Суббота, 03.12.2016, 07:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА МАРГИНАЛИЗМА В ПСИХОЛОГИИ

Е.В.Чарина, Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2013. Выпуск 19

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА МАРГИНАЛИЗМА В ПСИХОЛОГИИ

Рассматриваются проблемы изучения маргинализма в психологии. Автор указывает на рассогласования в понимании этого феномена в концепциях и исследованиях и выделяет положения, основываясь на которых может быть проведен продуктивный анализ и изучение маргинализма.

Ключевые слова: маргинализм, профессиональное развитие.

 

Нормативная ситуация профессионального развития давно и разносторонне изучается в психологии. Описаны и классифицированы стадии профессионального самоопределения и становления, нормативные профессиональные кризисы, возможности и условиях их разрешения. Исследования профессиогенеза конкретизируются, и этот процесс рассматривается с учетом специфики отдельных типов профессий, генедерных особенностей профессионалов и т. п. При этом большинство авторов основательных, детализированных концепций профессионального развития указывают на нелинейность, эквифинальность, возможную непродуктивность этого пути. А в последнее время признана проблема и оформилась линия изучения профессионального маргинализма [1-5 и др.] Последствия маргинализма (особенно массового) - снижение порога социального признания качества труда (особенно в профессиях со сложной оценкой профессионализма), разрушение профессиональных отношений, доминирование профессиональных антинорм и т. п., что в целом приводит к социальной опасности специалистов-маргиналов [1-3; 7; 8].

Целью нашей работы является анализ актуальных вариантов трактовки понятия «маргинализм» в психологии.
Одна из концепций, в которой тщательно разработано понятие маргинализма - это концепция социальной реализации профессионала Е.П. Ермолаевой. Понятие маргинализма в ее работе вписано в широкий социокультурный контекст. Для оценки профессиональной идентичности - профессионального маргинализма она использует внутренние идентификационные требования профессии, которые есть у общества как заказчика, человека - потребителя профессии и самого профессионала как исполнителя. Совпадение требований системы человек - профессия - общество свидетельствует о норме и идентичности, расхождение в идентификационных признаках указывает на разные формы и степени маргинализма. «Ядерную» структуру свойств профессионального маргинализма составляют: псевдопрофессиональный менталитет, имитация морали и деятельности, «потребление профессии», «краевой эффект» [4].

В этой же концепции охарактеризованы инвариантные признаки профессиональной идентичности и профессионального маргинализма (охарактеризованные отдельно рядом авторов) по разным критериям:
- по индивидуально-позиционному критерию маргинализм представлен пониманием профессии «в себе», «для себя» как «материального Я» (при идентичности - профессия «для других», «для себя» как «духовного Я»);
- по адаптационному критерию маргина- лизм характеризуется отрицанием себя как профессионала, ригидностью, сопротивлением изменениям (идентичность - принятием себя как профессионала, творческим разрушением стереотипов);

- по динамическому критерию маргиналу свойственны пассивность, агрессивность, шаблонность (идентичному профессионалу - целесообразная активность, поливариативность);
- по потребностному критерию маргинал «потребляет профессию» (идентичность связана с самореализацией в труде, исполнением долга);
- по ценностному критерию маргинал имитирует деятельность, является носителем двойной морали (идентичный профессионал нравственен и социально ответственен);
- по ментальному критерию маргинал работает на личное благо (идентичный профессионал - на общее);
- по диспозиционному критерию маргинал находится на краю профессионального поля (идентичный профессионал самоотождествляет себя с профессией).

Однако вышеназванные признаки профессионального маргинализма в психологической и социологической литературе описаны на так однозначно.

О.А. Волкова характеризует профессиональную маргинальность в России как повсеместную проблему, а не как проблему, действующую на периферии профессионального поля [1]. В данном случае противоречие в интерпретации критерия связано с разными трактовками «окраин» профессионализма. Е.П. Ермолаева характеризует психологические самоощущения непричастности к профессии профессионалов - маргиналов, а О.А. Волкова говорит о возросшем количестве «работающих маргиналов», выполняющих свои функции формально, имитационно, при этом занимающих далеко не периферическое положение в профессии при актуальном запросе на полноценную профессиональную деятельность от общества и потребителей.

В перечне инвариант маргинализма/ идентичности странным является отсутствие критерия референтности (идентификационно-группового критерия). При том, что в качестве одного из определяющих признаков маргинала указывается отнесение себя к другой среде (профессиональной, внепрофессиональной), а усвоение норм среды, группы реализуется, в том числе, через представителей референтных групп (реальных, идеальных, членом которых субъект может являться, а может и не являться). Данный критерий «растворен» в ряде других.

Одновременно с этим ряд критериев характеризуют ценностно-мотивационную сферу профессионала, и их разведение не совсем понятно (индивидуально-позиционный, потребностный, ценностный, ментальный критерии).
Противоречива также общая оценка маргинализма. В концепции Е.П. Ермолаевой данный феномен интерпретируется как негативный, противостоящий профессиональной идентичности. В работе Г. В. Ложкина и Н.Ю. Воляпюк характеристика маргинализма менее оценочна и в большей степени интерпретируется как проблема личности, следствие внутреннего конфликта идентичности (существования в двух мирах, сомнения в своей личной ценности, боязни быть отвергнутым и т. п.), проявляющегося в дезорганизации, тревожности, непричастности и т. п. [6]. Е.П. Ермолаева описывает аналогичные проблемы идентичности как кризисы - временное явление, нормальный этап в развитии профессионала, не сводя к данным противоречиям понятие маргинализма и характеризуя маргинализм феноменом более высокого уровня, системным рассогласованием отношений «человек - профессия - общество».

Однако С.Л. Леньков, указывая на относительный характер профессиональной идентичности в формировании профессионализма, отмечает, что «профессионал высочайшего класса не только может, но и должен быть, в определенной мере, профессионально маргинальным, а значит - профессионально неидентичным. человек, в достаточно полной степени профессионально идентичный, может в плане профессионализма оставаться «середнячком», не достигающим уровня профессионального мастерства» [5].

Согласно развернутой характеристике профессионального маргинализма, данной Е.П. Ермолаевой, существуют профессии, где идентичности в полном смысле слова нет (профессии репродуктивного типа и формально-ролевые (с личностной мотивацией), поэтому невозможно вести речь о маргинализме в рамках этих профессий. Остается открытым вопрос, каким образом можно описать нарушения профессиональной деятельности и развития в этих профессиональных сообществах и сам нормативный профессиональный путь.

Сведение профессионального маргинализма к нарушениям идентичности и согласованности между индивидуальными, социальными и инструментальными ее компонентами не позволяет также анализировать ситуации развития личности, когда основой идентификации и основой психологического благополучия не является профессия, при достаточно продуктивной реализации профессиональной деятельности.

С.Л. Леньков считает маргинализм лишь одним из проявлений профессиональной неидентичности [5]. Аналогично С.А. Дружилов, наряду с критерием идентичности, включает в оценку профессионализма (непрофессионализма) критерии профессиональной продуктивности и профессиональной зрелости [2]. Позиция С.А. Дружилова, характеризующего профессиональное самосознание как системообразующий компонент в структуре связей между подсистемами профессиональной продуктивности, профессиональной идентичности и профессиональной зрелости, составляющими структуру профессионализма, дает возможности для анализа внепрофессиональной реализации и успешной профессиональной деятельности, но затрудняет изучение и характеристику профессионального становления, которое не всегда протекает на сознательном, рефлексивном уровне.

Изучение концепций и исследований маргинализма показало, что в последнее время произошло изменение содержания понятия «маргинализм» в психологии. Ранее маргинализм понимался как ошибка, случайная и/или редкая неудача в нормальном развитии профессионала, индивидуальный случай. В настоящее время он описывается как массовое явление, как закономерный феномен социальных перемен, имеющий опасные последствия.

Несмотря на повысившийся интерес и активную разработку проблем маргинализма, изучение его форм, специфики проявлений и причин формирования в различных профессиях, являющиеся сегодня весьма актуальными, затруднены отсутствием согласованной характеристики этого явления. Идеи, сформулированные в работах ряда авторов, при их согласовании являются, на наш взгляд, основанием для продуктивного описания и дальнейшего исследован феномена маргинализма. Принципиальным нам кажется понимание маргинализма как системного феномена, социального явления в работах Е.П. Ермолаевой. С.Л. Леньков сформулировал тезис о межотраслевом изучении в психологии, что существенно обогащает исследование профессионализма, традиционно ведущегося в рамках психологии труда. Важным для уточнения общих признаков и дальнейшей дифференциации проявлений маргинализма представляется сравнение особенностей этого процесса в развитии личности (в том числе профессиональном развитии) и маргинализма самой профессии, намеченное в работах С.А. Дружилова.

Библиографический список

1. Волкова О.А. Профессиональная маргинальность в контексте проблем современного российского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.socprob.ru/
2. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 4-5. - С. 35-42.
3. Дружилов С.А. Профессионалы и профессионализм в новой реальности: психологические механизмы и проблемы формирования // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО, ИПК. - Новокузнецк, 2001. - Вып. 5. - С.46-56.
4. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
5. Леньков С.Л. Профессиональная идентичность как динамический атрибут становления профессионала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.psy-stavropol.ru/publ/19-1-0-897.
6. Ложкин Г.В. Конфликтные источники профессионального маргинализма [Электронный ресурс] / Г.В. Ложкин, Н.Ю. Воляпюк. - Режим доступа: http:// www.nbuv.gov.ua>portal/Soc Gum.
7. Мерзлякова Д.Р. Проявления профессионального маргинализма в «помогающих профессиях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. psy-stavropol. ru/publ/19-1-0-1785.
8. Пачин Р.К. Маргинальные проявления в системе «человек-машина» // Вестн. интегративной психологии. - Ярославль, 2009. - № 7. - С. 139-140.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (19.10.2016)
Просмотров: 39 | Теги: маргинализм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016