Четверг, 14.12.2017, 03:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Якутские народные сказки как активное средство социализации детей дошкольного возраста

Л.В.Винокурова

Якутские народные сказки как активное средство социализации детей дошкольного возраста

Ключевые слова: социализация, якутские народные сказки, ребенок дошкольного возраста, детско-взрослое сообщество

Социализация - это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинает общаться и испытывать в нем потребность - это мама( или человек ее заметающий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации).

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир - неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую - либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализции.

Факторы социализации личности ребенка - дошкольника:
- внешние факторы - определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
- внутренние фокторы - индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Одним из средств социализации мы считаем использование якутских народных сказок. Она показала свою высокую способность в осуществлении перехода детей из мира мотиваций (детства) в мир сознания (взрослости). Сказка, ввиду своей природы, является наиболее мягким механизмом социализации ребенка, в отличие от современных идеологизированных нововведений (образно - отработанных ступеней космического корабля), типа валеологического, сексуального или религиозного воспитания. В общем смысле сказка учит преодолению конфликта противоположностей.

Сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости, правдивости и лукавстве. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев, - о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность заключена почти в каждой сказке: нужно прислушиваться к старшим, обращаться к ним с почтением, помогать друг другу, не помнить зла и т.п. Но поучение облечено в тонкую и совершенную форму. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятно и ребенку, и подростку, и взрослому и осваивается ими на эмоциональном уровне.

Сказка учит ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него возникают не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним, ибо «... без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины» (Ленин В.И. Полн. СОБР. Соч., т. 25.

Я являюсь руководителем со-общество «Бэйбэрикээн» (героиня сказки). На многие годы педагогической деятельности мы уделяем большое внимание сказкам, потому что в дошкольном возрасте они легко воспринимаются. Дети во время постановки сказок, при подборе сказок учатся активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу, самостоятельность, овладевает установкой положительного отношения к миру, учатся договариваться, сопереживать неудачам, радоваться успеху других.

Ребенок должен хорошо знать обычаи, традиции своего народа, в том числе и устное народное творчество - сказки. Нами организована среда для рассказывания сказок: «балаган», якутские посуды(чороон, кытыйа), нары, ковры шахматы, ковры из конских волос, якутские настольные игры ( «Баайа», «Хабылык», «Тырыынка) и т. д. При рассказе сказок мы пользуемся методом народной педагогики. Вечерами после трудового дети дня любили слушать сказки, случаи. Эти часы обычно дарили им бабушки, реже дедушки, которым приходилось отнимать от своего, и так короткого сна, чтобы хоть немного скрасить жалкую жизнь своих любимых внучат. Обычно они подсаживались ближе к огню или забирались под заячье одеяло и начинали свой рассказ. Одну сказку рассказывали несколько раз. Таким образом, одну сказку рассказывали несколько раз: на досуге, перед дневным сном.

Программа для детей дошкольного возраста должен исходить из потребностей детей. В ходе исследования нами сделан подбор сказок. Работая с детьми, учитываем желание ребенка. По интересам и запросам детей определили содержание работы в своем сообществе. С начала советуемся с детьми, о какой сказке они хотят послушать, играть в него. Организованная среда для рассказывания сказок очень хорошо способствует усвоению сказки. Ребенку проявляем в постановке сказки выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным, тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться. Во время игры создается атмосфера сотрудничества: ребенок - ученик - родитель - воспитатель -учитель - общественность.

Например, мы собирались поставить сказку - олонхо «Арчылаан Туйгун» присутствовали воспитанники, ученики, взрослые. Ученики, воспитанники детского сада сами определили роли, кто кого будет играть. Взрослым достались роли взрослых героев. Проведенные вместе со взрослыми приятные минуты доставляют детям очень много радости, впечатление. Во время постановки сказки возникают своеобразные фантазии, побуждение, очень важные для развития ребенка.

После чтения сказок дети рисуют, занимаются лепкой, тестопластикой, поскольку в процессе деятельности дети обычно обдумывают детали, усваивают новые слова, закрепляют связи и последовательность событий. Все это обеспечивает лучшее усвоение речевого богатства сказки, глубокое и правильное ее осмысление. Например, дети воспроизводят рисунок сказки «Дети узоры». Каждый из них заранее выбирает ту картину, какую хочет рисовать. Потом склеивают рисунки по сюжету и делают кино. Используя кинофильм из детских рисунков, дети сами начинают составлять рассказ или сочиняют новую сказку.

Озвучивать кинофильм - дело совершенно другое. Устраиваем маленький кинозал, собираем зрителей - и начинается показ. Фильм состоит из отдельных кадров - рисунков, склеенных между собой в единую «ленту». «Лента» наматывается на палочку - бабину. Свободный конец закрепляется на другой палочке. Если палочки крутить, кадры перемещаются по экрану. Можно устроить интереснейшую игру в кинотеатр: продавать билеты, отыскивать места в нужном ряду, включать перед просмотром музыку. Ну а «диктором» выбирать сначала по желанию, а потом - ввиду их нарастающего количества - жеребьевкой. Это помогает развитию детского творчества, интересует родителей.

Таким образом, ребенку доступна народная сказка и через сказку он воспринимает окружающую действительность, учиться доверять людям, уметь открыто выразить свои мысли, нести ответственность за свои поступки, находить способы самореализации. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Литература:

1. Горский А.В. Мир первостихий./ А. Горский. - Ростов н /Д. Феникс, СПб.: Северо - Запад. - 2006
2. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. Савченко С. Ф.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. И доп. -М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. - 336с
4. Михалева О.И.Проживание в пространстве сказки, как способ формирования национального самосознания детей // Народное образование Якутии.-2003,- №4.Просвещение.1987.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (20.11.2017)
Просмотров: 23 | Теги: народные сказки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь