Четверг, 08.12.2016, 12:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

И.М.Сазонова, Н.И.Бородкин

К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

В статье предпринята попытка обоснования целесообразности совершенствования отдельных видов координационных способностей юных пловцов (способности к сохранению устойчивости позы в динамических условиях), которые позволяют спортсменам быстро овладевать двигательными навыками, рационально использовать имеющийся запас двигательных качеств в специфических движениях спортивных способов плавания.

Ключевые слова. Координационные способности, спортивное плавание, юные спортсмены, тренировочная и соревновательная деятельность, чувство специализированных восприятий, способность к сохранению устойчивости, равновесие в статических и динамических условиях, балансировочные упражнения


Введение. В спортивном плавании координационным способностям отводится значительная роль, как фактору, влияющему на достижение высокого спортивного результата, а также специальную подготовленность пловца. По мнению В.Н.Платонова [5], перестройка двигательных действий и способность к их рациональному проявлению в определенных условиях на основе запаса двигательных умений имеет в спортивном плавании существенное значение.

Значительное количество как отечественных, так и зарубежных специалистов указывает на целесообразность высокого уровня координации спортсмена, связывая это со способностями быстро овладевать новыми движениями, рационально использовать различные виды двигательных качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость), обеспечивать необходимую вариативность движений в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. [5].

Известно, что координационные способности проявляют себя в выборе тех двигательных действий, которыми овладел спортсмен и реализуются посредством сознательной коррекции. При этом, чем большим объемом двигательных умений владеет спортсмен, тем более эффективно он решает тренировочные и соревновательные задачи, а их решение, в свою очередь, приводит к увеличению моторной памяти пловца [1,2,5].

О необходимости специфичного развития координационных способностей, применительно конкретно к виду спорта свидетельствуют многочисленные исследования [3,4,7]. При этом работ, посвященных развитию координационных способностей пловцов, весьма незначительное количество. В основном они посвящены развитию специализированных восприятий: изучению возрастной динамики проявления чувства времени и темпа движений, динамику чувства прилагаемых усилий, а также специализированного восприятия «чувства воды» [1,2,6,8]. Эти чувства специализированных восприятий у пловцов протекают в сложной органической взаимосвязи, которая обусловлена структурой движений, межмышечной и внутримышечной координацией.

Однако как в тренировочной, так и соревновательной деятельности все виды координационных способностей проявляются не в изолированном виде, а в достаточно сложном взаимодействии, играя при этом как основную, так и второстепенную роль. Недостаточное развитие одного из видов координационных способностей может привести к существенному снижению общего уровня координации. В настоящее время в спортивном плавании развитию такого вида координационных способностей как способность к сохранению устойчивости позы уделяется незначительное внимание, что подтверждается незначительным объемом информации по данному вопросу. Целесообразно ли развитие данного вида способностей, определило актуальность поискового исследования

Методы и организация исследования.
Целью предварительного поискового исследования являлось обоснование целесообразности применения комплекса специализированных балансировочных упражнений, направленного на развитие координационных способностей пловцов, лежащих в основе способности обеспечивать необходимую вариативность движений в условиях тренировочной и соревновательной деятельности

Исследования проводились на базе плавательного клуба «Альбатрос » в период с июня 2014 года по январь 2015 года. В исследовании принимали участие юные пловцы 8-10 лет в количестве 52 человек (38 мальчиков и 14 девочек) квалификации от III юношеского до III взрослого разрядов.

Для определения уровня развития общих и специальных координационных способностей у юных пловцов использованы проба Ромберга (усложненная), проба Бирюк (усложненная), упражнение «Ласточка», а также для комплексного выявления координационных способностей был предложен тест в виде преодоления специально подготовленной полосы препятствий. Оценка проводилась в баллах. Также определялись спортивные результаты на дистанциях 100 метров на спине, 100 метров брасс, 100 метров вольный стиль.

Результаты исследования. В начале экспериментальных исследований определялся уровень развития общей координации юных спортсменов (по тесту «полоса препятствий»), уровень развития специальных проявлении координационных способностей пловцов (способность к сохранению устойчивости позы «балансов») оценивался при помощи усложненной пробы Ромберга, усложненной пробы Бирюк и упражнения «Ласточка». Результаты тестирования приведены в таблице 1.

Таблица 1
Результаты тестирования и оценки уровня развития координационных  способностей пловцов (n=52)  

Анализ полученных результатов позволяет заключить, что уровень развития координационных способностей в целом, по данным теста «Полоса препятствий», находится на уровне выше среднего. Однако оценивая индивидуальные показатели теста, следует отметить достаточно существенные колебания значений, что свидетельствует о значительных различиях в уровне развития координационных способностей юных пловцов.

Показатели тестирования спортсменов по тестам, характеризующим способность к сохранению устойчивости позы или сохранения баланса, характеризуются низким уровнем развития, что, на наш взгляд, указывает, с одной стороны -- на недостаток развития этих способностей, с другой - на отсутствие балансировочных упражнений, используемых в тренировочном процессе.

Для определения степени влияния общей и специальной координации на спортивный результат юных спортсменов определена взаимосвязь между показателями.

Предварительно проведено тестирование по проплыванию соревновательных дистанций способами плавания кроль на груди (вольный стиль), кроль на спине и брасс. Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2
Результаты проплывания 100 метровых дистанций способами плавания кроль на груди, кроль на спине и брасс юными пловцами (n=52)

Полученные данные характеризуются средними величинами результативности при значительных колебаниях спортивных результатов, что связано с различной степенью освоения юными пловцами техники движений спортивных способов плавания.

В результате определения взаимосвязи показателей спортивных результатов и уровней развития общих и специальных проявлений координационных способностей юных пловцов выявлены существенные зависимости (табл.3).

Таблица 3
Взаимосвязь спортивных результатов на 100 метровых дистанциях и показателей, характеризующих уровень развития координационных способностей пловцов

Условные обозначения 1 - «полоса препятствий»; 2 - Проба Ромберга; 3 - Проба Бирюк; 4 - упражнение «Ласточка». Взаимосвязь существенная при p<0,05 r=0,279; р<0,01 r=0,361

Как видно из таблицы, достоверно сильной зависимостью со спортивным результатом характеризуются показатели уровня развития общих координационных способностей, а также способности пловцов удерживать равновесие в положении стоя. Это указывает на целесообразность дополнительных исследований влияния способностей сохранять устойчивость позы на технические характеристики пловцов, а также на совершенствование данного вида способностей в процессе тренировки.

Литература

1. Берестецкая, И. Ю. Методика технической подготовки пловцов с учётом возрастных особенностей формирования двигательной функции: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Берестецкая. - Киев, 1987. - 24 с.
2. Гринь, А. Р. Управление совершенствованием специализированных восприятий при тренировке пловцов высокой квалификации: Автореф. дис ...канд. пед. наук / А. Р. Гринь. - Киев,1978. - 23 с.
3. Гужаловский, А. А. Проблема критических периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания/А. А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры: труды ученых соц. стран. - М., 1984. - С. 211-224.
4. Мироненко, Е. Н. Повышение эффективности гребковых движений в спортивных способах плавания на основе дифференцированного применения упражнений скоростной и координационной направленности на этапе базовой подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Мироненко. - Омск, 2003. - 183 с.
5. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте (Общая теория и ее практические приложения) / В. Н. Платонов. — Киев: Олимп. лит., 2004. - 543 с.
6. Тарасевич, Г. А. Особенности формирования специализированных восприятий у пловцов-кролистов 10-15-летнего возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - № 4. - С.44-46
7. Франченко, А. С. Возрастное дифференцирование средств повышения скоростных возможностей в плавании у спортсменок 9-15лет: автореф. дис...канд. пед. наук / А. С. Франченко. - Омск, 1997. - 23 с.
8. Цуканов, Б. И. Восприятие времени и спортивная специализация / Б. И. Цуканов // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 10. - С. 32-35.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (11) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (12.07.2016)
Просмотров: 61 | Теги: плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016