Суббота, 03.12.2016, 03:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

К.И. Курпаяниди
Ферганский политехнический институт, Узбекистан

К ПРОБЛЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

На основе изучения роли и места рыночной инфраструктуры в условиях модернизации экономики раскрыты её основные функции для структур малого и (Узбекистан) частного предпринимательства. Разработаны предложения и практические рекомендации по повышению эффективности функционирования инфраструктуры малого бизнеса.

Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, эффективность, инфраструктура, частное предпринимательство, валовый региональный продукт.

 

В настоящее время развитие малого и частного предпринимательства (МЧП) является одной из самых актуальных проблем в Узбекистане. В 2013 г. в этой сфере создаётся около 55,8 % ВВП против 31 % в 2000 году. На долю малого бизнеса в настоящее время приходится 23 % всего объёма производимой промышленной

продукции, практически весь объём рыночных услуг, 18 % экспорта продукции, 75 % всех занятых в отраслях экономики. Как видим, несмотря на свои малые формы, этот бизнес играет всё большую роль в устойчивом развитии экономики, решении проблем трудовой занятости и росте благосостояния нашего народа [1]. Хотя удельный вес и значение МЧП в экономике растёт, значение этих показателей ниже, чем в развитых и некоторых развивающихся стран.

В связи с этим в число основных задач социально-экономической политики правительства Узбекистана на современном этапе вошло улучшение предпринимательского климата. Основные усилия в рамках безусловного выполнения Антикризисной Программы предполагается направить на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования МЧП [2]. Предлагается усовершенствовать модель инфраструктуры МЧП, которая основана на преимущественном использовании механизмов самофинансирования и привлечения частного капитала при снижении бюджетных затрат. В качестве наиболее эффективной институциональной основы для организации микрокредитной деятельности рассматриваются банки и кредитные союзы, потребительские кооперативы. С учётом требований настоящего момента и перспективы приоритетным направлением в развитии МЧП должны стать нанотехнологии и новации. Внедрение новых научных технологий и разработок в производство приведёт к подъёму деловой активности предпринимателей МЧП. Институциональные элементы инфраструктуры позволят более плотно реализовать государственную политику в области финансовой поддержки МЧП, обеспечить равный доступ его субъектов к финансовым ресурсам, создать единый институт по его поддержке, повысить информированность предпринимателей, подготовить высококвалифицированные кадры, что позволит малому бизнесу перейти на высокий уровень развития [3]. Для обеспечения достаточно мощной инфраструктуры поддержки предпринимательства необходимо проводить работу в следующих ключевых направлениях:
- совершенствование системы образование и профессиональная подготовка для предпринимателей;
- дальнейшее снижение издержек на процедуру регистрации новых субъектов предпринимательства;
- постоянное совершенствование нормативно-правовой базы;
- совершенствование системы информационного обеспечения бизнеса;
- укрепление технологического потенциала малых предприятий;
- создание эффективных моделей электронного бизнеса и обеспечение качественной поддержки малых предприятий;
- обеспечение более широкого и более эффективного представления интересов субъектов предпринимательства в парламенте Узбекистана через партийное представительство.

Потенциал развития МЧП в значительной степени зависит от способности малых предприятий получать доступ и успешно мобилизовать достаточные финансовые ресурсы. В этом отношении недостаток финансирования является одной из основных трудностей, с которой сталкиваются отечественные предприниматели при попытке организовывать и развивать свои предприятия. Многие мелкие предприятия страдают от нехватки капитала, что главным образом отражает дефекты финансовых поступлений, к которым они имеют доступ через рынок, и используемых методов финансирования.

Одной из главных проблем малого бизнеса является недостаток финансовых средств, сложность получения кредитов. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий и лизинговых операций, неразвитость банковской системы в регионах. Всё это напрямую зависит от уровня развития в регионах кредитно- финансовой инфраструктуры, как правило, связанного с общей экономической ситуацией. Есть ряд причин, объясняющих несовершенство финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям. В настоящее время основными препятствиями в стране являются недостаточное развитие финансовых и кредитных услуг, что отражает слабо развитые финансовые рынки и нехватку знаний со стороны менеджеров малого бизнеса современных методов финансирования. Одним из факторов, влияющим на недостатки в притоке финансов, является то, что малые предприятия рассматриваются коммерческими банкирами как большой кредитный риск, что заставляет их требовать такой уровень залога, которые фирмы часто не могут предоставить [3]. К примеру, в городах Ташкент и Самарканд только одна из восьми мелких фирм умудряется добиться коммерческого кредитного финансирования. Вновь открывшиеся предприятия рассматриваются банкирами как особенно рискованные предложения из-за отсутствия деловой репутации. Отсутствие достаточного залога приводит к отказу от многообещающих проектов из-за недостатка надлежащего финансирования. Если коммерчески жизнеспособные деловые предложения, которые при других условиях гарантируют финансовую поддержку, оказываются неспособными привлечь надлежащего и достаточного финансирования, потому что их авторы не могут выполнить высокие залоговые требования (часто от 125 до 200 % от суммы кредита), это может истолковываться как признак неполноты рынка. Подобная ситуация может привести к потенциальным потерям для экономики, а также нанести ущерб (потенциальному) предпринимателю.

У МЧП есть потребности в поддержке, которые лучше всего решать путём консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов (и преподавателей), которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы МП по сравнению с владельцами больших предприятий. В свете этого предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определённые трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом менеджмента. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента. Отечественный рынок деловой информации и консультаций до сих пор недостаточно развит, поэтому многие МП не знают, куда отправиться за получением той небольшой поддержки, которая существует. Вследствие этого новые и мелкие предприятия не могут легко получить доступ к этим услугам и существует в значительной степени неудовлетворённый спрос на них. С другой стороны, существуют определённые недостатки рынка консалтинговых услуг, что характеризуется нестабильностью и концентрацией внимания на сиюминутных результатах, а не на долгосрочном развитии.

Наряду с предоставлением профессиональных консалтинговых услуг важно усиление обмена опытом среди самих МП, используя инициативные предложения, направленные на развитие сети «Бизнес лицом к лицу». Цель подобных мероприятий - это обмен проблемами и положительным практическим опытом, когда уже состоявшиеся предприниматели могут дать совет и наставление своим менее опытным коллегам. Нельзя не обратить внимания на роль бизнес-инкубаторов, которые помогают предпринимателям организовывать свои предприятия, упрощая и удешевляя этот процесс. Преимущество бизнес-инкубаторов для предпринимателей включает снижение первичных затрат на помещения, накладных расходов путём совместной оплаты административных и коммуникационных услуг, положительные результаты взаимодействия с другими предприятиями инкубатора и приобретение опыта общения с государственными учреждениями. Обычно предприниматели могут пользоваться инкубаторами ограниченный период времени. Бизнес- инкубаторы нацелены на помощь предпринимателям при организации и развитии предприятий, но основные цели бизнес-инкубаторов разнообразны. Общественный, частный и некоммерческий сектора принимали участие в разработке схем инкубаторов. Местное и региональное госуправление, университеты, торговые палаты, научные парки (городки) и частные риэлторы финансировали программы инкубаторов. Бизнес-инкубаторы могут сыграть важную роль в политике помощи МП, предлагая механизм, с помощью которого предприниматели, выдвигающие хорошие деловые идеи, могут получить материальную, организационную и консультационную поддержку для разработки своих деловых предложений и успешного вхождения их предприятий в рынок [5]. Оказание непрерывной помощи в период бизнес-инкубации от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных фирм. В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых фирм в зарождающихся секторах, инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки [6]. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым фирмам в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения её в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок. В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов.

Подводя итог, обозначим ряд ключевых принципов, которые должны применяться в разработке и развитии надлежащей инфраструктуры поддержки, предоставляющей МП бизнес-информацию и консультации. Исходным пунктом здесь является то, что МП нуждаются в доступе к высококачественным услугам на всех стадиях своего развития, т.е. начиная с подготовительного периода, организации предприятия, его становления и роста. В дополнении к этому важно, чтобы предоставление консалтинговых бизнес-услуг было тесно связано с общим содержанием и проведением политики по отношению к малому бизнесу, а также с установленными правительством более широкими целями экономического и социального развития. Консалтинговые бизнес-услуги должны также рассматриваться в тесной связи с другими потребностями предпринимателей в поддержке (например, финансирование, помещения и т.д.). Опыт других стран говорит о том, что влияние внешней поддержки МП является наиболее эффективным, когда все вышеуказанные элементы хорошо скоординированы.

На основе исследования сделаны следующие выводы:

1. Несмотря на наличие довольно значительного числа показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства, и разнообразных исследований по данной тематике, комплексная система таких индикаторов, пригодная для целей управления по результатам, до сих пор не сформирована. Это объясняется, во-первых, тем фактом, что понимание необходимости внедрения принципов ориентированного на результат управления деятельностью исполнительных органов государственной власти утвердилось и нашло своё отражение в приоритетах административной реформы относительно недавно. Во-вторых, существуют объективные затруднения, связанные с разработкой такой системы показателей, которая бы в явной форме характеризовала результативность и эффективность государственной политики по развитию малого предпринимательства, отвечала требованиям объективности, подконтрольности и полноты и, по возможности, блокировала проявление эффекта «работы на показатель» [4].

2. Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность функционирования инфраструктур малого бизнеса, является неравномерное распределение субъектов малого бизнеса и объектов инфраструктуры в территориальном разрезе.

В целях обеспечения положительной динамики уровня ВРП и занятости населения Ферганской области необходимо скоординировать размещение субъектов малого бизнеса и инфраструктуры по районам области. При этом необходимо учесть отраслевую принадлежность объектов инфраструктуры по видам деятельности [3].

3. Основной особенностью инфраструктуры поддержки малого бизнеса является то, что оценка эффективности её функционирования обусловлена степенью результативности связанных с ней субъектов хозяйствования. Так проявляются макроособенности инфраструктуры, обеспечивающие непрерывные экономические отношения, взаимосвязи субъектов экономической системы, регулирующие движение товарно-денежных потоков.

4. Создание подразделения по развитию инфраструктуры малого бизнеса в структуре Главного управления экономики хокимията области, а также определение в качестве главной его задачи проведение анализа эффективности оказываемых услуг малому бизнесу выступит главным фактором повышения качественных показателей в деятельности данного института.

5. В целях эффективной организации деятельности малого бизнеса необходимо совершенствование процесса реализации произведённой ими продукции и развитие обслуживающих его объектов инфраструктуры. При этом с целью повышения качества маркетинговых услуг необходимо создавать центры маркетинговых исследований и развивать их путём передачи в лизинг систем электронной торговли и связи, средств информационных технологий.

Разработанные предложения и рекомендации по повышению эффективности функционирования инфраструктуры малого бизнеса позволят расширить масштаб её деятельности, а также обеспечить рост доли малого бизнеса в ВРП, уровень занятости населения по территории области.

Список литературы

1. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета министров, посвящённом итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год. // Народное слово. 18 января 2014 г.
2. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Ташкент, 2009.
3. Курпаяниди К. Некоторые вопросы состояния и эффективной деятельности инфраструктуры малого бизнеса в Узбекистане //Экономическое возрождение России. - 2010. - Т. 26. - №. 4. - С. 170-176.
4. Расулев А., Тростянский Д. Институциональные преобразования на этапе модернизации экономики Узбекистана // Вестник Института экономики РАН. - 2007. - №. 1. - С. 246-261.
5. Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Развитие инновационной деятельности национальной экономики в поскризисный период // Экономика и финансы. - 2011. - №. 1. - С. 8.

6.    Гурьянов П.А. Малое предпринимательство в России в 2008-2012 гг.: период разочарования // Современные научные исследования и инновации. - Июнь 2013. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/24896 (дата обращения: 11.02.2014).

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (06.03.2016)
Просмотров: 146 | Теги: Малый бизнес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016