Среда, 07.12.2016, 11:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

К ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

A.M.Веденин, К.И.Осипов

К ВОПРОСАМ СОХРАНЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Работа подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 13-01-00170.

Отражена попытка оценить степень сохранения знаний о традиционной хулътуре у различных групп коренных малочисленных народов Южной Сибири. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на сохранение практик традиционной культуры, авторы указывают этнодемографические процессы, протекающие в среде малочисленных народов, культурную и социальную трансформацию, являющуюся результатом влияния славянских народов, а также деятельность этнокультурных центров и национальных общественных организаций.

Ключевые слова: шорцы, кумандинцы, теленгиты, тувинцы-тоджинцы, народы Южной Сибири, сакральная география, этнокультурные процессы, этнокультурная среда.

 

Вопросы сохранения культурного наследия народов мира являются весьма актуальными в современном обществе, следовательно, одной из наиболее важной проблем современной науки об этносе является поиск эффективных механизмов и средств сохранения живых культурных практик, составляющих основу этнокультурного разнообразия человечества, которое интенсивно сокращается под действием факторов мировой культурной глобализации [1, 2].

Данная проблема нашла широкое обсуждение среди этнологов, культурологов, а также представителей других научных дисциплин, связанных с проблематикой этнокультурных исследований. Содействие сохранению исчезающих культур малочисленных народов признаётся сегодня и в качестве важной государственной задачи, реализуемой в русле этнонациональной политики. Значителен и общественный интерес к данной проблеме со стороны национальных общественный объединений коренных малочисленных народов России.

В особенно уязвимом положении оказываются сообщества коренных малочисленных этносов, сохраняющих элементы традиционного образа жизни, материальной и духовной культуры. Все они в настоящее время в различной степени испытывают влияние со стороны доминирующего общества, ставящее традиционные культурные практики под угрозу разрушения, исчезновения и затрудняющее механизмы межпоколенной трансляции этнокультурного наследия [3].

На пространстве регионов Южной Сибири примерами таких уязвимых в культурном отношении сообществ могут служить локальные сообщества шорцев, теленгитов, кумандинцев и тувинцев-тоджинцев - коренных малочисленных народов, расселённых в пределах Кемеровской области (Таштагольский район), Республики Алтай (Улаганский район), Алтайского края (Солтонский и Красногорский районы) и Республики Тыва (Тоджинский кожуун). В местах их традиционного проживания в 2013-2015 гг. при поддержке Российского гуманитарного научного фонда лабораторией этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Кемеровского государственного университета был проведен комплекс полевых исследований, целью которого было получение научных данных для оценки актуального состояния и перспектив сохранения этнокультурной среды коренных малочисленных народов. Исследовательский коллектив, в составе которого принимали участие и авторы настоящей статьи, предпринял попытку анализа наиболее уязвимых компонентов этнокультурной среды (в том числе культовых и сакральных объектов) малочисленных этносов, выявления действующих на них внешних факторов риска и угроз [3-5].

Неотъемлемым компонентом этнокультурной среды коренных малочисленных этносов исследуемых регионов являются сакральные (культовые, священные) объекты, распределённые в пространстве этнической территории, вызывающие особое отношение со стороны местного населения. Именно о них идёт речь в данной работе, основанной на результатах полевых исследований 2013-2015 гг., посвящённых оценке современного состояния уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания малочисленных народов Южной Сибири: шорцев, кумандинцев, теленгитов, тувинцев- тоджинцев. Для этой цели был проведён выборочный социологический опрос среди коренного населения, получены экспертные оценки о расположении, количестве, современном состоянии и использовании сакральных мест коренным населением, составлена карта-схема локализации важнейших объектов этнокультурной среды.

Малочисленные народы, находящиеся в поле наших исследований в зависимости от их экономико-географического положения, в разной степени вовлечены в социально-экономическую деятельность регионов, также по-разному подверглись ассимиляции со стороны доминирующего славянского населения, что, на сегодняшний день, предопределило уязвимость и трансформацию их традиционной культуры. Стоит отметить, что изучаемые сообщества в разной степени подверглись данному процессу.

Среди шорского населения Таштагольского района Кемеровской области в достаточной степени сохранились знания о сакральной культуре своего народа, об особо почитаемых природных объектах. Кроме этого, по сообщению местных жителей, практикуются отдельные обряды промыслового культа (охотничьи обряды), а также обряды и традиции, связанные с почитанием различных духов (гор, огня, воды, домашнего очага), ведётся работа по сохранению сакральных мест и связанных с ними традиций родовыми общинами шорцев (например, родовая община «Кечен» («Долина духов»)).

Исследованная территория относится к территории Шорского национального парка, где ещё достаточно устойчиво сохранилась традиционная хозяйственная деятельность шорцев - охота, рыбалка, кедровый промысел что, в некоторой степени, позволяет сохранять знания о традиционной культуре народа. Существуют и территориальные отличия в сохранении знаний о сакральной культуре. Южные шорцы (горнотаёжная группа), в отличии от северных (лесостепная), некоторое время были более труднодоступными, вследствие чего этноконтакты между ними и славянским населением были менее продолжительными. Южные шорцы, в отличие от северных, в большей степени сохранили комплексы традиционной сакральной культуры. Существенной с точки зрения сохранения традиционных форм хозяйства и основанных на них компонентов этнической культуры является также проблема обеспеченности местных сообществ шорцев территориями традиционного природопользования [3].

В ходе исследований в местах традиционного проживания кумандинцев также был зафиксирован невысокий уровень сохранения комплексов живой традиционной культуры. Наиболее уязвимыми её компонентами в условиях глубокой интеграции малочисленного этноса в структуру доминирующего общества следует считать не только национальный язык, традиционные практики природопользования, но и объекты сакральной географии, часть которых нарушена в результате хозяйственной деятельности предприятий сельского хозяйства и транспортными коммуникациями. На обследованном пространстве также наблюдается кризис традиционной культуры малочисленных народов, где на уровне отдельных этнотерриториальных групп отмечаются некоторые различия. В частности, в Красногорском районе Алтайского края нами была замечена достаточно устойчивая практика сохранения и межпоколенной передачи традиционных знаний о сакральной географии этнической территории кумандинцев. По сообщениям информаторов (с. Красногорское), локальные группы кумандинцев сохранили к настоящему времени память о так называемых родовых горах, аржаанах - почитаемых объектах природы, а также относящихся к ним народным сказаниям и мифам, здесь также ведётся работа по возрождению, сохранению знаний об особо почитаемых природных объектах, а также их включению в программу развития этнографического туризма в районе. Кумандинцы Солтонского района Алтайского края этих знаний почти не сохранили, за редким исключением, которое, пожалуй, составляют лишь отдельные лица преклонного возраста. Большая же часть населения кумандинцев не упоминает даже автохтонных топонимов, соотнесённых с географическими названиями рек, гор, ручьев и прочих геообъектов. Таким образом, солтонская группа кумандинцев в данный момент существует в пространстве доминирующего общества, что, как нам кажется, может служить отчётливым маркером глубокой ассимиляции коренного населения, в значительной степени утратившего основу культурной идентичности и интенсивно переходящего на образ жизни, свойственный для этнического и социального большинства населения обследованных районов [3].

В некоторой степени знания о сакральной культуре и об особо почитаемых природных объектах сохранились у теленгитов Алтая и тувинцев-тоджинцев Тывы, где также практикуются некоторые охотничьи обряды, почитаются духи гор, воды, леса. На данных территориях коренное население в высокой степени сохранило практики традиционного природопользования, которые позволяют сохранять, передавать и воспроизводить информацию о традиционной культуре, в том числе о культовых и сакральных местах. В Республике Алтай работа по сохранению и передаче знаний о культовых местах активно поддерживается со стороны местных властей. В свою очередь в Тоджинском кожууне Республики Тыва большую активность проявляют национальные общественные организации, которые ведут работы по составлению реестра культовых и сакральных мест, а также занимаются подготовкой документов для дальнейшего включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Активно им в этом помогает государственный природный заповедник Азасский [6].

Безусловно, проблема сохранения и передачи знаний о сакральной культуре имеется и, что характерно, сами носители традиционных форм этнокуль- туры осознают и отмечают современные тренды её последовательной утраты в качестве острейших проблем современного этапа развития малочисленных народов Южной Сибири. Так, на вопрос анкеты «Существует ли опасность для представителей вашей национальности утратить свою национальную самобытность?» 73 % ответили утвердительно. В качестве уязвимых компонентов этнической культуры респонденты отметили исчезающие традиционные обычаи и разрушение среды обитания в местах наиболее интенсивного социально- экономического развития.

Коренное население в результате довольно длительных контактов с другими пришлыми этническими группами сформировало те формы природопользования, которые были максимально адаптированы к условиям и ландшафтам региона. Носителям традиционных знаний являются сами представители коренного малочисленного населения, и по причине этнодемографических процессов убыли населения, низкого естественного прироста сокращается число носителей традиционных знаний. В этом и видится основной механизм постепенного сворачивания практики традиционной сакральной культуры.

В итоге, материалы, полученные нами в ходе экспедиций в места проживания коренных малочисленных народов Южной Сибири, позволяют отметить, что в настоящее время коренные народы данного региона находятся в опасной стадии социальной и культурной модернизации. Сообщества коренного малочисленного населения, обследованные нами в период 2013-2015 гг., проявляют заметные различия в глубине возникших трансформаций. Они не в последнюю очередь предопределены степенью развития в районах проживания малочисленных народов деятельности национальных общественных объединений и национально-культурных центров, способствующих актуализации исчезающего культурного знания и его сохранения.

Список литературы

1. Замараева Ю.С. К вопросу о воздействии глобальных трансформаций на коренные народы севера, компактно проживающие в регионах Российской Федерации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2014. - № 5. - C. 113-116.
2. Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2011 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / под. ред. В. А. Тишкова и В.В. Степанова. - 2012. - 641 с.
3. Веденин A.M., Поддубиков В.В. О состоянии уязвимых компонентов этнокультурной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных этносов (на примере челканцев и кумандинцев) // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - Вып. 4 (60) T. 2. - 274 с.
4. Осипов К.И. Территориальные конфликты в местах традиционного проживания коренных малочисленных этносов Республики Алтай: причины, факторы модели урегулирования // Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования Международная научная конференция, программа и тезисы. - Томск, 2014. - С. 151-153.
5. Осипов К.И., Поддубиков В.В. Демографические аспекты состояния этнокультурной среды теленгитов (по материалам полевых исследований 2013 года) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 29. - С. 36-43.
6. Молокова Н.И., Карташов Н.Д. Роль особо охраняемых природных территорий Тоджи в обеспечении экологической безопасности при экономическом развития региона // Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона: изучение и сохранение в системе ООПТ: материалы межрегиональной научно- практической конференции. - Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2013. - 176 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (21.04.2016)
Просмотров: 354 | Теги: южная Сибирь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016