Суббота, 16.02.2019, 06:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА КАК ФАКТОР ИХ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Гомбожапова Х-Ц. Д.

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУР ВОСТОКА И ЗАПАДА КАК ФАКТОР ИХ ВЗАИМООБОГАЩЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И
СПОРТА

Аннотация: В статье описаны основы исследования концепции, дан анализ и синтез достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта. Также охарактеризована эпоха бурного взаимопроникновения культур «Востока и Запада». Рассматривается высшая самодостаточная ценность человеческой деятельности, самоутверждение своего «Я». Актуальность и важность соединения двух миров, осугцествление стратегического прорыва в этом направлении. Проблема сравнения и противопоставления цивилизаций Восток и Запад, который постоянно находится в центре внимания.

Ключевые слова: концепция, синтез, индивидуальность, спортивная держава, азиатский спорт, цивилизация, обмен опытом.

 

Теоретико-методологической основой нашего исследования является концепция, обосновывающая необходимость анализа и синтеза достижений культур Востока и Запада в сфере физического воспитания и спорта, предложенная С.В.Калмыковым (1993; 1994). Автором показано, что отличительной чертой восточной методологии подготовки спортсменов является особое отношение к проблеме индивидуального «Я», которая является центральной проблемой бытия в религиозно-философских учениях, лежащих в основе восточных систем и единоборств - буддизме, даосизме, индуизме, конфуцианстве и др. Для восточных учений в целом характерно достаточно негативное отношение к индивидуальному «Я», которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека. Например, в конфуцианстве высший этический принцип - гуманность - и идеал «благородного человека» реализуются в «преодолении личного к нормам и правилам нравственного поведения».

Для западного человека вся картина мира сфокусирована вокруг индивидуального «Я», окружающий мир рассматривается как объект преобразовательной деятельности, и всякая деятельность протекает в жестких рамках отношений «субъект-объект». Это ярко проявляется в западных видах единоборств, для которых характерно четкое осознание себя как субъекта деятельности, ведущего бескомпромиссное противоборство с другими субъектами, выступающими для него как объект экспансии его индивидуального «Я».
Таким образом, наряду с индивидуальными характеристиками личности - морфологически психологическими, физиологическими, биоэнергетическими и другими - следует учитывать прежде духовно-нравственное состояние, важнейшим критерием которого является степень преодоления привязанности к индивидуальному «Я». Кроме того, необходимо принимать во внимание влияние космофизических, хронобиологических, природно-геофизических и экологических факторов. В этом направлении предстоит огромнейшая работа.

Серьезные методологические исследования в данном направлении продолжаются и другими специалистами. Так, С.Г. Гагонин (1999) солидарно отмечает, что для соответствия многосторонним требованиям взаимообогащения и взаимной стимуляции пересекающихся культурных структур необходимы целенаправленные усилия практиков и ученых в осуществлении концептуальных спортивно-педагогических обобщений, а также получении выводов, способных обогатить отечественную физическую культуру.

Следует отметить, что в рамках концепции С.В.Калмыкова ведутся и выполнен ряд работ, в которых показана эффективность методик подготовки спортсменов в различных видах спорта на основе синтеза достижений западных и азиатских школ [Косыгина Л.В., 2000; Сагалеев А.С., 1998].

Вторая половина XX в. может быть охарактеризована как эпоха бурного взаимопроникновения культур стран Восточной и Юго-Восточной Азии и стран Европы и Америки. Это выражается, с одной стороны, во внедрении западных технологий в промышленность стран Востока, а с другой - в проникновении философско-религиозных воззрений Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока в западную культуру.

В области физической культуры это взаимопроникновение характеризуется появлением на западном полушарии систем психофизической подготовки, оздоровительных систем и единоборств. Вместе с тем на Востоке развиваются такие олимпийские виды единоборств, как бокс, греко-римская и вольная борьба. В спортивную практику этих стран внедряются теория и методика физического воспитания, достаточно квалифицированно разработанные учеными стран Запада и СССР [Гагонин С.Г., 1996].

Необходимость исследования спорта как модели деятельности человека в экстремальных условиях в контексте дихотомии «Восток-Запад» показана С.В.Калмыковым, А.С. Сагалеевым (2000). Авторы отмечают, что жизнедеятельность человека носит экстремальный характер, который обуславливается самыми различными факторами. В этом плане представляет несомненный интерес именно спортивная деятельность как пример деятельности человека в экстремальных условиях, поскольку феномен спорта состоит не только в двигательной деятельности, но и в том, что он является моделью, отражением реальных взаимоотношений между людьми.

В настоящее время весьма актуально рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций, способности его адаптации к рынку, конкуренции, соперничеству, риску, в целом - относительно новым социально - экономическим реалиям [Калмыков С.В., 1994].

Необходимо указать, что индивидуальное «Я» в западной культуре рассматривается как высшая самодостаточная ценность и целью всякой человеческой деятельности, в том числе спортивного единоборства, является самоутверждение своего «Я», расширение границ его возможностей, увеличение степени его комфорта и т.д. Такой подход в значительной мере обусловил высокий уровень личных мотиваций и притязаний у западных спортсменов индивидуализмом и эгоцентризмом, агрессивностью, стремлением к силовому решению общих экзистенциальных проблем и частных ситуационных задач (в том числе и в ситуации единоборства). Для иллюстрации сказанного следует привести высказывания Г.Д. Горбунова, характеризующего спорт с европоцентристских позиций: «При всей своей несомненной огромной социальной значимости нельзя не признать, что побудительная, мотивирующая основа занятий спортом высших достижений в значительной мере лежит в области эгоцентризма. Мир, как бы велик и многообразен он ни был, всего лишь окружает «Я» спортсмена, его потребности, цели, мотивы, интересы, установки, желания, взгляды, убеждения и пр. Мир, существующий сам по себе, - это не более чем абстракция для любого человека. В отражении и отношениях каждого субъекта мир существует как бы для него. В том числе спортсмен и тренер, главные персонажи спорта, действуют в этом мире внешне для других, но по сути своей все же для себя», «...пьедестал почета в спорте - один из символов выделения своего "Я"». Пребывая на высшей ступеньке почета, спортсмен чувствует себя в единственном на данный момент центре искусственной ситуации в мире спорта». «...Мощное желание реализовать свою эгоцентрическую природу находит в спорте благоприятнейшую основу» [Горбунов Г.Д., 1996].

Таким образом, на Западе спорт - это борьба индивидуальностей, которые стремятся утвердить свое субъективное начало посредством противоборства. Для восточных же учений в целом характерно негативное отношение к индивидуальному «Я», которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека [Калмыков С.В., 1993; 1994].

Обращаясь к феномену бурного прогресса спорта в Азии А.С. Сагалеев (2005) отмечает, что еще несколько десятков лет назад трудно было представить, что крупнейшие соревнования мирового масштаба будут проводиться на Востоке. Автор приводит примеры (Олимпийские игры 1964 и 1988 гг., чемпионат мира по футболу 2002 г.) и указывает, что азиатские спортсмены достигают высочайших результатов и в тех видах спорта, никогда не было сколько-нибудь заметных успехов. Олимпийские игры в Пекине (2008) убедительно показали мощь азиатского спорта. И это не случайно, так как Китай сейчас является крупнейшей мировой спортивной державой.

Для российского спорта, который заметно сдал свои позиции, проблема «Восток-Запад» является для России актуальной и важной, ведь в Российском государстве встречаются и соединяются два мира, два континента, два региона - Восток и Запад. Россия - единственная страна, где происходит удивительное соединение двух противоположных регионов. К слову, проблеме сравнения и противопоставления цивилизаций Востока и Запада посвящен огромный объем литературы. Он постоянно находится в центре внимания ученых всего мира.
Таким образом, на Западе под культурой подразумевается совокупность всех материальных и духовных продуктов человеческой деятельности. Китайский же иероглиф, обозначающий культуру «вэнь» пиктографически восходит к начертанию символа «украшенный человек». Отсюда, смысл ообразующий стержень развития этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература, то есть на Востоке в культуру входят лишь те из них, которые делают мир и человека «украшенными», «утонченными», «внутренне усовершенствованными».

Социокультурные различия Востока и Запада в основном состоят в отношении человека к истине; оценке познавательных и преобразовательных возможностей человека; понимании устройства мироздания и бытия, механизмов исторического процесса; трактовке бытийного призвания человека и ориентации человеческого труда; временной ориентации человеческого поведения; эстетических, ценностных ориентациях личности и общества.

В целом же, при анализе понятий культуры, изучении специфики сознания и социокультурных отличий возникает мысль, что они являются серьёзнейшим препятствием для развития физической культуры и спорта в Азии как общественного явления. Однако ни в коей мере этого не наблюдается.

Отвечая на поставленный вопрос, необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя свое культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв в этом направлении. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому и «модернизированному» в нынешней России. В настоящее время происходит интенсивный обмен опытом между восточными и западными школами спорта. Например, многие западные страны привлекают азиатских специалистов по настольному теннису, гимнастике и другим видам спорта. Прошедшие в Афинах Олимпийские игры дали возможность увидеть, что тренерами ведущих команд мира по стрельбе из лука являются выходцы из Азии. В свою очередь, Китай привлекает большое число специалистов из передовых спортивных держав по десяткам видов спорта, таким же путем идут Япония, Корея и другие государства.

Таким образом, главным результатом коллективного мышления явилось осознание того, что как узкозападное, так и узковосточное мировосприятие и мышление исчерпали себя. Это в том числе касается сферы физической культуры и спорта.

Литература

1. Гагонин С.Г. Историко-философские и теоретические основы спортивно- боевых единоборств: учебное пособие/С.Г.Гагонин. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГАФК, 1996 - 78.
2. Горбунов Г.Д. Психология и спорт/Г.Д.Горбунов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 12-17.
3. Калмыков С .В .Индивидуальность в спорте/С.В.Калмыков.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1993.-104 с.
4. Калмыков С.В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов- единоборцев/С.В.Калмыков.-Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1994.-151 с.
5. Косыгина Л.В. Совершенствование управления подготовкой квалифицированных стрелков из лука на основе применения традиционных методов восточных систем: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Л.В .Косыгина. - Улан-Удэ, 2000. - 24 с.
6. Сагалеев А.С. Феномен бурного прогресса спорта в азиатских странах / А.С.Сагалеев//Современный олимпийский и массовый спорт в контексте «Восток- Запад»: материалы III Международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.02.2019)
Просмотров: 14 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь