Понедельник, 27.05.2019, 05:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В

И.Х.Теплякова, кандидат педагогических наук

К ВОПРОСУ О ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Языковая подготовка сотрудников полиции, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, международные массовые мероприятия.

Статья посвящена вопросам языковой подготовки сотрудников правоохранительных органов, привлекаемых к обеспечению общественного порядка в период проведения массовых мероприятий международного уровня. Представлено и подробно проанализировано учебно- методическое обеспечение, подготовленное автором для решения задач по реализации краткосрочной программы иноязычной подготовки действующих сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения в России Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу ФИФА.

 

В  преддверии проведения в России Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года подготовка специалистов, владеющих иностранными языками как в бытовой сфере, так и в профессиональной деятельности, оказалась актуальной как никогда. По известным причинам особое внимание было уделено языковой подготовке сотрудников правоохранительных органов. В целях повышения качества выполнения профессиональных задач современному сотруднику органов внутренних дел необходимы специальные языковые умения и навыки, позволяющие не просто установить контакт с иностранными гражданами, но и принять участие в профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке.

Не делая акцента на стандартных программах по языковой подготовке [1, c. 71], в настоящей статье хотелось бы остановиться чуть более подробно на другом направлении образовательной деятельности - краткосрочной программе иноязычной подготовки действующих сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу ФИФА. Реализации этой программы началась в феврале 2017 года в институте-факультете профессиональной подготовки и повышения квалификации в г. Пушкине (в общей сложности было запланировано обучение 1800 сотрудников правоохранительных органов).

Из 72 учебных часов на иностранный язык программой выделено 8 часов, из них 4 - на лекции и 4 - на практические занятия. Конечно же, становление личности сотрудника органов внутренних дел, обладающей высоким уровнем языковой подготовки, - процесс очень длительный. И в условиях краткосрочности, значительной наполняемости аудитории (на лекции присутствует 3 подгруппы по 30 человек), недостаточного базового уровня подготовленности (зачастую в графе образование фигурирует только «школа - армия») подготовка специалистов с высоким уровнем знания иностранного языка вряд ли возможна. Однако формирование и развитие минимальных речевых навыков и умений профессионально ориентированного применения иностранного языка в ходе выполнения служебных обязанностей представляется вполне достижимым.

Рис. 1. Представление теоретического материала в форме интеллект-карты [3].

В первую очередь в рамках задачи по языковой подготовке сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к обеспечению безопасности и охране общественного порядка в период подготовки и проведения массовых мероприятий международного уровня, по программам краткосрочных курсов повышения квалификации было подготовлено соответствующее комплексное учебно-методическое обеспечение. В его состав вошли: краткий курс лекций «Английский язык» [3], практический курс по английскому языку [2], а также учебно-методическое пособие, служащее руководством к игре «Ориентирование в Санкт-Петербурге» [4]. Основная цель комплекса - совершенствование языковой, лингвистической и общекультурной компетенций, развитие готовности к межкультурной профессиональной коммуникации в процессе осуществления полицейскими функций по оказанию помощи иностранцам в ориентировании в городе.

В кратком курсе лекций в систематизированном виде представлены те аспекты грамматики, которые могут вызвать у обучающихся наибольшие трудности в процессе общения. Особенно ценным, как представляется, является то, что, во-первых, весь теоретический материал максимально сжат (это логично, поскольку у проходящих краткосрочные курсы, как правило, имеется базовый уровень подготовки по английскому языку), а во-вторых, в лекциях представлен профессионально ориентированный контент: «Introduction to public infrastructure (public buildings and facilities, objects in the street, notices and warnings, types of vehicles)»; «Asking the way and giving directions (places of interest, arriving & getting around, location, direction)»  (см. рис. 1). Для краткого курса был выбран нетрадиционный способ подачи материала - использование интеллект- карт . При необходимости введения достаточно обширного лексико-грамматического материала в условиях дефицита времени этот способ видится наиболее эффективным. И в первую очередь потому, что он опирается на естественные ассоциативные мыслительные процессы: весь материал сгруппирован по категориям, описан характер взаимоотношений между понятиями. Иначе говоря, при представлении теоретического материала автором учитывались лингвометодические принципы преподавания иностранных языков (логичное изложение учебного материала, учет педагогических и психологических закономерностей усвоения знаний, привития навыков).

Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, а также логического и ассоциативного мышления, памяти обучающихся подразумевает использование следующего пособия - практического курса, в котором содержится большое количество разнообразных лексических, грамматических и речевых заданий и упражнений. Помимо обширного лексического материала, в пособии представлены такие разделы, как:

1) «Grammar Summary» , где отражены те аспекты грамматики, которые вызывают у обучающихся наибольшие трудности;

2) «Everyday English» , где описаны наиболее часто встречающиеся на практике ситуации общения с иностранцами;

3) «Gaming»  (практико-ориентированные учебно-деловые игры для занятий по иностранному языку), предназначенный для совершенствования коммуникативных навыков, повышения мотивационной готовности сотрудника полиции к изучению предмета раздел (см. рис. 2). Пособие строится на принципе наглядности, при этом главное внимание уделяется системности восприятия информации.

Данное пособие рассчитано на применение современных интенсивных технологий обучения, а также различных форм и видов самостоятельной работы, поэтому может быть использовано в режиме как аудиторной, так и самостоятельной работы.

Поскольку требования одного из перспективных направлений современных педагогических технологий - практико-ориентированного обучения - подразумевают проведение практических занятий с использованием элементов интерактивной игры, было подготовлено соответствующее им учебно-методическое обеспечение: разработана игра «Ориентирование в Санкт-Петербурге», составлено руководство по ее использованию (см. рис. 3).

Интерактивные виды работы помогают сконцентрировать внимание обучающихся на социальных аспектах коммуникации, владение которыми предполагает наличие знаний и навыков невербального элемента коммуникации. Предполагается, что данная игра позволит расширить словарный запас по темам «Социальная, транспортная инфраструктура», «Достопримечательности», «Ориентирование в городе» и активизировать иноязычное профессионально ориентированное общение обучающихся с предполагаемыми участниками международных мероприятий на основе игрового моделирования ситуаций, связанных с осуществлением полицейскими функций по оказанию помощи иностранцам в ориентировании в городе. Кроме того, при разработке игры преследовались и такие цели, как:

- совершенствование профессиональной компетентности специалиста;

- развитие коммуникативной креативности сотрудника полиции;

- развитие социальной креативности сотрудника полиции.

- формирование готовности сотрудника полиции к осуществлению межкультурной коммуникации в прак- тико-ориентированной ситуации.

Помимо методических рекомендаций для преподавателей по вопросам организации и проведения игры, был подготовлен полный комплект материалов для проведения интерактивных занятий-игр: карта исторического центра Санкт-Петербурга с изображением основных достопримечательностей города, карты достопримечательностей отдельных районов Санкт-Петербурга, разрезные карточки с изображениями, карточки-задания, которые содержат, в частности, краткие исторические справки о достопримечательностях.

Рис. 2. Фрагмент учебного пособия «Tourist Maintenance» [2].

Рис. .3 Фрагмент игры «Getting around Saint Petersburg» [4].

Что касается организации и проведения занятий, то, как видится, ограничений в этом отношении нет. Но в качестве возможного оптимального варианта нами предлагается следующая модель проведения занятия:

- вступительная часть, где преподавателем даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

- комментирующая часть, где преподаватель поясняет те элементы работы, которые, по его мнению, наиболее важны. Например, пристальное внимание должно быть уделено «предлогам местоположения», поскольку без знания хотя бы части из них не представляется возможным оказать помощь иностранному гостю в вопросах, связанных с расположением достопримечательностей. Другой пример: акцентирование внимания на командах, определяющих основные направления движения при составлении туристических маршрутов;

- подготовительный этап работы (направлен на знакомство с достопримечательностями выбранного района, отработку произношения, разработку оптимальных маршрутов движения и т.д.);

- проведение игры;

- обсуждение и анализ занятия участниками;

- подведение преподавателем итогов.

Таким образом, игра становится неким логически завершающим, обобщающе-закрепля- ющим этапом работы в ходе освоения программы краткосрочных курсов повышения квалификации по иностранному языку. В ходе игры слушателями демонстрируется не только знание города, его достопримечательностей, но и умение установить контакт с иностранными гражданами, принять участие в профессионально ориентированной коммуникации на иностранном языке.

Библиографический список:

1. Иващенко Н.П. Реализация иноязычной подготовки будущих полицейских в Санкт- Петербургском университете МВД России в период проведения Чемпионата мира по Футболу FIFA 2018 // Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в образовательных организациях высшего образования МВД России: традиции и инновации (в 2 ч. Ч. I): сборник тезисов межведомственной научно-практической конференции / сост.: Беломытцева Н.А., Рябченко Н.Г. СПб: СПбУ МВД России, 2017.
2. Телякова И.Х. Tourist maintenance. Практический курс английского языка для сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых к обеспечению мер безопасности и охране общественного порядка в период подготовки и проведения массовых мероприятий международного уровня: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.А. Беломытцевой. СПб: СПбУ МВД России, 2017. 52 с.
3. Телякова И.Х. Английский язык: Курс лекций. Ч. I / Под общ. ред. Н.А. Беломытцевой. СПб: СПбУ МВД России, 2017. 65 c.
4. Телякова И.Х. Ориентирование в Санкт-Петербурге: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Н.А. Беломытцевой. СПб: СПбУ МВД России, 2017. 35 c.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.04.2019)
Просмотров: 20 | Теги: общественный порядок и общественная, массовые мероприятия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь