Вторник, 06.12.2016, 08:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДЕТСКОМ ФУТБОЛЕ

В.В.Николаенко
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

К РАЗРЕШЕНИЮ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДЕТСКОМ ФУТБОЛЕ

Охарактеризованы системы многолетней подготовки юных футболистов в Украине и других странах. Проанализирована соревновательная практика юных футболистов на этапах многолетнего совершенствования. Установлено, что основной целью деятельности украинских тренеров детско-юношеских футбольных команд является текущий результат, а не качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока. Определена необходимость внесения изменений в отечественную систему многолетней подготовки, практику проведения детско-юношеских соревнований, педагогические подходы к управлению спортивной деятельностью юных футболистов и оценку эффективности работы детских тренеров.

Ключевые слова: многолетняя подготовка футболистов, соревновательная деятельность, тренировочная деятельность, педагогическое мастерство тренера, оценка деятельности тренера.


Введение. Актуальность вопросов, которые связаны с подготовкой спортивного резерва для профессионального футбола во все времена не вызывала сомнения. Об этом свидетельствует значительное количество исследований, которые посвящены данной проблематике. Вполне очевидным является тот факт, что без квалифицированных выпускников спортивных школ и клубов ни один из видов спорта не имеет будущего.

Анализ научных данных, накопленных в теории и методике подготовки юных футболистов, свидетельствует о наличии большого объема как теоретического, так и экспериментального материала.

Вместе с тем, сохраняются противоречия между тренировочной и соревновательной деятельностью, отличия в уровне спортивного мастерства между украинскими и зарубежными футболистами, свидетельствующими о различных подходах к формированию эффективной системы многолетней подготовки спортсменов. Эти различия обусловлены целями, задачами, формами организации тренировочного процесса и соревновательной практики, кадровым потенциалом, а также стратегией подготовки футболистов.
Представляется, что наиболее инновационные и прогрессивные моменты накопленного опыта долговременной подготовки спортивного резерва в футболе в других странах, прежде всего странах Западной Европы, заслуживают не только пристального внимания специалистов, но и научного обоснования направлений их использования для качественной трансформации отечественной системы подготовки юных футболистов.

Необходимо отметить, что на постсоветском пространстве многим странам Восточной Европы присущи сходные проблемы в подготовке спортивного резерва в футболе. Это позволяет предположить, что последующий анализ результатов исследований может быть положен в основу научного обоснования подходов к многолетней подготовке юных футболистов применительно к условиям не только Украины.

Исследование выполнено в соответствии со Сводным планом НИР в сфере физической культуры и спорта на 2011-2015 г.г. Министерства по делам семьи, молодежи и спорта по теме 2.3 "Научно-методические основы совершенствования системы подготовки спортсменов в футболе с учетом особенностей соревновательной деятельности" (номер госрегистрации 0111U001722).

Цель - осуществить сравнительный анализ научных подходов к разрешению противоречия между тренировочной и соревновательной деятельностью в системе многолетней подготовки юных футболистов.

Методы исследования: анализ диссертационных работ и специальной литературы; анализ программно-нормативных документов и учебных программ; системный анализ; метод педагогического наблюдения; метод сравнения и сопоставления.
Результаты исследования. С 1970-х годов специалисты в области футбола А А. Сучи- лин (1972), С. Г. Бабуджан (1978), Г. М. Гаджиев (1984), А. П. Золотарев (1987), В. А. Алов (1988), С. Н. Андреев (1988), Н. М. Люкшинов (1989), И. М. Блащак (1991), Т. Т. Иманалиев (1993), М. М. Шестаков (1993), С. Ю. Тюленьков (1996), Д. В. Соболев (1998) и многие другие начали отмечать определенное отставание квалифицированных спортсменов от лучших зарубежных в техническом мастерстве, которое намечается на этапах начального обучения. При этом в качестве компонента отставания отмечается, в частности, способность эффективно выполнять действия, связанные с обработкой мяча и контролем над ним в усложненных условиях (Басин Фадиль Абас, 1984; Бен Лакреш Жамиль Эддин, 1986; Н. М. Люкшинов, 1989; А. П. Золотарев, 1993, 1997; В. В. Суворов, 1996).

Потребность в существенном повышении качества подготовки юных футболистов, поиске и внедрении в практику более эффективных организационных форм, средств и методов тренировки послужила основанием для проведения специальных исследований по различным аспектам данной проблемы.

Стоит отметить, что основой для разработки проблемы подготовки квалифицированных футболистов служила сформулированная к 1990-м годам Н. Г. Озолиным (1970), В. П. Филином, Н. А. Фоминым (1980), Ю. Д. Железняком (1981), М. Я. Набатниковой (1982), В. Н. Платоновым (1986), Ю. М. Портновым (1989), К. П. Сахновским (1990), Л. П. Матвеевым (1991) научная концепция многолетней подготовки спортсменов. Авторы указывали на необходимость увязывания всех составляющих частей и элементов системы спортивной тренировки спортивного резерва со становлением основных компонентов эффективной соревновательной деятельности (СД). Именно стремление к обеспечению эффективной структуры СД, по их мнению, должно определять задачи и содержание тренировки спортсмена, где многолетняя подготовка от новичка до спортсмена высокой квалификации рассматривается как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложная специфическая система со свойственными ей особенностями и путями развития.

В работе с юными и еще недостаточно квалифицированными спортсменами, как отмечает В. Я. Игнатьева (1995), это должно проявляться в создании предпосылок для эффективной СД и целесообразной подготовке к ней.

В частности, В. Н. Платонов и К. П. Сахновский (1988) указывают на то, что при этом необходимо четко определить субординационные соответствия между следующими составляющими:
1) СД как интегральной характеристикой подготовленности юного спортсмена;
2) основными компонентами СД, обеспечивающими ее успешность (старта, уровня дистанционной скорости, эффективности финиша - по отношению к циклическим видам спорта, плотности ведения боя, схватки, игры, эффективности защитных и атакующих действий - по отношению к единоборствам и спортивным играм);
3) основными сторонами подготовленности (физической, технической, тактической) в совокупности с определяющими эффективность СД;
4) интегральными качествами, определяющими эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих СД (специальной выносливости, ско- ростно-силовых качеств, координационных способностей);
5) основными функциональными параметрами и характеристиками, определяющими уровень развития интегральных качеств (так, например, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели емкости систем энергообеспечения, экономичности, устойчивости и подвижности основных функциональных систем);
6) частными показателями, определяющими уровень основных функциональных параметров и характеристик (например, по отношению к максимальному потреблению кислорода - интегральной характеристике мощности аэробной системы энергообеспечения - такими показателями являются: процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов).

Аналогичной позиции придерживались В. П. Филин (1980, 1987, 1994, 1995), М. Я. Набатникова (1982, 1987, 1995), В. Г. Никитушкин (1995, 1998), которые определили основные направления теоретической концепции построения системы управления спортивной подготовкой в юношеском спорте с позиций первичности характеристик эффективной СД.

В основе концепции управления и теоретического обоснования средств и методов информационного обеспечения тренировочного процесса лежит трехуровневая функциональная система управления подготовкой высококвалифицированных юных спортсменов.

Было выделено три основных уровня, которые позволили представить всю систему подготовки в полном объеме и определить оптимальные соотношения между управляющими и управляемыми элементами системы.

I уровень — основной, целеполагающий уровень системы, отражающий модель СД, необходимую для достижения планируемого результата, а также динамику соответствия модельным параметрам текущих значений элементов СД конкретного спортсмена.

II уровень системы характеризуется информационными образованиями, посредством которых осуществляется СД. Это характеристики технической, тактической, скоростно-силовой, специальной физической, психологической и др. сторон подготовленности.

III уровень системы отражает состояние различных систем организма спортсмена и необходим для всестороннего анализа причинно-следственных взаимосвязей элементов I и II уровней и условий их функционирования в зависимости от состояния основных систем организма спортсмена.

Таким образом, сформировавшиеся к тому времени взгляды на систему спортивной тренировки с позиции увязывания всех ее составляющих частей и элементов с необходимостью становления основных компонентов эффективной СД, послужили основанием к проведению исследований в детско-юношеском футболе.

В настоящей работе осуществлен поэтапный анализ научных работ по футболу, а также определен эффект от их внедрения и реализации в практической деятельности.

Период с 1970-х до 2000-го года.

Н. М. Люкшинов и В. Н. Шамардин (1978) впервые обратили внимание на несоответствие содержания тренировки и СД юных футболистов 15-17 лет.

В своих работах Е. В. Скоморохов (1980), В. В. Суворов (1996) и А.А. Сучилин (1997) отмечают, что при сопоставлении показателей точности ТТД юных футболистов и игроков, выступающих за профессиональные команды, видна отрицательная преемственность: приемы, которые выполняются с высоким процентом брака в детском возрасте, продолжают оставаться таковыми и в пору спортивной зрелости. Недостаточно высокий уровень технико-тактической подготовленности связывают с проблемами учебно-тренировочного процесса в детском и юношеском возрасте (А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983; А. М. О. Саид, 1983; A. A. Абдулкадыров, 1985; Бен Лакреш Жамиль Эддин, 1986; А. П. Золотарев, 1987, 1996, 1997, 2000; В. А. Алов, 1988; В. В. Суворов, 1996; Аль Овайдат Раид, 1999; Г. В. Монаков, 2000).

Это является, по данным некоторых исследований, следствием несоответствия между тренировочной и СД юных футболистов (А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983; Басин Фадиль Абас, 1984; А. В. Петухов, 1990; А. П. Золотарев, 1996, 1997, 2000).

Показано, что технико-тактическая подготовка футболистов не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой и тактикой игры на каждом из этапов многолетней подготовки (И. А. Кошбахти- ев, 1975; М. А. Годик, 1982; К. Ч. Джанузаков, 1982; В. А. Тимофеев, 1982; Г. М. Гад- жиев, 1984; Г. А. Голденко, 1984; Б. Ф. Бойченко, Е. В. Скоморохов, 1985; Б. Ф. Бой- ченко, 1986; Л. Р. Айрапетьянц, 1992; Исам Хамиль, 1994; А. П. Золотарев, 1996, 2000; В. В. Суворов, 1996; A. A. Сучилин, 1997; Аль Овайдат Раид, 1999).

Исследователи при определении путей совершенствования структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе все шире стали использовать системный поход как методологическое направление в изучении объектов и процессов (В. Г. Никитушкин 1993, 1995; А. А. Сучилин, 1997). Как следствие проблема технической подготовки решается посредством создания, управляемого с помощью определенной методики процесса обучения (В. М. Шишенков, 1982; F. S. Vargas, 1987; А. П. Золотарев, 1997, 2000; A. A. Сучилин, 1997; G. Bisanz, N. Vieth, 1997; G. J. Thadeu, 1998; B.Van Lingen, 1998; H. Kormelink, T. Seeverens, 1999; Г. В. Монаков, 2000).

В частности, Г. В. Монаков (2000) подчеркивает, что построение процесса начального обучения технике футбола, должно основываться на положениях теории поэтапного формирования действий, с тем, чтобы сделать его управляемым и повысить эффективность тренировочного процесса.

Такое положение, послужило созданию основ спортивной техники на начальных этапах обучения будущих спортсменов, когда идет планомерная и целенаправленная работа по формированию двигательных навыков (А. П. Золотарев, 1997).

Так, на начальной стадии обучения важным фактором является вариативность, которая позволяет охватить все разнообразие и большой объем тренировочных средств (В. А. Выжгин, 1972; В. В. Суворов, 1996; A. A. Сучилин, 1997; А. П. Золотарев, В. З. Ивасев, 2000; Г. В. Монаков, 2000).

Успешность подготовки в теории и методике спортивной тренировки связывают со своевременным (адекватным возрасту) и даже перспективным (опережающим) овладением основами рациональной техники движений уже на начальных этапах подготовки (М. Я. Набатникова, 1982; В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, 1988; М. П. Матвеев, 1991; В. Г. Никитушкин, 1993). При этом в качестве одного из основных факторов эффективности этого процесса выделяют оптимальную последовательность освоения отдельных технико-тактических приемов (Ю. Д. Железняк, 1981; П. В. Осташев, 1982; А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983; Ю. В. Верхошанский, 1985; В. П. Филин, 1987; В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, 1988; А. В. Петухов, 1990; Л. Р. Айрапетьянц, 1992; А. П. Золотарев, 1996, 2000; В. В. Суворов, 1996; В. Н. Платонов, 1997; A. A. Сучилин, 1997; G. J. Thadeu, 1998; Г. В. Монаков, 2000), где технико-тактическая подготовка в многолетней тренировке футболистов рассматривается как целостный процесс (Ю. Д. Железняк, 1981; А. П. Лаптев, А. А. Сучилин, 1983; М. С. Полишкис, 1984; О. П. Топышев, 1989; И. А. Клесов, 1991; Л. Р. Айрапетьянц, 1992; В. Н. Платонов, 1997; Г. С. Лалаков, 1998; B.Van Lingen, 1998; Аль Овайдат Раид, 1999; Г. С. Лалаков, 2000).

Эту задачу во многом решают исследования А.П.Золотарева (1993, 1997, 2000) и В.В.Суворова (1996), в которых была сформулирована методология построения многолетней подготовки на основе использования адекватного возрасту юных футболистов комплекса доминантных факторов подготовленности. Она базируется, с одной стороны, на рассмотрении в качестве интегрального показателя подготовленности СД (В. М. Зациорский, 1982; В. А. Запорожанов,1988; В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, 1988; Л. П. Матвеев, 1991), с другой - на необходимости учета возрастной специфики рассматриваемого комплекса факторов, преимущественно обусловливающих уровень спортивного мастерства на отдельных этапах многолетней подготовки (В. Н. Платонов, К. П. Сахновский, 1988).

Таким образом, в этот период были разработаны теоретико-методические основы системы подготовки резерва для профессионального футбола (A. A. Сучилин, 1981, 1997; С. Н. Андреев, 1988), а А. П. Золотаревым (1997) рассмотрены вопросы оптимизации структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе.

В ряде работ исследовались частные проблемы совершенствования технико- тактической подготовки юных футболистов. Были изучены особенности формирования у юных футболистов быстроты и точности переработки информации в условиях игровой деятельности (Ахмед Рамадан Ахмед, 1985), методические приёмы обучения технике ведения мяча (Ж. Э. Бен Лакреш,1986) и совершенствования точности ударов по воротам (И. М. Блашак, 1991), возрастная динамика двигательных качеств и технико- тактического мастерства в связи с совершенствованием системы отбора юных футболистов (Б. Ф. Бойченко, 1986), возрастная динамика ловкости и техники владения мячом в условиях скоростных передвижений футболистов 9-17 лет (А. П. Золота- рёв,1987), особенности технической подготовки юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора (A.A. Смирнов, 1988) и на основе учёта структуры СД (В. В. Суворов, 1996), выявлено содержание этапного контроля технической подготовленности юных футболистов (В. М. Шишенков, 1982), определены подходы к индивидуализации технико-тактической подготовки юных футболистов (Ваксес Леонард, 1983; A. B. Петухов, 1990).

Период с 2001 по 2013 год.

Этот период характеризуется тем, что на фоне известной коммерциализации профессионального футбола и несбалансированно возрастающей конкуренции со стороны игроков-легионеров создавшееся положение реально формирует своеобразную угрозу-вызов украинскому футболу. Специалисты профессионального и детско- юношеского футбола, подчеркивают отсутствие необходимого притока в ведущие команды молодых, хорошо подготовленных в технико-тактическом плане, спортсменов (Г. А. Лисенчук, 2003; Ю. В. Цубан, 2003; В. В. Богданец, 2005; И. А. Арбузин, 2006; A. B. Петухов, 2006; М. Р. Григорьян, 2009; С. С. Коваль, 2010; В. В. Николаенко, О. В. Байрачный, 2010; А. В. Шамонин, 2010; Н. Х. Кудяшев,2011).

По мнению А. И. Шамардина (2000), И. А. Швыкова (2000), И. Г. Максименко (2001), C. B. Голомазова, Б. Г. Чирвы (2002), Е. В. Федотовой (2004), С.Ю. Тюленькова (2007), одним из адекватных ответов в рассматриваемом аспекте представляется дальнейшее повышение эффективности подготовки конкурентоспособного, в ближайшей перспективе, спортивного резерва на основе интенсификации совершенствования качества научно-методического сопровождения процесса.

Благодаря работам Г. В. Монакова (2000, 2007), В. Н. Шамардина (2001), A. A. Сучилина, А.П. Золотарева, М. М. Шестакова (2005), A. B. Петухова (2006), A. A. Кузнецова (2007), В. В. Суворова (2007), В. В. Варюшина (2007), Б. Г. Чирвы (2008), М. Р. Григорьяна (2009), О. Б. Лапшина (2010), И. Г. Максименко (2010) В. Н. Селуянова, К. C. Сарсания, В. А. Заборова (2012) осуществляется, в качестве первоочередных перспективных направлений, дальнейшая рационализация методики многолетней технической подготовки юных футболистов.

Выполняются исследования, затрагивающие различные аспекты технико- тактической подготовки юных футболистов. В частности, были обоснованы пути повышения эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов на основе дифференцированного учета соотношений соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики игры (В. З. Ивасев, 2001), особенности развитии координационных способностей и целевой точности двигательных действий (В. П. Ку- раш, 2006), методика интегральной подготовки направленная на эффективное решение технико-тактических задач (П. П. Колупанов, 2010), конкретизированы двигательные способности юных футболистов 7-11 лет, влияющие на количественные и качественные показатели выполнения основных технико-тактических действий (А. В. Шамонин, 2010), комплексный подход к процессу тактической подготовки юных футболистов 1516 лет (Али Боржиба, 2011), сформулированы теоретические и организационно- методические основы совершенствования методики технической подготовки на начальном этапе обучения (Н. Х. Кудяшев, 2011), методика технико-тактической подготовки футболистов 8 - 10 лет на основе акцентированного использования игровых средств (Д. Л. Корзун, 2013), методические приемы начального обучения технике владения мячом на основе асимметрии развития двигательной функции (В. В. Богданец, 2005).

Относительно последней работы следует отметить, что в теории и методике футбола одной из наименее разработанных проблем продолжает оставаться асимметрия технических действий с мячом (Р. Н. Медников, 1975; К. Д. Чермит, 1992; Д.В. Сули- менко, 2004). Исходя из результатов педагогических наблюдений за высококвалифицированными футболистами разных игровых амплуа в игре и тренировке.

А.А. Семенюков с совт. (2008) установили, что игроки имеют различную разносторонность технико-тактических действий в зависимости от их латеральных предпочтений. Так, футболисты с ведущей правой ногой в тренировке выполняют 65-70% технико-тактических действий, на соревнованиях - 80-84%, а неведущей - 30-35 и 16-20% соответственно. В свою очередь игроки с ведущей левой ногой в тренировке выполняют 75-78% технико-тактических действий, а неведущей - 22-25%. В официальных играх это соотношение еще меньше - 88-92 и 8-12% соответственно. Указанные закономерности сохраняются вне зависимости от направленности учебно-тренировочных занятий и команды-соперницы в официальных играх.

Таким образом, учитывая современную интенсификацию игры, тренировка только ведущей ноги и игнорирование неведущей приводит к снижению уровня технического мастерства спортсменов. Данный фактор можно рассматривать как лимитирующий в плане становления технического мастерства футболистов на этапах многолетней подготовки.

Можно констатировать, что за рассматриваемые периоды изучению проблем спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва в футболе уделялось самое пристальное внимание, так с 1938 по 2012 г.г. подготовлено 297 диссертационных работ из них 11 докторских диссертаций [1].

Относительно проблем технико-тактической подготовки юных футболистов на этапах многолетнего совершенствования, то диссертационные работы распределились следующим образом (включая 2013 г.):
• этап начальной подготовки - 7;
• этап предварительной базовой подготовки - 15;
• этап специализированной базовой подготовки - 12;
• этап подготовки к высшим достижениям - 5;
• многолетняя подготовки - 10, в том числе 5 докторских диссертаций (А. П. Золотарев, 1997; А. А. Сучилин, 1997; С. Лалаков, 1998; Б. Г. Чирва, 2008; И. Г. Мак- сименко, 2010).

При таком количестве научных исследований, проблема технико-тактического мастерства должна была быть уже решена, что позволило бы приблизить Украину к стандартам развития детско-юношеского и профессионального футбола в мире. В то же время она по-прежнему актуальна, более того сохраняется противоречие между тренировочной и СД. Не находит данный аспект отражения, не только в действующих учебных программах для спортивных школ [8, 9], но и в практической деятельности [5].

Вместе с тем, опыт подготовки футбольных талантов в странах Западной Европы свидетельствует, с одной стороны, об отсутствии большого количества диссертационных работ, ограничиваясь в основном научными публикациями, направленными на изучение биомеханических, медико-биологических, тактико-технических, медицинских и организационных аспектов. Об этом можно судить, например, по грантам на научные исследования в соответствии с программой УЕФА на 2014 г. [20], где обозначены приоритетные сферы:
• управление и контроль в европейском футболе;
• специфика и автономия спорта;
• проблемы, стоящие перед профессиональным футболом (например, мошенничество, допинг, коррупция);
• эволюция футбола (например, тактика, формат соревнований, правила, данные футболистов);
• женский футбол;
• массовый футбол (например, как заинтересовать детей заниматься футболом);
• трансферы и развитие молодых игроков;
• приемлемое количество матчей за сезон (например, в футболе);
• футбол в экстремальных условиях (например, холод или жара);
• связь между здоровьем и игрой в футбол.

С другой стороны, о наличии национальных программ и учебников, где четко структурированы приоритеты тренировочной и СД в соответствии с целевой направленностью на долгосрочную подготовку перспективной молодежи для профессионального футбола [11, 13, 14, 16, 18, 19, 21, 22].

Таким образом, решение обозначенных проблем лежит в плоскости не частного или масштабного, по меркам кандидатской или докторской диссертации, повышения качества подготовки, а прежде всего в решении принципиальных организационно- методических задач касающихся непосредственно системы многолетнего совершенствования.

Задача 1: Модернизация системы соревнований.

В Украине регулярные чемпионаты проводятся, начиная с девятилетнего возраста. Таким образом, дети с раннего возраста вынуждены играть также, как и взрослые, с акцентом на результат, что препятствует их естественному развитию. Стоит отметить, что 40-50 лет назад дети участвовали в различных соревнованиях, только результат в них носил чаще абстрактное значение, ассоциируемое собственно с игрой, которая доставляет радость и наслаждение.

Поэтому, когда во главу угла ставится результат, то тем самым нарушаются основные принципы и закономерности построения тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки, что обуславливает дисбаланс между уровнем подготовленности юных футболистов и требованиями профессионального футбола.

Таким образом, как отмечают специалисты, нацеленность на «победу любой ценой» предполагает, прежде всего, форсирование тренировочного процесса и как следствие этого приводит к преждевременному истощению детского организма и травматизму, а также к ограничению технико-тактического потенциала юных футболистов [4, 10, 15, 17].

Можно отметить, что у большинства отечественных тренеров происходит сужение сферы приложения их профессиональных качеств. На практике управление спортивной деятельностью юных футболистов сегодня сводится к управлению спортивной подготовкой. Иными словами, основное внимание уделяется непосредственно тренировочному процессу, прежде всего, планированию, дозированию, контролю тренировочных нагрузок, содержание которого обусловлено нацеленностью на достижение сиюминутных спортивных результатов. Не удивительно, что система функционирования детско-юношеского футбола давно строится на принципах «перевернутой пирамиды»: когда от этапа к этапу подготовки численность учащихся спортивных школ и клубов неуклонно уменьшается путем «выбраковки» менее перспективных детей, которые не могут показать, по мнению руководителей и тренеров, хороший уровень спортивного мастерства. Поэтому вся система детско-юношеского футбола, начиная с этапа начальной подготовки, рассматривается не как система многолетней подготовки, призванная обеспечить потребности и поступательное развитие каждого подростка в спортивном совершенствовании, а как средство обеспечения нужд профессионального футбола.

В этом отношении четкой позиции придерживается В. Н. Платонов [6], который отметил, что с момента начала систематических занятий спортом и до попадания в спорт высших достижений, система соревнований подчинена системе подготовки.

Оценивая целесообразность участия юных спортсменов в регулярных соревнованиях с раннего возраста, известные специалисты I. Balyi (2001), R. Michels (2001) пришли к заключению, что дети в раннем возрасте не должны участвовать в соревнованиях, где ведутся таблицы и предполагается официальное распределение мест между участниками.

Отсюда вытекает, что, во-первых, необходимо нивелировать значимость спортивного результата, посредством отмены официальных соревнований до 12-ти лет, а в идеале - до середины подросткового возраста. Таким образом, в случае, когда победа менее важна, чем развитие, все игроки получат равноценную возможность играть и более качественное обучение.

Во-вторых, организовать гибкую систему проведения соревнований для детей 711-ти лет, при которой соревновательный сезон будет разделен на три части, каждая из которых завершается турниром или фестивалем. Продолжительность каждой части будет увеличиваться по мере того, как дети становятся старше. Так, дети семи и восьми лет будут участвовать в двухнедельных, девяти и десяти лет - в четырехнедельных, а одиннадцатилетние - в шестинедельных турнирах.

В основе такого подхода заложена образовательная модель обучения, при которой дети вовлечены в процесс обучения с сессионным участием в играх и фестивалях, где результат отходит на второе место, а на первое место выходит индивидуальность, развитие творческих возможностей ребенка, удовлетворение его потребностей.

В-третьих, установить оптимальный режим и формат соревновательной деятельности для каждого возраста. Например, для 12-13 летних футболистов:
• Участие в чемпионате.
• Количество игр от 18 до 30.
• Одна игра в неделю (в исключительных случаях две).
• Игры проходят в утреннее или вечернее время (кроме спортивного манежа).
• Количество игроков: 7 х 7, 8 х 8, 9 х 9 с вратарями.
• Игровое поле: минимум 35 х 40 м, максимум 35 х 55 м (7 х 7); минимум 45 х 60, максимум 50 х 70 м (8 х 8, 9 х 9).
• Размеры ворот: 5 х 2.
• Размер мяча: 4.
• Продолжительность игры: 2 x 25 / 30 мин.

Отдельно стоит остановиться на проблеме «переходного» периода, когда игроки переходят из юношеского футбола во взрослый. Общеизвестен тот факт, что молодые футболисты в первой лиге, за редким исключением, не растут, а играют в основном те, кто не попадает в команды Премьер-лиги. Во второй лиге картина аналогичная. Следует нивелировать негативные последствия этого периода посредством организации национальных чемпионатов среди команд 18, 19, 20 и 21 - летних игроков, а также всеук- раинских турниров молодежных сборных областей и региональных центров и соответственно продлить возрастные границы обучения в спортивных школах и футбольных клубах до 19 лет включительно.

Задача 2: Совершенствование учебно-тренировочного процесса.

С развитием и становлением «организованного» футбола, который пришел на смену «стихийному» футболу, детей стали отбирать, а чаще набирать сначала с 10 лет, затем с 8 лет, а сейчас с шестилетнего возраста. Основным стал (и до настоящего времени сохраняется) подход к содержанию тренировочного процесса, опять же ввиду существующей системы проведения соревнований, основанный на применении однообразных упражнений с акцентом на физическую подготовку, форсирование тренировочного процесса и возрастание нагрузок. Вместе с тем, до этого дети приобретали значительный опыт в естественных условиях «улично-дворового» футбола, что позволяло каждому ребенку достичь достаточно высокого уровня технико-тактического мастерства, но самое главное - стать креативной личностью.

Сегодня в действиях украинских футболистов наблюдается больше шаблонного, заученного, чем спонтанного. Значительной проблемой роста спортивного мастерства юных футболистов стала укоренившаяся система обучения детей через упражнения, в которых изначально отсутствуют игровые задачи с акцентированием внимания на восприятии и оценке ситуаций, а сформировавшиеся умения закрепляются в простых ситуациях, не требующих принятия решений. Вследствие этого, у юных футболистов в недостаточной мере формируется пространственная ориентировка и разносторонность применения технико-тактических действий в игровых, тренировочных и соревновательных условиях.

Увлекаясь методом упражнений, совсем забыли про игру - самое универсальное средство для гармоничного развития, мышления и характера.

Футбол - это игра. Значит, и занятие должно быть похожим на игру, даже если оно проводится без мяча. Сейчас моделью занятия служит не игра, а упражнение. Отсюда и убеждение, что все происходит от идеи (упражнения), а не от природы (игры). Игра - средство для развития абстрактного мышления - подменяется арифметикой. Но сколько не подсчитывай ТТД - это всего лишь количественный показатель, следствие. Причину надо искать в мастерстве, а мастерство зависит от качества обучения.
Как справедливо заметил известный украинский детский тренер П. А. Понома- ренко: «Научить играть при помощи только одних упражнений - утопия. Упражнение - это теория, а игра - практика. Сколько не упражняйся с мячом, играть не научишься»
[7].

Следующий момент, техническую подготовку нельзя рассматривать отдельно от тактики. Техника должна обеспечивать тактику. Только в таком соответствии техника становится игровой. А ведь другой в футболе не бывает.

В контексте сказанного, необходимо внести определенную ясность в понятия «соревновательная деятельность», «технико-тактическая деятельность» и «тактико- тактическая деятельность».

Академиком А.Н. Леонтьевым (2005) разработана концепция о трех уровнях в структуре деятельности, опирающаяся на представление об отношениях между деятельностью, действием и операцией как основными отношениями в структуре деятельности. Структурные уровни деятельности, раскрывая ее качественные характеристики как процесса, указывают на отличие деятельности от других жизненных процессов. Понятия «действие» и «операция» раскрывают различия между внутренними частями, которые составляют процесс деятельности и различия между процессом и его составными частями, поскольку простая сумма действий не дает представление о деятельности в целом.

Представление о деятельности как о действии, связанном с удовлетворением определенной потребности, не соответствует представлению о деятельности, состоящей из множества последовательно упорядоченных действий. Второе определение создает представление не о различных уровнях структуры деятельности, а об отношениях между процессом и его составными частями.

В связи с этим становится понятна ошибка тех исследователей, которые, анализируя соревновательную деятельность футболистов, ограничиваются изучением составляющих действий и операций в частности, когда в качестве обобщенных характеристик структуры соревновательной деятельности выделяются, например, время или метраж действий в определенной зоне интенсивности ее выполнения. Сложив время или метраж, можно получить представление о количестве физической работы при выполнении данных действий. Но это нисколько не приблизит к пониманию сущности соревновательной деятельности, так как не позволит с достаточной уверенностью ответить, о эффективности действий футболистов, а тем более победит ли команда в матче, что игроки при этом будут чувствовать и ради чего они все это делали.

В практике футбола действия и операции часто не разделяются. Так, ведение мяча - это операция, которая совместно с другими реализует действия, например, уход от опекуна, создание численного преимущества на определенном участке игрового поля, создание свободного пространства для партнера и т.д. У квалифицированных футболистов это происходит слитно, в то время как для новичка само ведение мяча может быть действием - все внимание уделяется его техническим элементам - операциям.

Отсюда, действия футболиста с мячом на начальном этапе подготовки следует рассматривать как технические и технико-тактические, а на последующих этапах обучения - тактико-технические. Относительно действий без мяча, то необходимо говорить о тактических действиях. В контексте многолетнего процесса обучения, необходимо соответствующее разделение на виды подготовки с интерпретацией тренировочных воздействий.

Таким образом, следует, во-первых, сделать акцент на качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока. Во-вторых, проводить учебно-тренировочные занятия в игровой форме на высоком эмоциональном фоне с обязательным учетом возрастных и индивидуальные особенности детей. Именно применение игрового метода является ключевым моментом для эффективного обучения, в процессе которого развиваются индивидуальные возможности, формируется игровой интеллект, закладываются основы тактико- технического мастерства ребенка, которые в последующем будут определять потенциал игрока на профессиональном уровне.

Относительно технико-тактической и тактико-технической подготовки, то с методической точки зрения целесообразно ее разделить на три этапа. Поэтапная система подготовки создает благоприятные условия для постепенного обучения.
Задача первого этапа - заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития тактико-технического мастерства во многом зависит от уровня развития координационных способностей.

Задача второго этапа решается при помощи комплексных заданий. Футболист должен научиться технике владения мячом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные задания - одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному.

Задача третьего этапа - научить игрока эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях, решать тактические задачи до приема мяча. Этой формы организации обучения (выполнение технических приемов в экстремальных условиях) нужно придерживаться на каждом занятии, несколько видоизменяя только содержание.

Задача 3: Переориентация педагогической деятельности тренеров.

В современных условиях важной функцией многолетней подготовки юных футболистов выступает организация эффективной реализации потенциала функционирования единой системы «тренер-спортсмен». В силу того, что тренер в этой системе является определяющей фигурой, на первый план выступают его качества как педагога и как личности, его ценностные ориентации и мотивы поведения.

Иными словами, прогресс современного футбола детерминирован системой многолетней и квалифицированной деятельностью тренера, качественным функционированием системы его подготовки [3].

Как отмечает Т. В. Михайлова [2], тренер должен определять успешность и творческое своеобразие, но не процесса спортивной тренировки, а процесса тренировки спортсмена.

В противовес этому отечественные тренеры выступают в другой роли. Сегодня они являются авторитетными (в глазах ребенка) и главными персонажами тренировочного процесса, а игроки просто выслушивают его указания. Слишком часто тренеры стремятся контролировать каждое движение своих подопечных, тем самым готовя, нервных и послушных спортсменов, часто отвлекая их от игры постоянной критикой и указаниями.

Следует добавить, что в прогрессивном футбольном сообществе придерживаются правила: тренер для игроков, а не игроки для тренера. Не подавлять личность, а развивать ее. Главная ставка делается на развитие яркой индивидуальности. Здесь тренер не может себе позволить оскорбить игрока. Даже тренировочные задания игрокам дают не приказным тоном, а поясняют, какой цели они служат и какой эффект дают. Думающие, развитые личности всегда сильнее покорных исполнителей. Ведь именно они делают своих тренеров плохими или хорошими [22].

Например, в академии ФК «Барселона» в занятиях с детьми на первом плане стоит воспитание личности (с точки зрения человеческих качеств), на втором - общее образование и только на третьем - футбольное обучение. Отсюда основной критерий работы тренера с командами до 15 -ти лет - это педагогические способности, умение подготовить футболиста, умение тренировать [12].

Функция детского тренера должна заключаться не столько в руководстве юными футболистами, сколько в помощи детям открыть для себя настоящую магию игры, в которой они должны иметь возможность самостоятельно мыслить.

Более того, талант не учат, а развивают. Игроки и игра определяют задачи и новые направления в развитии футбола, поэтому основной темой занятия должен быть "играющий мальчишка". Он - стимул, он - цель тренировки [7].

Таким образом, для создания условий для постепенного и рационального развития всех сторон подготовки юных футболистов, необходимо, во-первых, понимание того, что эффективность деятельности тренера во многом зависит от внимания к его социальным и личностным качествам, которые в совокупности и создают предпосылки эффективности профессиональной деятельности спортивного педагога. Во-вторых, дальновидности достижения конечной цели и, соответственно, критериев оценки труда тренера, со стороны как организаций, клубов и официальных лиц.

Исходя из этого, тренеру, для подготовки перспективных юных футболистов, в своей практической деятельности необходимо руководствоваться следующими педагогическими подходами:
• Центральная фигура - спортсмен, а не тренер. Тренер, особенно на начальных этапах подготовки, это, прежде всего, педагог-наставник, а только потом - тренер по технико-тактической или физической подготовке.
• Подсказка, а не указание. Воспитание креативной личности спортсмена - игрокам разрешается самостоятельно искать и находить решения, учиться на ошибках и экспериментировать.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Для успешного функционирования системы многолетней подготовки юных футболистов необходимо реализовать следующие организационно-методические подходы:

1. Совершенствовать систему детско-юношеских соревнований:
• отменить официальные соревнования до 12-ти летнего возраста (без очков и турнирных таблиц);
• организовать гибкую систему проведения соревнований для детей 7-11 лет (турниры, фестивали) вместо одного продолжительного чемпионата;
• поэтапно ввести в соревновательную практику игры 11 х 11 с 14 - летнего возраста;
• установить обязательную, не менее 50 % игрового времени, соревновательную практику для каждого игрока команды (до 15 лет);
• сделать акцент на позднюю специализацию. Разрешить детям играть на разных позициях до четырнадцатилетнего возраста;
• организовать национальные чемпионаты среди команд 18, 19, 20 и 21-ти летних игроков, а также всеукраинские турниры молодежных сборных областей и региональных центров. Соответственно продолжить возрастные границы обучения в спортивных школах и футбольных клубах до 19 лет включительно;
• установить оптимальный режим, формат и соревновательную практику для каждого возраста.

Так, на этапе начальной подготовки соревновательная практика чаше всего не дифференцируется - основные соревнования, как правило, не выделяются. Соревнования имеют подготовительный и контрольный характер. Они призваны способствовать формированию спортивных интересов, создавать предпосылки для повышения уровня мотивации достижений. Соревнования организуются на основе игровых упражнений, используемых в качестве средств не только специальной, но и обшей подготовки.

На этапах предварительной и специализированной базовой подготовки соревновательная практика должна быть ориентирована:
• на совершенствование технических навыков и тактико-технических умений;
• формирование индивидуальных психических установок на соперничество;
• поиск оптимальных соотношений параметров соревновательной практики;
• формирование индивидуальных особенностей предсоревновательной подготовки;
• уточнение игрового амплуа.

На этапе подготовки к высшим достижениям соревновательная практика должна способствовать:
• совершенствованию знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущих этапах;
• выявлению индивидуального потенциала и уточнению на этой основе обшей цели спортивной деятельности;
• изучению особенностей СД соперников и способов противодействия им;
• разработке собственных вариантов СД.

2. Разработать единую методику подготовки спортивного резерва, основанную на следующих положениях:
• привлечение к занятиям детей в возрасте 6 - 9 лет;
• рациональное соотношение физической, технической (технико-тактической), тактической и тактико-технической подготовки с учетом возрастных особенностей;
• постепенность и разносторонность подготовки, особенно в детском и подростковом возрасте;
• широкая соревновательная практика, начиная с юношеского возраста;
• тщательная селекция.

3. Реформировать систему подготовки, переподготовки и лицензирования руководителей клубов и тренеров. Первостепенное значение имеют личностные и педагогические качества тренера, подкрепленные высоким уровнем квалификация и профессионализма.

При этом руководители футбола, директоры спортивных школ и клубов, тренеры, а также родители должны понимать, что ключевыми принципами подготовки футбольных талантов, должны стать: долгосрочная подготовка игрока, тренерское образование и будущее игры в футбол при ведущей роли тренерской философии понимания перспектив отечественного футбола.

Следует подчеркнуть, что каждый из обозначенных подходов взаимно дополняет друг друга, создавая некую целостность, нарушение или невыполнение одного из пунктов, не устранит существующее противоречие между тренировочной и соревновательной деятельностью. Только при условии нормального функционирования системы многолетней подготовки возможна реализация всего накопленного десятилетиями научного опыта на практике.

Полученные результаты исследований будут положены в основу разработки учебной программы и методического руководства для тренеров спортивных школ, клубов и академий по футболу.

Литература

1. Баранов, В. Н. Развитие диссертационных исследований по проблемам тематики спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 2 (2). - С. 3-8.
2. Михайлова, Т. В. Социально-педагогические основы деятельности тренера: монография / Т. В. Михайлова. - М.: Физическая культура, 2009. - 288 с.
3. Михалевский, В. И. Футбол как социально-педагогическая система: методология, методика, управление: монография / В. И. Михалевский. - М.: Физическая культура, 2010. - 112 с.
4. Николаенко, В. В. Причины травматизма в футболе / В. В. Иколаенко // XIV Междунар. науч. конгр. «Олимпийский спорт и спорт для всех» [сб. тезисов]. — К.: Олимп. лит., 2010. — С. 272.
5. Николаенко, В. В. Многолетняя подготовка юных футболистов: тренерский поход / В. В. Николаенко, В. И. Воронова // Проблемы теории и методики физической культуры, валеологии и безопасности жизнедеятельности, материалы V Международной научно-практической конференции / [ред. колл.; В.С. Лихачева (отв. ред.)]. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013. - С.131-144.
6. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В. Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2013. - 624 с.
7. Пономаренко, П. А. Учись видеть поле / П. А. Пономаренко. - Донецк: РИП «Лебедь», 1994. - 112 с.
8. Футбол: Навчальна програма для дитячо-юнацьких спортивних шкш, спецiалiзованих дитячо-юнацьких шкш олiмпiйського резерву та шкш вищо'1 спортивно! майстерносп / [В. Г. Авраменко, В. I. Гончаренко, О. М. Джус та ш.]; тд ред. В. В. Иколаенка. - К.: Науково-методичний комггет ФФУ, 2003. - 106 с.
9. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, спе-циализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / под ред. Годика М. А., Борознова Г. Л., Котенка Н. В. [и др.]: Российский футбольный союз. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.
10. Чирва, Б. Г. Базовая и профессиональная техническая и тактическая подготовка футболистов: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора. пед. наук: спец. 13.00.04 ,,Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" / Б. Г. Чирва. — М., 2008. - 45 с.
11. Developing football for everyone: National Game Strategy 2011-15 / The Football Association. - London, 2011. - 30 р.
12. Guia Metodologica Del Programa De Formacion Del Barcelona F.C. [Електрон- ний ресурс]. Режим доступа к ис.: http: // www.futbolentrenamientostenerife. blogspot.com/2011/05/fc-barcelona-organizacion-de-la-base.html.
13. Kormelink, H. The Dutch Coaching Notebook: The Ultimate Companion For All Ages / H. Kormelink, T. Seeverens: bfp Versand, onLi Verlag, 1997. - 104 p.
14. Peter, R. FuBball von morgen, Bd.1: KinderfuBball: Offizielles Lehrbuch des Deutschen Fussballbundes Buch // R. Peter, G. Bode. - Munster: Philippka-Sportverlag, 2005. - 324 p.
15. Reilly T. Youth Soccer - From Science to Perfomance / T. Reilly, D. Richardson, G. Stratton. - London : Routledge, 2004. - 229 p.
16. Ruiz, L. Spanish Soccer Coaching Bible: Youth & Club / L. Ruiz. - Michigan: Reedswain Publishing, 2002. - Vol. 1. - 308 p.
17. Smith, D. J. A framework for understanding the training process leading to elite performance / D. J. Smith // Sport Med. - 2003. - Vol. 33, № 15. - Р. 1103-1126.
18. Talentforderprogramm: Leitfaden fur die Ausbildung / Deutscher Fussball-Bund. - Munster, 2002. - 289 p.
19. The Future Game - Grassroots / The Football Association. - London, 2010. - 451 p.
20. UEFA Research Grant Programme: Regulations / UEFA Youth and Amateur Football Committee, - Nyon: Switzerland, 2014. - 7 р.
21. Vargas, F. S. Planificacion a Largo Plazo en los Deportes Colectivos : Curso sobre Entrenamiento Deportivo en la Infancia y la Adolescencia / F. S. Vargas: Escuela Canaria del Deporte. Direction General de Deportes del Gobierno de Canarias, 1998. - 29 р.
22. Wein, H. Futbol a la medida del nino / H. Wein: Gradagymnos, 2004. - Vol.1-2.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (05.04.2016)
Просмотров: 356 | Теги: подготовка, футболист | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016