Понедельник, 06.04.2020, 10:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ В ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

Болдырева Э.Р., Шевчук Н.А.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ В ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

В статье поднимаются вопросы подготовки спортсменок в художественной гимнастике в связи с необходимостью консолидации освоения технически сложных двигательных действий и развития специальных физических качеств, ведущими из которых являются скоростно-силовые способности. Их проявление обусловлено структурным содержанием, координационной сложностью и пространственно-временными параметрами выполняемых гимнастических упражнений. В связи с тем, что наибольшую выраженность скоростно-силовые качества гимнасток имеют в прыжковых элементах, в исследовании проведен количественный анализ ошибок, допускаемых в разных фазах прыжка. Также представлены величины корреляционной взаимосвязи этих ошибок с оценкой за технику исполнения соревновательной композиции в разных видах гимнастического многоборья. Выявлены виды скоростно-силовых способностей, подлежащих первостепенному развитию в художественной гимнастике.

Ключевые слова: художественная гимнастика, скоростно-силовые способности, прыгучесть, ошибки исполнения, фазы прыжка.


Введение. Проявление скоростно-силовых способностей в художественной гимнастике имеет специфические особенности. Они определяются как условиями выполнения двигательных действий, так и структурной сложностью, пространственным расположением и целевой направленностью конкретных движений [5].

Анализ научно-методической литературы по гимнастике показал, что наибольшую выраженность скоростно-силовые качества гимнасток-художниц имеют в прыжковых упражнениях [3].

Как один из естественных видов локомоций, прыжки и прыжковые элементы занимают важное место среди других форм и видов гимнастических движений.

Наряду с освоением базовой техники прыжковых элементов гимнасткам необходим высокий уровень развития специальных физических качеств, ведущим из которых является скоростная сила ног - прыгучесть [2, 4]. Это - способность совершать высокие прыжки, отталкиваясь одной и двумя ногами, которая определяется соответствующей подготовленностью опорно-двигательного аппарата и наличием специальных умений, позволяющих выполнять выпрыгивания.

Недостаток скоростно-силовой подготовленности гимнасток проявляется в таких компонентах техники исполнения прыжков, как высота полета, амплитуда и форма прыжка, устойчивость в стилизованной позе приземления, подлежащих судейской оценке [1].

Задача исследования: выявить типичные ошибки, допускаемые гимнастками в прыжковых элементах, а также степень влияния этих ошибок на оценку за технику исполнения.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для решения поставленной задачи были проведены педагогические наблюдения за выступлением гимнасток высокой квалификации на Всероссийском турнире памяти Заслуженного тренера России О.Д. Кукушкиной, проходившем в г. Волгограде.

Всего было изучено 24 исполнения соревновательных композиций финалистка- ми в трех видах многоборья: упражнениях с мячом, обручем и булавами. Учету подлежали ошибки, связанные с малой эффективностью отталкивания, незафиксированной формой прыжка, недостаточной амплитудой в полете и потерей равновесия при приземлении. Далее был проведен корреляционный анализ полученных результатов с оценкой за технику исполнения (таблица).

Таблица
Взаимосвязь ошибок, допущенных в прыжках, с оценкой   за технику исполнения (r)

Из таблицы видно, что наибольшая отрицательная взаимосвязь оценки за технику исполнения обнаружена с малой высотой полета (r = -0,937) и незафиксированной формой прыжка (r = -0, 903).

Эти компоненты являются формообразующими действиями, которые совершает гимнастка в безопорном состоянии. Они служат критерием качества любого прыжка и обусловлены, в первую очередь, развитием у гимнастки прыгучести.

Немного меньшая, но также высокая отрицательная взаимосвязь обнаружена с недостаточной амплитудой принимаемой позы (r = -0,801). По требованиям правил соревнований ФИЖ в фазе полета широкого прыжка амплитуда движений ног должна соответствовать 180°.

Величина амплитуды прыжка составляет основу формообразующих действий гимнастки в прыжке и оказывает влияние как на полноту сокращения или растяжения мышц, так и на скорость перемещения тела. Поэтому, наряду с требованиями к хорошей подвижности тазобедренных суставов, гимнастке необходима скоростная сила мышц ног.

Следует отметить весьма значительную отрицательную корреляционную взаимосвязь оценки за технику исполнения с ошибками, допускаемыми при отталкивании. Для короткого и сильного толчка необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что обусловливает мощность движения [6]. Следовательно, причина слабого отталкивания связана с недостатком развития у гимнасток взрывной силы.

Также была выявлена достоверная отрицательная корреляция между оценкой за технику исполнения и ошибками, допущенными гимнастками в момент приземления. Специалистами по гимнастике [2] отмечается, что для устойчивого приземления в большей мере необходимо хорошее функциональное состояние двигательного и вестибулярного анализаторов и развития силы мышечных групп, участвующих в удержании позы.

Заключение. Таким образом, можно заключить, что одним из главных проявлений скоростно-силовых качеств в художественной гимнастике является прыгучесть, для которой определяющее значение имеет взрывная сила. Наряду с освоением техники двигательных действий, их развитие является залогом высокого качества исполнения прыжковых упражнений.

Литература

1. Биндусов Е.Е., Менхин Ю.В., Сибгатулина Ф.Р. Совершенствование скоро- стно-силовой подготовки в художественной гимнастике. - М.: МГАФК. - Малаховка, 2006. - 29 с.
2. Медведева Е.Н., Терехина Р.Н. Инновационный подход к профилактике травматизма при освоении прыжков в художественной гимнастике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С.160-163.
3. Медведева Е.Н., Супрун А.А., Котельникова Е.Б. Обоснование необходимости регламентации освоения техники прыжков в художественной гимнастике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С.215-218.
4. Менхин А.В. Савенкова Е.Н. Особенности проявления скоростно-силовых способностей юными гимнастками и акробатками // Детский тренер: журнал в журнале «Физическая культура». - 2005. - № 2. - С. 28-30.
5. Попов Э.М. Специальная скоростно-силовая подготовка как основа повышения технического мастерства в художественной гимнастике // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - Тула, 2013. -№ 1 - С. 235-240.
6. Тухватулин Р.М. Особенности развития взрывной силы гимнасток в многолетнем цикле спортивной тренировки // Вопросы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М., 1985. - С. 85.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.01.2020)
Просмотров: 66 | Теги: художественная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь