Среда, 07.12.2016, 11:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ В MS OFFICE» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧ

Е.А.Широбакина, Т.В.Хованская, Н.В.Стеценко

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ В MS OFFICE» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Широкое использование стандартных офисных программных пакетов в рамках профессиональной деятельности специалистом по физической культуре и спорту - это не только требование новых Федеральных государственных образовательных стандартов высших учебных заведений, но и требование современного информационного общества. Изучение основ профессиональной работы в Microsoft Office позволяет автоматизировать такое направление деятельности выпускника физкультурного вуза как делопроизводство.

Ключевые слова: информационная технология, профессиональное образование, информационная составляющая, деятельность тренера.


Информация в современном мире является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с традиционными материальными видами ресурсов такими как, нефть, газ, полезные ископаемые, поэтому процесс ее переработки по аналогии с материальными ресурсами, можно воспринимать в качестве технологии.

Таким образом, информационная технология является процессом, использующим совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации (данных) для получения информации нового качества о состоянии объекта (например, спортсмена) или процесса (например, тренировочного или соревновательного), то есть информационного продукта. Основной целью информационной технологии является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Например, для выполнения контрольной работы по математике каждый студент применяет свою технологию переработки исходных данных задачи (первоначальной информации). Результат решения задачи (информационный продукт) будет зависеть от технологии решения, которую выберет студент. Большинство применяет ручную информационную технологию. В отличие от нее компьютерная информационная технология, которую можно использовать для решения подобных задач, превращает результат решения задачи в информационный продукт, обладающий иными качествами.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В информационной технологии процесс, как правило, не является непрерывным, он объединяет рутинную работу (копирование, сбор и ввод данных и др.) с творческой (принятие решений), которая не всегда поддается формализации. Поэтому информационная технология предъявляет самые высокие требования к человеческому фактору по сравнению с другими видами технологий, оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.

В настоящее время информационная технология проникла во все сферы деятельности, в том числе и в сферу физической культуры и спорта.

Все организации и физкультурно-спортивные в том числе, имеют информационную среду. Информационную среду в этом случае можно определить: во-первых, как пространство, посредством которого происходит взаимодействие между ее членами; во-вторых, как стратегический ресурс, повышающий интеллектуальный потенциал сотрудников, и как следствие, улучшающий качество их работы.

Каждая физкультурно-спортивная организация не существует обособленно и постоянно взаимодействует с подобными организациями на уровне региона, страны и на мировом уровне. Следовательно, информационное пространство, должно отражать не только интересы данной организации, но и содержание мировых информационных ресурсов по проблемам физической культуры и спорта в целом. Обеспечение соответствующего выше сказанному состояния информационной среды требует использования информационных средств и процессов в качестве инструмента воздействия. В связи с этим назрела необходимость в практическом использовании информационных и компьютерных технологий в деятельности физкультурно-спортивных кадров.

Анализ научной и научно-методической литературы позволил сделать заключение о том, что большинство ученых в деятельности тренера выделяют три составляющие: теоретическую, практическую и методическую. По мнению Т.В. Хованской, сегодня к этому перечню необходимо добавить ещё одну важную составляющую - информационную.

На примере работы тренера мы структурировали все направления его деятельности и выделили в каждом из них те компоненты, которые требуют использования информационных и компьютерных технологий. Системный анализ деятельности тренера позволил выделить следующие направления: технико-тактическая подготовка, проектирование тренировочного процесса, спортивные соревнования, комплексный контроль спортсмена, моделирование и прогнозирование в спорте, делопроизводство и научно-методическая деятельность тренера (рис. 1).

 

Остановимся подробнее на таком направлении деятельности тренера, как делопроизводство.

Делопроизводство, сбор, обработка и анализ текущей информации для принятия решения являются теми видами деятельности любого работника, в том числе и тренера, где высока потребность в использовании современных информационных технологий. Результаты исследований свидетельствуют, что решение более эффективно в том случае, когда оно базируется на анализе всесторонней информации об объекте управления.

В настоящее время в процессе делопроизводства широко используются стандартные офисные программные пакеты, общая ориентация которых - автоматизация наиболее типичных работ, выполняемых сотрудниками любой организации, в том числе физкультурно-спортивной.

Эффективность и профессиональность деятельности любого специалиста, в том числе в области ФКиС, определяется уровнем его квалификации, сформированностью основных компетенций, профессиональными знаниями и умениями. Он обязательно должен владеть современными информационными технологиями, чтобы уметь максимально эффективно использовать их в своей деятельности. Особенность информационных технологий, в том числе офисных, заключается в их постоянном изменении и совершенствовании, следовательно, необходимо постоянное повышение квалификации в этой сфере для осуществления успешной и качественной работы специалиста.

Большую популярность в делопроизводстве у специалистов различного профиля нашли офисные программные продукты фирмы Microsoft, важной особенностью которых является: наличие стандартного интерфейса; полная совместимость отдельных компонентов, то есть возможность передачи информации из одной программы в другую; единообразие методов работы и др.
Все это упрощает освоение основных приемов работы с программами, входящими в пакет Microsoft Office.

Знание возможностей и умение работать с программами офисного назначения является обязательным условием подготовки современного бакалавра по направлению «Физическая культура», в связи с чем, преподавателями кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ВГАФК была разработана рабочая программа и весь комплект учебно-методического сопровождения учебной дисциплины «Основы профессиональной работы в MS Office».

Целью изучения данной дисциплины является формирование компетенций, которыми согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2014 г. № 935, должен обладать выпускник в результате освоения основной профессиональной образовательной программы:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культур с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- способность применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы.

Разработанный курс охватывает изучение программ Microsoft Office, позволяющих автоматизировать отдельные виды делопроизводственной и организационной работы специалиста по физической культуре и спорту, а также являющихся необходимым средством учебной и научной деятельности студентов:
- MS Word - текстовый процессор для обработки текстовой информации;
- MS Excel - табличный процессор для создания больших массивов текстовой и количественной информации с ее дальнейшей обработкой и графическим представлением;
- MS Access - система управления базой данных для автоматизированной обработки больших массивов различного рода информации;
- MS PowerPoint - программа презентационной графики для подготовки презентационных и иллюстративного материала для обеспечения наглядности и сопровождения публичных выступлений;
- MS InfoPath - программа разработки электронных форм для создания различных форм, анкет и ввода данных в текстовом формате.

Стоит отметить, что изучение всех указанных программ сопровождается выполнением практических работ, имеющих прикладную направленность. В рамках рассмотрения таких тем, как «Обработка текстовой информации в текстовом редакторе MS Word» и «Подготовка компьютерных презентаций и демонстраций в MS Power Point», большое внимание уделяется вопросам оформления выпускных квалификационных работ и презентаций к ним.

Введение в учебный план бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура учебной дисциплины «Основы профессиональной работы в MS Office» является своевременной и необходимой мерой, направленной на формирование таких знаний, умений и навыков, которые обеспечат выпускнику возможность постоянно адаптироваться к изменениям внешних условий информационного общества.

Литература

1. Хованская, Т. В. Информационно-аналитическое сопровождение тренерской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Хованская Т. В. - Волгоград, 2013. - 24 с.
2. Хованская, Т. В. Спортивно-информационная компетентность тренера как необходимый компонент спортивной тренировки / Т. В. Хованская, Н. В. Стеценко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2011. - № 3. - С. 2-5.
3. Хованская, Т. В. Формирование спортивно-информационной компетентности тренера в вузах физической культуры / Т. В. Хованская, Н. В. Стеценко, А. Ю. Илясова // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 1. - С. 33-36.
4. Широбакина, Е. А. Информационная составляющая деятельности спортивных организаций (по материалам публикаций ТиПФК) / Е. А. Широбакина, Т. В. Хованская, Н. В. Стеценко, М. Н. Сандирова, И. В. Лущик // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 15-17.
5. Широбакина, Е. А. Основы профессиональной работы в Microsoft Office для студентов и специалистов по физической культуре и спорту / Е. А. Широбакина, Н. В. Стеценко // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 74.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (02.06.2016)
Просмотров: 105 | Теги: информационная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016