, 60 и т.д.). Это помогает «отключить голову», успокоиться, восстановить дыхание, поймать ритм упражнения, исключить мысли о возможном промахе, успокаивает стреляющего. Внутреннее волнение уменьшается, и у стрелка появляется возможность уверенно контролировать оружие и качественно выполнить задание.

Таким образом, залогом успешной работы курсантов в рамках огневой подготовки является их правильное психическое состояние. Целью их подготовки должно быть формирование такого психического и физиологического состояния, которое будет способствовать достижению поставленной цели. Для успешного решения этой задачи необходимы самообладание, внутренний контроль, уверенность в своих действиях, способность мысленно отвлечься от стрессовых ситуаций и, конечно, практическая отработка навыков стрельбы. Не вызывает сомнений, что правильный и успешный выстрел может быть произведен только при выполнении двух условий: наличии у курсанта практических навыков и умений в обращении с оружием и его психологической готовности к стрельбе из боевого оружия.

Психологическая готовность курсанта к стрельбе из боевого оружия тесно связана с постановкой его дыхания. Дыхание играет большую роль в нашем организме. И оно влияет не только на производство каждого выстрела в отдельности, но и на успешное выполнение всего упражнения в целом. Известно, что во время прицеливания дышат ь не рекомендуется: дыхание сопровождается движениями грудной клетки, живота, плечевого пояса, что вызывает колебания оружия, при которых невозможно произвести точный выстрел. Поэтому следует напоминать курсантам о том, что на момент выстрела необходимо задерживать дыхание. Любой человек может без труда, не испытывая никаких неприятных ощущений, продлить обычную для себя дыхательную паузу на несколько секунд, задержав дыхание на 12-15 секунд. Этого времени достаточно для производства выстрела. Опытные стрелки знают, что перед началом стрельбы следует делать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, медленно и не полностью выдыхая, задерживать дыхание, сосредотачивая все свое внимание на прицеливании и плавном спуске курка. Таков общий принцип задержки дыхания, производящегося при стрельбе из пистолета.

Есть множество приемов, используемых для преодоления психологических проблем курсантов при стрельбе из боевого оружия. Их использование приводит к улучшению показателей качества действий курсантов на огневом рубеже. Для наибольшей эффективности следует выбрать несколько таких приемов и пытаться придерживаться их в ходе первоначального этапа огневой подготовки курсантов. При этом, если те или иные приемы не помогают, надо стремиться к тому, чтобы найти для курсанта подходящий прием, который поможет ему улучшить результаты (таких приемов может быть несколько).

Библиографический список:

1. Иванюк А.М., Клименко А. А. К проблеме формирования знаний, умений и навыков стрельбы из табельного оружия курсантами вузов МВД России в контексте применения принципа минимизации вреда. // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (44). С. 108-110.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.04.2019)
Просмотров: 28 | Теги: Обучение, Выстрел, стрельба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь