Воскресенье, 11.12.2016, 12:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Люсова

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реализуемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) выдвигает требования к компетентности педагога и предполагает формирование универсальных учебных действий. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования. Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Субъективными показателями эффективности формирования универсальных учебных действий является вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю. В статье представлена попытка разработки схемы наблюдения сформированности универсальных учебных действий обучающихся четвертого класса на уроках физкультуры.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, универсальные учебные действия, схема наблюдения, компетентность педагога, урок физической культуры.

 

Преподавание физической культуры в школе, согласно ФГОС НОО, выдвигает особые требования к мастерству педагога. Реализуемы стандарт ставит во главу угла развитие и формирование личности обучающихся, подчеркивая при этом важность дея- тельностной составляющей образовательного процесса. Основным результатом образовательного процесса становится формирование универсальных учебных действий школьника, которые могут позволить ему решать широкий круг задач не только в образовательном пространстве, но и за его пределами. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Смысл формирования универсальных учебных действий у обучающихся заключается в развитии способности самореализации посредством самообразования, что включает в себя: самостоятельное усвоение новых знаний; самостоятельную организацию как процесса, так и результата обучения; умение ставить и достигать цели; планировать, уметь осмысливать получаемую информацию, что в конечном итоге приводит к формированию ценностно-смысловой и операциональной сфер. То есть, формирование субъекта обучения влечет за собой изменения в самой учебной деятельности, освоение всех ее компонентов: мотивационный, постановка учебной цели и учебной задачи, такие учебные действия, как ориентировка в материале, преобразование его, контроль выполнения, оценивание по эталону. Названные умения способствуют эффективной социализации обучающегося не только на этапе начального образования, но и в будущей жизни, в том числе и профессиональной, что способствует конкурентноспособности личности в условиях рыночной экономики, самореализации и самоактуализации, что приводит к удовлетворенности и субъективному благополучию. За счет универсальных умений человек осваивает пространство бытия, строит субъективный образ мира и себя в нем. Все это способствует сохранению и упрочению психологического здоровья как важнейшей основы саморегуляции и самоосуществления.

Выделяют четыре блока в составе универсальных учебных действиях, которые связаны с основными задачами образования: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Разбивая УУД на более частные умения, можно выделить их структуру, компоненты которой формируются на уроках физической культуры:
1. Личностные - самоопределение и смыслообразование.
2. Регулятивные - соотнесение известного и неизвестного; планирование; оценка; способность к волевому усилию.
3. Познавательные - формулирование цели; выделение необходимой информации; структурирование; выбор эффективных способов решения учебной задачи; рефлексия; анализ и синтез; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы.
4. Коммуникативные - умение строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; постановка вопросов; разрешение конфликтов.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Таблица 1
СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

       
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Субъективными показателями эффективности формирования УУД будет вербализация по поводу соответствующих умений: знаю/могу, хочу, делаю.

В образовательной практике многие трудности, с которыми преподаватель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся универсальных учебных действий: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе. Учащиеся не обращают внимания на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др.

Для формирования УУД необходимо научиться их обнаруживать в процессе учебной деятельности на уроках физической культуры, что должно составлять содержание методической работы учителя физкультуры. Перед учителями физкультуры также остро стоит вопрос мониторинга и диагностики сформированности УУД у обучающихся.

На основании федерального государственного образовательного стандарта [1], понятия УУД, выделенных показателей формирования УУД Ю.В. Науменко [3] нами была разработана схема наблюдения за сформированностью УУД обучающихся начальной школы на уроках физкультуры. В качестве примера приведем схему наблюдений сформированности УУД обучающихся 4 класса на уроках физкультуры.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. Стандарты второго поколения.
2. Люсова, О. В. Психологическая безопасность образовательной среды и субъективное благополучие обучающихся / О. В. Люсова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11. Естественные науки. - 2015. - .№ 2. - С. 132140.
3. Науменко, Ю. В. Содержательные характеристики проявления личностных и метапредметных результатов образования младших школьников по годам обучения / Ю. В. Науменко // Физическая культура в школе. - 2015. - № 2-3.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (15) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (01.06.2016)
Просмотров: 173 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016