Суббота, 23.03.2019, 09:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИЗУЧЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Добровольская Н.А., Кучеренко B.C., Спивак Ю.П., Сидоров В.И.

ИЗУЧЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены основные мотивы занятий физической культурой и спортом студентов - медиков. Сделана попытка определения согщальной значимости физкультурно-спортивной деятельности в оценке влияния занятий на человека, социальную группу и общество в целом.

Ключевые слова. Физическая культура и спорт, мотивы, студенты, образ жизни.

 

Актуальность. При анализе образа жизни студенческой молодежи большое значение придается выяснению сути различных видов деятельности и их взаимодействия. В современных условиях высшие учебные заведения выполняют свою главную задачу - способствуют формированию высококвалифицированного и всесторонне развитого специалиста, готовят его к трудовой деятельности в отрасли производства. Кроме того, они призваны воспитывать культурного человека, который в повседневной жизни реализует свои потребности и участвует в различных видах деятельности.

Рассмотрение содержания физической культуры и спорта в образе жизни студентов обусловлено необходимостью целенаправленного развития их активности в этой сфере деятельности путем осознания безусловной пользы занятий в пору студенчества, а в последующие годы - их продолжение. Занятия студентов физической культурой и спортом дадут им возможность в будущем вызвать интерес к этим занятиям у людей, с которыми они будут работать.

Для студентов-медиков вопросы физической активности особенно актуальны, так как профессия врача предполагает активную пропаганду здорового образа жизни, привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом.

Результаты воспитания определяются не только содержанием определенных видов деятельности, в том числе физкультурно-спортивной, образом жизни, но и реальным отношением человека к ним. Это отношение часто отождествляется с интересом к тому или иному виду спорта, а показателя положительного берется наличие определенных успехов. Такой подход, по нашему мнению, ограничен, поскольку отношение к физической культуре и спорту детерминировано сложной системой потребностей, мотивов и целей, обусловленных специальным характером этого вида деятельности, особенностями взаимоотношений в коллективе, возможностями удовлетворить потребности в том или ином виде спорта.

Целью нашего исследования является изучение физкультурно-спортивной деятельности в образе жизни студентов-медиков.
Задача исследования - рассмотреть проблему физической активности студенческой молодежи, определить место физической культуры в структуре образа жизни студентов, выявить их отношение к физкультурно-спортивной деятельности, выделить факторы, которые влияют на привлечение студентов к активным занятиям физической культурой и спортом.

На разных этапах в исследованиях принимали участие 286 респондентов. В выборку включены студентов шести факультетов Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.

Выбор темы продиктован имеющимися значительными расхождениями между физическим развитием студентов, занимающихся массовыми формами физической культуры и спортом, и студентами, которые занимаются спортом высших достижений.

В исследованиях использован метод опроса в виде анкетирования и методологический принцип целостного комплексного подхода, который предусматривал учет многообразия взаимодействий и взаимосвязей явлений общественной жизни - функционирование массовой физической культуры и спорта в образе жизни студентов. Результаты исследования обрабатывались га ЭВМ по специальным программам.

Мы исходили из того, что физическая культура и спорт, как сложное специфическое явление, становится одним из компонентов образа жизни современных студентов.

Мотивы занятий физической культурой и спортом мы представляли в виде иерархии различных ценностей, которые определяют поведение человека и которые мотивируют его к определенному действию.

Результаты исследования показывают, что значимым мотивом занятий физической культурой и спортом у студентов есть стремление улучшить свою физическую подготовленность и укрепить здоровье (57,4% ответов), возможность приобретения необходимых для жизни и трудовой деятельности качеств (16,5%). Несколько ниже значимость коммуникативного мотива (возможность общения и средств заполнения досуга - 9,4%), а также престижного мотива (2,1%) и обеспечения материального благосостояния (0,6%).

Анализируя задачи, которые ставят перед собой респонденты, занимаясь физической культурой и спортом (перспективная оценка ценностей), мы отмечаем, что они совпадают с мотивами занятий и решение их возможно в процессе занятий массовыми формами физической культуры и спорта.

В исследованиях сделана попытка определения социальной значимости физической культуры и спорта в оценке респондентом влияния занятий физической культурой и спортом на человека, на социальную группу и на общество в целом, так как реализация (потребление) физической культуры и спорта заключается в переработке ее ценностей в социальное.

Фиксируя оценки респондентов о значимости физкультурно-спортивной деятельности, можно сделать вывод, что респонденты проявляют хорошую осведомленность о ее значимости и ценности. По мнению респондентов, наиболее значимая функция физической культуры - укрепление здоровья (61,2%), далее указывается его влияние на развитие положительных черт характера (37,6%) и улучшение работоспособности (36,9%). Однако, ниже чем ожидалось оценивается функция физической культуры и спорта как средство подготовки к будущей деятельности (10,2%).

Для определения взаимосвязи физкультурно-спортивной и других видов деятельности респондентам было предложено группы вопросов: а) о преимуществе вида деятельности во времена досуга; б) о выборе одной из форм проведения досуга из предложенных; в) о выборе одного вида деятельности из двух, одним из которых является физкультурно-спортивная (тренировки).

Результаты ответов респондентов из первой группы вопросов показывают, что в свободное время - студенты чаще всего отдают предпочтение культурным развлечениям (57,3%), близкой к этому значению является физкультурно- спортивная деятельность (52,1% далее идет учебная (43,8% ).

Ответы на вторую группу вопросов совпадают с предыдущими данными: 58,9% респондент» отдали предпочтение культурным развлечениям; 27,2% - домашним формам проведения досуга; 18,7% - занятиям физической культурой и спортом и 15,4% - посещению спортивных мероприятий в качестве зрителя.

В третьем случае уровень выборочного оценивания проводился по 7-балльной шкале, причем обязательный выбор тренировочной деятельности оценивался 7 баллами и обязательный выбор любого другого вида деятельности - 1 баллом. Средний оценочный балл - 3,5. Вычисления средних оценочных баллов в каждой паре и отдачу преимуществ тренировочной деятельности (+) или иного вида деятельности (-) представлены в табл. 1.

Таблица 1
Оценка видов деятельности

Результаты исследования показывают, что студенты предпочитают тренировочную деятельность общественной; вместе с тем отмечается значительное преимущество других видов деятельности перед тренировочной, за исключением научной, где преимущество незначительно.

В исследовании выявлены и эмоциональное (вербальное) отношение студентов к физической культуры и спорта по пятибалльной шкале: от высокого положительного отношения (5 баллов) до высокого отрицательного (1 балл). Вычислено среднее оценочный балл всей выборки, который достаточно высок - 4,2. Однако, анализируя формы занятий, которые предпочитают студенты, следует отметить, что регулярно занимаются физической культурой и спортом в спортивных секциях 21,7%; большая часть опрошенных (40,2%) занимаются эпизодически; 27,6% не занимаются и никогда не занимались.

Материалы статистического анализа свидетельствуют следующее:

- физкультурно-спортивная деятельность на равных правах с другими видами входит в образе жизни студентов, а иногда они предпочитают, например, общественную деятельность;

- уровень абстрактного (вербального) отношение к физической культуре и спорту не отражает реального отношения к ним.

Восприятие физической культуры и спорта, как и многих других объектов, достаточно выборочное. Из окружающей среды выбирается то, что наиболее важно для индивидуума и чему дается положительная оценка;

- подавляющее большинство респондентов ориентированы на социальную полезность физической культуры и спорта, видят в них возможность укрепления здоровья, совершенствование и развитие. Значительная часть студентов рассматривают физическую культуру и спорт как ценность, которая удовлетворяет профессиональные интересы индивидуума, как средство, которое положительно влияет на жизнь, работу и отдых, но в то же время есть студенты, не отмечают этого влияния;

- реальное отношение к физической культуре и спорту формируется в процессе совершенствования объективных и субъективных факторов учебно- воспитательного процесса, характера, функционального содержания условий занятий и личности самого студента,

В ходе проведенного факторного анализа выявлено направленность студентов на спортивно-секционные занятия и достижения спортивных результатов, причем желательно максимально приблизить мест занятий по месту жительства.

Поэтому целесообразно спортивно-массовую работу в учебном заведении проводить на спортивных сооружениях при общежитиях, где проживает большинство студентов, в случае, если такие спортивне базы отсутствуют, необходимо искать возможности для построения хотя бы простейших спортивных площадок.

Занятия в спортивной секции должны стать настоящей характеристикой, которая свидетельствует о включении студента в физкультурно-спортивную деятельность, косвенным показателем, который может стать время, потраченное на занятия физической культурой и спортом в день или неделю, а также форма занятий.

Выводы. Высше изложенное позволяет нам предположить типологию функционирования физической культуры и спорта в учебных заведениях, где физкультурно-спортивная деятельность не является профилированной. По нашему мнению, распределение выборки по типам позволит проанализировать связь различных видов деятельности, характерных для студенческой молодежи, установить у респондентов разных групп значимость физкультурно-спортивной деятельности той или иной группы, выявить оптимальный тип студента, который умело сочетает виды деятельности или отдает преимущественное внимание какому-то одному виду деятельности не препятствуя основной цели - получению специальности.

Литература

1. Кущ А.С. Драчук А.И., Пыльненький В.В. Социально-пситлогический портрет студентов за годы утверждения Украины как самостоятельного государства / Сб. науч. труд. «Проблеми и перспективи розвитих физической культуры и спорта в XXI веке». - Вып. 2. - Волгоград, 2004. -С 161-166.
2. Петров О.П. Формирование у студентов мотивов к занятиям физкультурно- спортивной деятельности: Автореф. дис. ... канд.пед. наук. (13.00.04). - Алма-Ата, 1989. -25с
3. Пильненький В. В. Оргашзащйно-методичш основи оздоровчого тренування студенпв з низьким р1внем соматичного здоров 'я: Автореф. дис. ... канд. наук з 4>i3. вих. i спорту (24.00.02). -Лыав, 2005. -18 с.
4. Романенко В.В., Куй О.С. Рухова актившсть i ф1зичний стан студенток вищих навчальних заклад1в. - В лниця: ВДПУ, 2003. - 112 с
5. Соколов В. А, Сущность, структура и содержание социально- психологических факторов, детерминирующих физкультурную активность молодежи: Автореф. дис ... д-ра. пед. наук. (13.00.04). - К, 1991. - 51 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.02.2019)
Просмотров: 26 | Теги: физическая культура, спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь