Суббота, 21.10.2017, 11:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ

ХОЗИКОВА Е.С.,
адъюнкт кафедры государственно-правовых
дисциплин Академии управления МВД России

 

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СОВЕТОМ ЕВРОПЫ В ДАННОЙ ОБЛАСТИ

 


С вступлением Российской Федерации
в  Совет  Европы  и  ратификацией  Европей-
ской  конвенции  о  защите  прав  человека  и
основных свобод [1] (далее - Конвенция или
ЕКПЧ) право Европейского союза стало важ-
ным фактором для развития российской пра-
вовой системы. Особое внимание в научной
литературе традиционно уделяется обеспече-
нию прав и свобод человека и гражданина. В
этой  связи  представляется  целесообразным
обратиться  к  рассмотрению  права  Европей-
ского союза, уделив особое внимание сфере
обеспечения личных прав граждан.
Европейское  право,  как  и  сам  Евро-
пейский союз, прошло длительный процесс
своего формирования, оказавший, бесспор-
но,  влияние  на  его  сегодняшнее  содержа-
ние.  Анализ  отечественной  и  зарубежной
литературы, посвященной изучению различ-
ных сторон жизнедеятельности Европейско-
го союза и его правовой системы, показыва-
ет, что в настоящее время нет недостатка в
исследованиях,  касающихся  рассмотрения
данного явления [2].
Вместе  с  тем  при  определении  поня-
тия  правовой  системы  Европейского  союза
возникает,  как  минимум,  два  блока  теоре-
тически  и  практически  значимых  вопросов.
Они  связаны  с  тем,  что  за  послевоенные
годы  в  правовой  и  других  сферах  жизни
западноевропейского  общества  возник  це-
лый ряд самых различных по характеру, но
весьма  схожих  между  собой  по  своему  на-
званию правовых феноменов. Одних только
областей права, именуемых в научной лите-
ратуре  «европейским  правом»,  существует
не менее четырех. Это и система правовых
норм, содержащихся в ЕКПЧ, и право Евро-
пейских сообществ, и право, действующее в
пределах Европейской экономической зоны,
и право Европейского союза [3].
Как  отмечает  профессор  Л.М.  Энтин,
это связано с тем, что термин «европейское
право»  еще  не  стал  общеупотребительным,
но получает все более широкое распростра-
нение [4]. При этом его трактовка в научной
литературе не всегда однозначна. Существу-
ет множество самых различных, порою про-
тиворечащих  друг  другу  представлений  об
исследуемом объекте, что зачастую приводит
к невозможности их точного употребления.
В одних случаях под европейским пра-
вом понимается совокупность национальных
правовых  систем,  несмотря  на  их  весьма
существенные,  порой  принципиальные  раз-
личия. Иногда термин «европейское право»
используется для обозначения той совокуп-
ности международно-правовых норм, с помо-
щью которых опосредуются и регулируются
отношения,  возникающие  между  европей-
скими  государствами  в  самых  различных
областях.  При  этом  понятие  «европейское
право»  применяется  для  обозначения  реги-
ональной или даже субрегиональной между-
народно-правовой  системы,  опосредующей
самые различные отношения, возникающие
между европейскими государствами [5].
Также  термин  «европейское  право»
используется для обозначения всей совокуп-
ности  правовых  норм,  с  помощью  которых
регулируется  комплекс  разнообразных  от-
ношений, возникающих в пределах европей-
ских интеграционных объединений, то есть в
рамках  Европейских  сообществ  и  Европей-
ского  союза.  При  этом  право  сообществ  и
право  Европейского  союза  -  во  многом  со-
впадающие, но не идентичные понятия.
Зачастую  понятия  «европейское  пра-
во»,  «правовая  система  Европейского  со-
юза» и «право Европейских сообществ» ис-
пользуются в научной и учебной литературе
в  качестве  равнозначных.  Так,  по  мнению
С.Ю.  Кашкина,  право  Европейского  союза
представляет собой особую правовую систе-
му, нормы которой регулируют общественные
отношения, складывающиеся в ходе интегра-
ционных процессов в рамках Европейских со-
обществ и Европейского союза [6].
Вторым важным аспектом, касающим-
ся понятия правовой системы Европейского
союза,  является  вопрос  о  необходимости  и
практической  значимости  разграничения
данного  термина  с  другими  сопредельны-
ми  с  ним  однопорядковыми  понятиями  и
недопущения  их  смешения  между  собой.  В
данном случае речь идет о соотношении по-
нятия «правовая система Европейского сою-
за» с такими однопорядковыми терминами,
как система права данной наднациональной
организации и система законодательства.
М.Н. Марченко рассматривает систему
права применительно к национальной систе-
ме согласно издавна сложившемуся и мно-
гократно  подтвержденному  юридической
практикой понятийному аппарату. Согласно
его  точке  зрения,  система  права  представ-
ляет  собой  обусловленную  экономическим
и социально-политическим строем общества
внутреннюю структуру права, выражающую
согласованность  и  единство  юридических
норм и одновременно их разделение на со-
ответствующие отрасли и институты [7].
Система  законодательства,  прояв-
ляющаяся  в  виде  внешней  формы  права,
трактуется как совокупность существующих
в  пределах  той  или  иной  государственно-
правовой  или  надгосударственной  системы
нормативно-правовых актов [8].
Что  же  касается  термина  «правовая
система»,  то  она,  как  предельно  широкая,
собирательная  система,  отражающая  всю
правовую  организацию  данного  общества,
применительно  к  национальному  государ-
ству определяется, по общепринятому пред-
ставлению, в виде внутренне согласованных
и  взаимосвязанных  юридических  средств,
с помощью которых государство оказывает
нормативно-правовое воздействие на обще-
ственные отношения [9].
Исходя  из  анализа  указанных  выше
определений,  можно  сделать  вывод  о  том,
что  понятия  «европейское  право»,  «право
Европейского союза» и «право Европейских
сообществ»  не  являются  идентичными  тер-
минами. Это связано с тем, что право Евро-
пейского союза представляет собой нормы,
регулирующие  общественные  отношения
между  государствами-членами  Европейско-
го  союза  -  экономического  и  политическо-
го  объединения  27  европейских  государств
[10], юридически закрепленного Маастрихт-
ским договором 1992 года [11].
Европейские сообщества (иногда так-
же  называемые  Европейское  сообщество
или  ЕС)  представляют  собой  совокупность
трех  формально  независимых  междуна-
родных  организаций  с  общими  органами
управления.  Этими  организациями  являют-
ся Европейское экономическое сообщество
(ЕЭС), Европейское сообщество по атомной
энергии (Евратом) и Европейское объедине-
ние  угля  и  стали  (ЕОУС).  Нормы  Европей-
ских сообществ легли в основу Договора об
основании Европейского экономического со-
общества.
Представляется, что европейское пра-
во объединяет в себе нормы национального
права  всех  государств  Европы  вне  зависи-
мости от их членства в различных междуна-
родных организациях и союзах, нормы Евро-
пейского  союза  и  Европейских  сообществ,
образуя тем самым некую надгосударствен-
но-правовую систему.
Двойственный  характер  правовой  си-
стемы  Европейского  союза  как  результат
эволюции  и  трансформации  международ-
но-правовой  сущности  европейского  пра-
ва в его двойственную, сочетающую с себе
элементы международного и национального
права природу «обязан» своим появлением
и  существованием  специфике  лежащих  в
основе  анализируемой  правовой  системы
учредительных договорных актов.
Будучи  по  своей  форме  международ-
но-правовыми актами, они по сути и содер-
жанию  заложенных  в  них  идей  и  положе-
ний, по определению Европейского суда по
правам  человека  (ЕСПЧ),  были  более,  чем
обычные международные акты, так как они
положили  начало  перетеканию  ряда  суве-
ренных  прав  государств-членов  Европей-
ского  союза,  касающихся  законодательной,
административной и судебной деятельности
национальных органов, к национальным ин-
ститутам [12]. Они стали основой формиро-
вания  Конституции  Европейского  союза  и
его правовой системы [13]. Именно на их ос-
нове  принимались  многочисленные  норма-
тивно-правовые  акты,  содержащие  нормы,
которые  в  своей  совокупности  образовали
внутреннее право Европейского союза. Тем
самым,  будучи  относительно  самостоятель-
ным  феноменом,  правовая  система  Евро-
пейского союза весьма уникальна и вобрала
в себя элементы как международного, так и
национального права.
Сотрудничество  Российской  Федера-
ции  и  Совета  Европы  является  взаимовы-
годным. Так, с вступлением в Совет Европы
Российская  Федерация  получила  свобод-
ный  доступ  к  европейским  конвенциям  и
другим  правовым  актам  этой  организации,
прежде всего в области защиты прав и сво-
бод  личности,  и  возможность  использова-
ния  усовершенствованных  и  доказавших
свою  эффективность  европейских  техно-
логий  управления  демократическим  обще-
ством.  Это  и  безвозмездное  привлечение
экспертов  Совета  Европы  к  разработке  но-
вых правовых норм с учетом общепринятых
европейских  стандартов,  а  также  к  подго-
товке  кадров  государственных  служащих,
работников  правоохранительных  органов  и
судей.  Кроме  того,  Российская  Федерация
принимает  активное  участие  в  реализации
крупных  общеевропейских  программ  со-
трудничества в социальной сфере, в области
культуры и образования.
В частности, в настоящее время около
350 российских коллективов работают в 190
проектах по действующей 7-й рамочной про-
грамме Европейского союза, получая около
40  млн.  евро  из  бюджета  Европейского  со-
юза.  Еще  одной  распространенной  формой
сотрудничества  являются  скоординирован-
ные проекты, которые проводятся совместно
Европейским союзом и Российской Федера-
цией. Координирует такую работу Совмест-
ный  комитет  по  научно-технологическому
сотрудничеству  (СКНТС),  учрежденный  Со-
глашением  между  Правительством  РФ  и
Европейским союзом. В рамках СКНТС дей-
ствуют рабочие группы по 11 приоритетным
направлениям,  в  частности,  по  медицине,
нанотехнологиям,  информационно-телеком-
муникационным  системам,  энергосбереже-
нию и другим [14].
Одновременно  и  Совет  Европы,  при-
няв  в  свои  ряды  Российскую  Федерацию,
получил возможность использовать россий-
ский интеллектуальный потенциал для раз-
работки своих новых идей и планов. Яркий
пример тому - активное участие наших экс-
пертов в подготовке целого ряда конвенций
организации.
Так,  в  целях  разработки  и  создания
международного  документа,  регламенти-
рующего  мероприятия  по  борьбе  с  контра-
фактными лекарствами, в конце 2007 года в
Страсбурге начала работу экспертная груп-
па  Европейского  комитета  по  уголовному
законодательству Совета Европы. Основной
задачей группы из Росздравнадзора являет-
ся разработка международной конвенции и
подготовка отчета по анализу международ-
ного  и  национального  законодательства  в
области  противодействия  распространению
контрафакта,  а  также  изучение  основных
потребностей  стран-членов  Совета  Евро-
пы  в  этой  сфере.  По  словам  руководителя
Росздравнадзора  Н.  Юргеля,  организация
работы  экспертной  группы  подразумевает
свободный  неофициальный  обмен  мнения-
ми по всему кругу вопросов. Специалистам
интересен  опыт  Российской  Федерации  по
взаимодействию  правительственных  ор-
ганов,  Федеральной  службы  по  надзору  в
сфере здравоохранения и социального раз-
вития,  а  также  общественных  организаций
в  вопросах  профилактики  и  борьбы  с  обо-
ротом фальсифицированных лекарственных
средств [15].
Совет  Европы,  будучи  международ-
ной  межправительственной  организацией,
является субъектом международного права,
он участвует в межгосударственных отноше-
ниях и в пределах своих уставных полномо-
чий обладает договорной и правотворческой
компетенцией: выступает в международных
отношениях и принимает решения (правила
процедуры, рекомендации, резолюции и про-
чее), а также заключает договоры с государ-
ствами  и  межгосударственными  межправи-
тельственными организациями.
Международно-правовые акты и доку-
менты  Совета  Европы  -  конвенции,  хартии,
рекомендации  -  регулируют  отношения,  от-
носящиеся  к  областям  уставной  компетен-
ции  Совета  Европы.  Как  правило,  в  доку-
ментах  Совета  Европы  предусматривается
также жесткий механизм контроля (монито-
ринг) за выполнением обязательств, взятых
на себя государствами-участниками органи-
зации [16-23].
Членство в Совете Европы и участие в
заключенных в его рамках договорах влечет
за собой для Российской Федерации следу-
ющие юридические последствия:
-  приведение  внутреннего  законода-
тельства  и  осуществление  правопримени-
тельной  практики,  в  соответствии  с  право-
выми  актами  Совета  Европы.  Правовые
нормы таких актов могут применяться наци-
ональными судами непосредственно;
- признание обязательной юрисдикции
контрольного  органа  ЕКПЧ  -  Европейского
суда по правам человека;
- предоставление гражданам РФ права
непосредственного  обращения  в  Европей-
ский  суд  по  правам  человека  при  условии
исчерпания  национальных  средств  защиты
своих  прав  и  свобод.  ЕСПЧ  вправе  прини-
мать  такие  обращения  к  рассмотрению  на
основе индивидуальной жалобы, даже если
имеет  место  возражение  со  стороны  соот-
ветствующего государства;
- разрешение Европейскому комитету
по предупреждению пыток и бесчеловечно-
го или унижающего достоинство обращения
или наказания посещать места содержания
лиц, лишенных свободы органами судебной
власти;
-  участие  в  контроле  (мониторинге)  в
рамках  полномочий  Парламентской  ассам-
блеи и Комитета министров Совета Европы.
Подводя итоги, можно сделать вывод
о том, что правовая система Европейского
союза  является  уникальным  феноменом  и
вобрала в себя элементы как международ-
ного,  так  и  национального  права.  В  связи
с  этим,  сотрудничество  Российской  Феде-
рации и Совета Европы развивается в раз-
личных  направлениях.  Одной  из  основных
форм сотрудничества в сфере обеспечения
прав  человека  являются  скоординирован-
ные  проекты,  проводимые  Европейским
союзом и Российской Федерацией, а также
активное  участие  российских  экспертов  в
разработке  новых  правовых  норм  Совета
Европы.
Библиографический список:
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950
года, ратифицирована Федеральным законом РФ от 30 марта 1998 года №54-ФЗ // Рос. газ.
1998. 7 апр. №67.
2. Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 2008; Хартли Э.К. Право Европейского сообще-
ства. М., 1998; Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота / под
ред. В.В. Безбаха, А.Я. Капустина, В.К. Пучинского. М., 2009; Шоу Д. Право Европейского со-
юза. Нью-Йорк, 2000; Горниг Г., Витвицкая О. Право Европейского Союза. М., 2005 и др.
3. Эдвард Д. и Лейн К. Право Европейского сообщества. Введение. Эдинбург. 1995. С.1.
4. Европейское право / рук. авт. колл. и отв. ред. Л.М. Энтин. М., 2009. С.36.
5. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории:
учеб. пособие. М.: Проспект, 2010. С.56.
6. Право Европейского союза / под ред. С.Ю. Кашкина. С.108.
7. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2. 2-е изд. /
Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. С.332.
8. Марченко М.Н. Понятие и природа правовой системы Евросоюза // Вестник Московско-
го государственного областного университета. 2010. №1. Юриспруденция. С.103.
9. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2. 2-е изд. /
Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2007. С.333.
10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Европейский союз // Современный
экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
11. Договор о Европейском союзе, подписан в Маастрихте (Нидерланды) 7 февраля 1992
года (текст с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2007 года).
12. Пирсон Э. Право по исследованию европейского бизнеса. Лондон, 1994. С.30.
13. Постановление ЕСПЧ по делу «Федерация Карбормьере де Берджгуе против высоко-
го авторитета» (жалоба № 8/55); Постановление ЕСПЧ по делу «Коста против Государственной
организации по электроэнергии (ENEL)» (жалоба №6/64).
14. Медведев Ю. Мозговой штурм не знает границ // Рос. газ. Спецвыпуск «Европейский
союз». 2011. 9 июня. №123.
15. Росздравнадзор участвует в разработке международной конвенции // Российская ап-
тека. 2011. №24.
16. Европейская социальная хартия, принята в Турине 18 октября 1961 года.
17. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин-
ство видов обращения и наказания, заключена 10 декабря 1984 года.
18. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающе-
го достоинство обращения или наказания, заключена в Страсбурге 26 ноября 1987 года, рати-
фицирована Федеральным законом РФ от 28 марта 1998 года №44-ФЗ // Рос. газ. 1998. 2 апр.
№63-64.
19. Хартия Сообщества об основных социальных правах трудящихся, принята в Страсбур-
ге 9 декабря 1989 года.
20. Протокол № 1 к Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения или наказания, подписан в Страсбурге 4 ноября 1993
года // Бюллетень международных договоров. 2004. №12. С.8-12.
21. Протокол № 2 к Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного
или унижающего достоинство обращения или наказания, подписан в Страсбурге 4 ноября 1993
года // Бюллетень международных договоров. 2004. №12. С.12-15.
22. Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применени-
ем достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине, заключена
в Овьедо 4 апреля 1997 года.
23.  Протокол  №  2,  изменяющий  Договор  об  учреждении  Европейского  сообщества  по
атомной энергии, подписан в Лиссабоне 13 декабря 2007 года.







 

 

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 558 | Теги: Конвенция о защите прав человека и , Европейский Союз, правовая система, европейское право, Совет Европы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь