Вторник, 20.08.2019, 03:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПОПРЕССИВНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Щадилова И.С., кандидат педагогических наук, доцент
Смирнова Г.А., старший преподаватель Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИПОПРЕССИВНОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

В статье рассматривается методический комплекс упражнений Low Pressure Fitness и возможности его использования на занятиях по физической культуре со студентами вузов. Уникальной особенностью этих упражнений является совершенно иной подход к укреплению мышечного корсета, включая мышцы брюшного пресса и тазового дна, а также воспитание правильной осанки.

Ключевые слова: гипопрессивная гимнастика, диафрагмальное дыхание, постуральные упражнения, мышечный корсет.

 

Введение. Целевая направленность государственной политики в области «спорта для всех» - оздоровление нации; формирование здорового образа жизни и приобщение к физкультурно-спортивной деятельности различных слоев населения, в том числе студенческой молодежи [2].

Дисциплина «Физическая культура» в вузе является ведущей в процессе совершенствования физической подготовленности студентов и имеет важное оздоровительное значение. В основу методического подхода к физическому воспитанию и обучению студентов положены проверенные временем, научно обоснованные, четко организованные методы и способы преподавания.

Не всегда традиционные методы и средства физического воспитания оказываются эффективными для оздоровления и совершенствования функциональных возможностей организма занимающихся в современных условиях, именно это зачастую способствует потере интереса студентов к занятиям физкультурой [3].

Результаты и обсуждение. Современные условия вынуждают искать новые, результативные организационные формы проведения практических занятий, которые не только будут выполнять основную задачу повышения функциональной эффективности организма, его оздоровления, но и позволят мотивировать студентов к занятиям физической культурой, а также сделать их отношение к здоровому образу жизни более осознанным, благодаря расширению собственного представления о двигательной активности.

Решением возникающих задач является применение на практике технологий фитнеса с элементами иностранных оздоровительных систем и практик в рамках учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе, хотя и требует определенной адаптации к отечественной системе физического воспитания с учетом всех ее требований и специфики [1].

Одной из форм таких занятий могут стать занятия с использованием упражнений системы Low Pressure Fitness (LPF), технические особенности которой характерны для гипопрессивной гимнастики. Комплекс упражнений системы был разработан ученым, практикующим физиотерапевтом, в восьмидесятые годы прошлого века Марселем Кауфризом в соавторстве с П. Пинсах, Т. Риал и К. Вийануевой. Анонсированная авторами система тренировок получила известность как новая форма применения посту- ральных упражнений для укрепления мышечного корсета и тазового дна. Система тренировочной подготовки основана на постуральных (от англ. posture - осанка) и дыхательных упражнениях. Основная направленность комплекса позволяет уменьшить мышечный дисбаланс и выработать привычку удерживать спину прямой в повседневной жизни. И это очень важный момент, так как основополагающим фактором для здорового функционирования организма человека в целом является именно его ежедневная осанка.

Широко известен тот факт, что нарушение осанки, нестабильность и/или недостаточная мобильность в области поясницы и таза становятся причиной болей или дисфункций в тазовом дне, особенно у женщин. Изменение осанки вынуждает отдельные части тела, органы, и как следствие всю систему в целом, адаптироваться под возникающие нагрузки, принимая и фиксируя новые положения как при движении, так и во время дыхания. Это в свою очередь создает перегрузки в каких-либо отделах тела человека и, как правило, приводит к болевым ощущениям, различным отклонениям дыхательной системы, мочеполовой системы. Изменение положения таза с наклоном вперед часто провоцирует увеличение вертикальной нагрузки на мышцы тазового дна, увеличивая внутрибрюшное давление в целом. Включая в программный комплекс работу всей системы организма и её функциональность как единое целое, упражнения LPF становятся незаменимым и уникальным элементом в работе физиотерапевтов, врачей лечебной физической культуры, тренеров-преподавателей, чьей задачей является формирование лучшей стабильности мышечного корсета и повышение дыхательного функционала организма [4].

Регулярные занятия данным методом способствуют уменьшению и исчезновению болей в области спины. При выполнении упражнений LPF увеличивается расстояние между позвонками, упражнения задействуют изометрическую и эксцентрическую работу мышц, одновременно провоцируя вытяжение задней и респираторной (дыхательной) миофасциальных цепей, что приводит к ослаблению давления позвонков друг на друга, вследствие чего проходят болезненные ощущения. Оптимизируя функционирование тонических мышц, упражнения следует выполнять именно в той последовательности, которую предполагает точно выверенная тренировочная программа, изменяя положение тела в каждом упражнении, так как это позволяет дать равномерную нагрузку на весь мышечный корсет, включая и проблемные зоны.

Исходные положения, в которых прорабатываются гипопрессивные упражнения, изначально обеспечивают снижение внутрибрюшного давления и стимулируют рефлекторное сокращение мышц тазового дна и основных мышц брюшного пресса. Это и является основным отличием между методом LPF и любыми другими программами для мышц туловища, брюшного пресса, (таких как пилатес, традиционные упражнения гимнастики и т.д.), где происходят произвольные сокращения.

Упражнения LPF имеет смысл вводить в каждую часть учебно-тренировочного занятия по физической культуре в вузе. В подготовительной части занятия (разминке) они помогают максимально приблизить положение тела к физиологически верной осанке и дают возможность контролировать и удерживать это положение в течение всего урока. В основной части занятия - как альтернатива традиционно-классическим упражнениям на мышцы брюшного пресса и способ удерживать внимание на том, насколько правильное положение сохраняет тело при различных нагрузках. В заключительной части - для снятия излишнего напряжения и давления в брюшной полости (например, при выполнении часто применяемых видов физической нагрузки на мышцы брюшного пресса, упражнений с отягощениями, что ведет к излишнему давлению на органы малого таза и мышцы тазового дна, возникновению болей в области поясницы), а также для закрепления уже оптимально выстроенного положения тела, раскрытия грудной клетки, расслабления диафрагмы, что в свою очередь ведет к улучшению общего самочувствия за счет улучшения дыхания и кровоснабжения [5].

Базовый комплекс LPF станет прекрасной возможностью для занятий физической культурой студентов подготовительной или специальной группы здоровья, а также для студентов, временно освобожденных в период реабилитации после травм. Незаменимой гипопрессивная гимнастика является для восстановления тонуса мышц и уменьшения диастаза у студенток, восстанавливающихся после рождения ребенка. Настоятельно рекомендуется использовать тренировочный комплекс LPF в качестве подготовки к предстоящим более серьезным физическим нагрузкам, таким как занятия в тренажерном зале, фитнес зале и тем более спортивным тренировкам. В ходе занятий формируется так называемый «функциональный центр» (область поясницы и брюшного пресса), благодаря которому будущая нагрузка распространяется равномерно, не создавая перегрузок в отдельных мышцах, вызывающих спазмы и травмы.

Выводы:

1. Преимущества системы упражнений LPF:

- коррекция осанки, включая биомеханические правильные положения позвонков;

- улучшение работы мышц дыхательной системы и повышение качества дыхания (в частности, гипопрессивная гимнастика эффективна при таких заболеваниях как астма, так как улучшается приток и использование кислорода);

- уменьшение объема талии и достижение более эстетичного вида подтянутого живота в покое, которое происходит за счет диафрагмального дыхания, обеспечивающего самостоятельное втягивание живота без усилий мышц брюшного пресса. Это увеличивает тонус мышц брюшного пресса в состоянии расслабления, повышая тонус брюшной фасции;

- уменьшение диастаза;

- улучшение функционального состояния организма и, следовательно, повышение спортивных результатов за счет качественных изменений в работе респираторных мышц (некоторые нагрузки соответствуют тренировочным нагрузкам в горных условиях);

- восстановление тазового дна;

- положительное изменение качества сексуальной функции;

- улучшение баланса и чувства равновесия, повышение мышечного тонуса, регуляция тонуса мышц антагонистов;

- синхронизация работы всех органов за счет расслабления диафрагмы, улучшения обменных процессов (кислород, кровоток, лимфоток, снятие мышечных спазмов).

LPF сочетает в себе миофасциальный стретчинг, школу осанки, гипопрессивные упражнения и нейродинамические упражнения.

2. Методика LPF, адаптированная для использования в процессе физического воспитания студентов вузов и ссузов, может применяться на учебных занятиях для повышения общей физической подготовленности и работоспособности молодёжи.

3. Гипопрессивные упражнения, как одно из направлений современного фитне- са, являются эффективным средством срочной регуляции основных физиологических систем и параметров организма, что позволяет рекомендовать их для использования в режиме труда и учебы с целью сохранения и восстановления работоспособности и разнообразия традиционных форм занятий физической культурой в вузе.

 

Литература

1. Мишин В.А., Лисицкая Т.С. «Low Pressure Fitness» инновационная методика упражнений для укрепления тазового дна // Лечебная физическая культура: достижения и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 191.
2. Паршикова Н.В., Изаак С.И., Малиц В.Н. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 167-171.
3. Щадилова И.С. «Элективные курсы по физической культуре» как основа мотивации студентов к занятиям // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2018. - № 2. - С. 92-96.
4. Pelvic floor muscle and transversus abdominis activation in abdominal hypopressive technique through surface electromyography /Stupp L. [et al] // Neurology Urodynamics. - 2011. - № 30 (8). - Р. 518-521.
5. The Urinary Incontinence in the prostate cancer: desing of a rehabilitation program / Serda B. [et al] //Actas Urol Esp. - 2010. - № 34 (6). - Р. 522-530.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(27) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (23.07.2019)
Просмотров: 26 | Теги: диафрагмальное дыхание, гипопрессивная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь