Четверг, 27.06.2019, 01:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЧТЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ СТРАТЕГИИ

В. Я. Аскарова, доктор филологических наук, профессор
Л. Б. Зубанова, доктор культурологии, профессор

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ЧТЕНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ СТРАТЕГИИ

Статья посвящена проблемам трансформации устойчивых читательских практик детей и юношества, формированию особого типа интернет-ориентированной аудитории. Авторы приходят к выводу о необходимости систематизации ключевых стимулов активизации читательской деятельности в детской и юношеской аудитории, разработки и внедрения цифровых форматов освоения художественной литературы, адекватных запросам и предпочтениям поколения XXI века. Проводится идея поиска новых стратегических и тактических решений по стимулированию читательской деятельности; оперативной фиксации актуальных (и регулярно обновляемых) практик чтения молодёжи. В статье анализируется потенциал использования комплекса опросных методов и методик, изучения документов, широкого спектра интернет- ресурсов, значимых для развития читательской деятельности молодёжи.

Ключевые слова: книжная культура, детское и юношеское чтение, стимулирование чтения, актуальные исследования и методы.
 

Современная социокультурная ситуация характеризуется рядом принципиальных «сдвигов» и трендов, обозначаемых С. П. Капицей как «цивилизационный переход»: научно-технические инновации, ускорение исторического времени, рождающиеся на наших глазах (буквально революционные) образы будущего и т.д. В результате произошедших изменений в различных сферах и областях действительности фиксируется понижение эффективности традиционных механизмов и практик, некогда стабилизирующих и упорядочивающих социокультурную реальность. Не становятся исключением и воспроизводимые досуговые практики поколений Y (миллениалы, поколение Сети, поколение большого пальца - люди, родившиеся в 1989-1999 годы) и Z (цифровое поколение, поколение Интернета, поколение юзеров, цифровые люди - те, кто рождены в 2003-2023 годы), в том числе - в области читательской деятельности [24].

По справедливому замечанию В. К. Степанова: «XXI век - эпоха, в которой самой постоянной вещью становятся изменения. Ширящееся с каждым годом проникновение цифровых технологий модернизирует, порой до неузнаваемости, все без исключения сферы человеческой жизни [21, с. 34]».

Цифровая реальность трансформирует устойчивые читательские практики и формирует особый тип интернет-ориентированной детской и юношеской аудитории [3; 6; 18], для которой традиционные формы продвижения и восприятия книги связываются с режимом ретроориентированности и символического устаревания. Это требует выявления и систематизации ключевых стимулов активизации читательской деятельности в детской и юношеской аудитории, наиболее популярных в этой среде практик чтения, а также разработки и внедрения цифровых форматов освоения художественной литературы, адекватных запросам и предпочтениям поколения XXI века.

В данном случае мы можем говорить о ситуации, обозначаемой М. Ю. Гудовой как постграмотность (вслед за М. Маклюэном, исследующим культурные трансформации, порождённые интенсивным развитием медиа), представляющей собой социокультурное явление, при котором пользовательская компьютерная грамотность и вовлечённость в процесс виртуального общения преобладают над традиционной грамотностью; сетевое электронное общение - над общением реальным, а электронное экранное чтение - над чтением книжным [5].

Другими словами, мы можем фиксировать проблемные аспекты, связанные не столько с кризисом чтения как социокультурной практики, сколько с устареванием в восприятии молодёжной и подростковой аудитории традиционных форм (книга в текстовом формате, удовлетворение читательских предпочтений в библиотеках), репрезентирующих данную практику. Усиление динамики современной жизни, развитие технических средств коммуникации, хранения и передачи информации, повышение мобильности детской и юношеской аудитории в освоении цифровых форматов требуют актуализировать деятельность по реагированию на указанные тренды. Библиотечным сообществом остро осознаётся необходимость адаптации традиционных институций к инновационному развитию эпохи. Как подчёркивает Г. А. Иванова: «... осмысление теоретических и методических аспектов воспитания творческих читателей позволяет не только увидеть сложность этого процесса, влияние на него средств массовой информации, системы образования (и не только литературного), культуры общества, окружающей среды, но и осознать значение библиотеки как активного социального института поддержки и развития чтения [8, с. 164]».

В настоящее время в России заметны усилия, направленные на удержание ценности чтения на институциональном уровне; в частности, утверждена Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации [10], осуществляется региональная программно-проектная деятельность (программы развития чтения в Республиках Карелия, Калмыкия, Хакасия, Саха (Якутия), Челябинской, Ленинградской, Ульяновской, Самарской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах); интенсивно проводятся профильные конференции и мероприятия соответствующей тематики [3].

Однако, несмотря на перспективность и известную результативность осуществляемых усилий, можно фиксировать существенное отставание исследовательских практик от происходящих изменений. Последнее ведёт к архаизации управленческих решений в сфере влияния на читательские процессы. В ситуации интенсивного внедрения цифровых форматов освоения книжной культуры (и художественной литературы как её основы), в ситуации постграмотности и доминирующего влияния digital-среды от научного сообщества требуется активная «ревизия» сложившихся подходов к анализу книжной культуры.

Анализ существования книжной культуры в условиях информационного общества обобщён в исследованиях М. Ю. Гудо- вой (культурологический анализ чтения в эпоху постграмотности [5]), Б. В. Ленского (актуализирующего проблематику будущего книги и книжной культуры в информационном обществе [13; 14]), Н. В. Лопати- ной (сопряжение перспектив книжной культуры и информационного общества [15]); М. М. Назарова и П. А. Ковалева (на материале социологических замеров представивших изменения современных практик чтения в условиях влияния медиатехноло- гий [17]); Я. Л. Шрайберга (взаимодействие библиотек и интернет-технологий, предстающее, по мысли автора, как «единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде» [23]). Д. К. Равинский обращает внимание на то, что и на Западе пытаются выработать новые методологические подходы к изучению читателей, грамотности чтения и функциональной грамотности в реалиях новых информационных технологий и развития мультимедийных носителей текста [19].

Научно-исследовательские изыскания, направленные на выявление мотивации чтения, построение типологий читательских интересов и запросов (с опорой на массовые опросы), представлены в работах российских исследователей И. А. Бутенко, Л. Д. Гуд- кова, Б. В. Дубина, Н. М. Зоркой, М. М. Назарова, С. Н. Плотникова; институционализировались в специальных исследовательских организациях, осуществляющих мониторинг читательских предпочтений (Межвузовский центр исследования чтения и информационной культуры, Фонд чтения имени Н. А. Рубакина, Левада-центр и другие). Эмпирическая исследовательская информация содержится в материалах Российской государственной детской библиотеки, материалах конференции по подготовке программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, состоявшейся в 2018 году; исследованиях ГПНТБ СО РАН (2013-2016) «Традиции и современные тенденции в развитии книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» - в контексте практик трансформации книжной культуры под влиянием компьютерных технологий. История детского и подросткового чтения в России и за рубежом осмыслена в фундаментальных исследовательских трудах Г. А. Ивановой, Т. И. Михалевой, И. М. Немчиновой, В. П. Чудиновой и других.

Тем не менее сама разноуровневая и многоаспектная картина предпочтений современных читателей, фиксация факторов и обстоятельств, оказывающих стимулирующее воздействие на читательскую активность в век цифровой культуры, кардинальная ломка коммуникативных практик требуют существенного обновления и актуализации исследовательских стратегий, направленных на понимание нового сетевого пространства существования книги.

В современной информационно-коммуникативной культуре и сетевом пространстве существуют и активно развиваются различные формы представленности книжной культуры:

• сетевая (оригинальный контент) и оцифрованная (версия печатной продукции) литература;

• электронные библиотеки и порталы;

• традиционные библиотеки в цифровом формате: электронные каталоги, удалённый доступ, взаимодействие с читателями на сайтах, в блогах, социальных сетях и т.д.;

• литературные форумы и сообщества читателей в социальных сетях, буктьюбер- ство в различных вариантах;

• онлайн-киноклубы, семинары, открытые лекции, дискуссионные веб-площадки, вебинары, связанные с книгой и чтением;

• профессиональные и непрофессиональные формы рекомендации книги: сайты книгоиздательских и книготорговых организаций, отдельных писателей и иные ресурсы, которые ещё предстоит выявить и систематизировать.

Интересна тенденция увеличения количества субкультур, ценностные ориентации которых связаны с миром книги и чтения. В настоящее время в актуальном российском информационном пространстве присутствуют: киберпанки, ванильки, нью-эйдж (New Age), фуммри, ролевики, анимешники (отаку), толкинисты, поттероманы, лукьянисты, акунисты, девочки-«винишко» и т.д. Например, киберпанки увлекаются произведениями жанра антиутопии (У. Гибсон, Ф. Дик, С. Лем, С. Лукьяненко, Д. Симмонс, Б. Стерлинг, Т. Уильямс и другие); ванильки и близкие к ним по духу девочки-«винишко» - псевдофилософской литературой и литературой романтической тематики; представители нью-эйдж тяготеют к чтению литературы, культивирующей духовное самосовершенствование; ролевики в основном выбирают произведения в жанре фэнтези, которые дают им возможность создавать игровые сценарии: Дж. Р. Р. Толкина («Хоббит», «Властелин колец»), Дж. Роулинг (серия «Гарри Поттер»), Дж. Р. Мартина (цикл романов, по которому снят сериал «Игра престолов»), С. Лукьяненко (серия «Дозоры»), Д. Глуховского (серия «Метро 2033») и т.д.

Однако названные формы, обладающие, безусловно, мощным потенциалом воздействия на современную аудиторию, всё же рассчитаны на читательский сегмент, осознающий ценность чтения и стремящийся к расширению «зоны контакта» с книгой и в виртуальной среде [20].
Вместе с тем очевидно, что значительная часть детской и юношеской аудитории дистанцируется от книжной культуры, не включена как в традиционные, так и в авангардные (сетевые) формы взаимодействия с книгой и в целом не отличается сформированной потребностью в расширении и углублении обозначенных контактов.

В сложившейся ситуации требуются новые стратегические и тактические решения по стимулированию читательской деятельности; назрела потребность оперативной фиксации актуальных (и регулярно обновляемых) практик чтения молодёжи; выявления их зависимости от носителей текста, изменившихся способов и средств чтения, организации его пространства в цифровом режиме, в активном взаимодействии с визуальными и медийными форматами [7; 8].

В частности, при анализе проблем современного чтения представляется необходимым использование комплекса опросных методов и методик (традиционный опрос, онлайн-опрос, методика фокус-групповых дискуссий), направленных:

• на выявление взаимосвязи между ценностными ориентациями (вербальный, поведенческий и эмоциональный компоненты) и читательской активностью детской и юношеской аудитории;

• на выявление основных стимулов чтения и социально-психологических механизмов побуждения к чтению;

• на фиксацию наиболее значимых для детей и юношества каналов распространения информации;

• на выявление роли интернет-технологий как потенциального ресурса стимулирования читательской деятельности респондентов (используемые ресурсы, степень и формы сетевой активности, участие в сообществах, посещение интернет-ресурсов, связанных с книгой и чтением);

• на выявление немассовых культурных практик детской и юношеской аудитории в зависимости от воздействия различных факторов (социально-демографических, социально-психологических, социокультурных и других).

Ценные результаты могут быть получены при изучении ряда документов в бумажной и электронной формах, позволяющих фиксировать проблемы, цели, задачи, формы и читательское назначение мероприятий (действий, событий, акций и т.д.). Подобный анализ должен сопровождаться выявлением эффективности данной деятельности по критериям социальной необходимости, социальной полезности и социальной привлекательности .

И если речь идёт о цифровом поколении (потенциальных или реальных) читателей, особый интерес представляет анализ широкого спектра интернет-ресурсов, значимых для развития читательской деятельности молодёжи: сайтов институтов инфраструктуры чтения, содержания книжно-литературно-читательских блогов (в том числе букстаграмеров и буктьюберов), сетевых профессиональных и непрофессиональных рекомендательных сервисов и иных ресурсов, которые могут быть использованы в реализации культурного посредничества между читателем и произведениями письменной культуры.

Одним из результатов подобной работы может стать выявление возможностей Web 2.0 в практике работы по поддержке и развитию чтения (мультимедийные тексты и опросы, интерактивные презентации, облака слов, ленты времени, коллективный майдмэппинг, интерактивные онлайн-доски, интерактивные карты, конструкторы интерактивных заданий, скрайбинг, сторителлинг, веб-миксы); виртуальное представительство институтов инфраструктуры чтения в сетевом пространстве (блогосфера, сайты, вики-среда, социальные сети, буктьюб, видеоблоги, социальная реклама); сетевая проектная деятельность (сетевые активности, сетевые библиотечные проекты) [9]; демонстрация возможностей и ситуаций применения интернет-ресурсов, сервисов и технологий в системе работы по поддержке и развитию чтения с примерами и ссылками на имеющийся опыт работы в этом направлении.

Наиболее значимым в данной работе представляется исследование различных форм коммуникации молодёжных групп по поводу книги и чтения. Эвристичность результатов могут обеспечить следующие ключевые вопросы: «Представители каких социокультурных групп входят в те или иные сообщества»?; «Какие формы коммуникации ими практикуются»?; «Какие литературные явления становятся предметом обсуждения»?; «Какие читательские предпочтения проявляются»?; «С помощью каких лексических средств выражается отношение к прочитанному»?; «Какие рекомендующие признаки используются»? и т.д.

Перспективным и актуальным направлением изучения читательских интересов на современном этапе является анализ целевых документов: ультра-коротких (не более 700 знаков с пробелами) эссе «Чтение, XXI век», собранных с помощью сетевого пространства (социальной сети, школьных, вузовских и библиотечных сайтов и других), а также сбор драбблов на тему «Я и книги» или «Я читаю» . Драббл, посвящённый художественному произведению, может стать фанфиком, написанным по собственному почину производным литературно-художественным произведением. Изучение фанфи- ков позволит понять, какие именно произведения затронули молодых людей в наибольшей степени, что именно для них оказалось наиболее значимым, какие темы и сюжетные линии вызвали у них определённые переживания и т.д. Драбблы также могут быть использованы при выявлении не всегда артикулируемых ожиданий от различных институтов книжного дела, скрытых потребностей (темой драббла, например, может быть визуальный стимул, где обыгрывается тема человеческой головы и библиотеки).

Драбблы, фанфики, буктрейлеры, различные мультимедийные продукты, созданные молодыми людьми в результате проектной деятельности, могут оказаться богатейшим средством изучения читательских предпочтений, особенностей восприятия и дать ответы на вопросы: «Какие конкретно произведения привлекают молодых людей»?; «Какие аспекты книги представляются для них наиболее значимыми, какие герои - наиболее привлекательными»?; «Что именно они выделяют в качестве основного для себя, что конкретно они визуализируют, а для чего находят вербальные средства»?; «С помощью каких текстовых, аудиальных, лингвистических, пространственных и визуальных ресурсов передают своё впечатление о книге»? и т.д. Мультимедийные продукты, созданные молодыми людьми, должны быть подвергнуты внимательнейшему контент-анализу, который может дать намного больше информации, чем традиционный опрос.

Выявление наиболее результативных практик стимулирования читательской деятельности учащейся молодёжи на основе создания молодыми людьми различных продуктов творческой деятельности с их последующим анализом - направление исследования, базирующееся на экспериментальных стратегиях (в частности, на использовании телекоммуникационных проектов в качестве стимула повышения читательской активности молодёжи и развития её медий- но-информационной грамотности). Эти проекты предполагают выполнение заданий различного уровня сложности в дистанционном режиме в ходе игровой познавательной деятельности и создания собственных мультимедийных продуктов на основе постановки целей, решения задач, связанных с выявлением, отбором, экспертизой и освоением как традиционных бумажных источников, так и интернет-ресурсов. Подобные проекты хорошо зарекомендовали себя в системе стимулирования читательской деятельности школьников-подростков [9] и могут быть распространены на другие категории учащейся молодёжи. В библиотечных условиях могут быть апробированы такие популярные в молодёжной среде формы, как бар-кемпы (международная сеть конференций), разнообразные квесты, выступления в формате «печа-куча» и иные формы.

Главным результатом внедрения актуальных исследовательских стратегий должен стать комплексный анализ современных форматов освоения художественной литературы, адекватных запросам и предпочтениям аудитории XXI века, возможность определения дифференцирующих оснований взаимодействия институтов инфраструктуры чтения с детской и юношеской аудиторией [1; 2] и адаптации их действий по активизации читателей к изменившейся цифровой реальности.

В настоящее время в Челябинске разрабатываются программы двух масштабных исследований: «Чтение российской молодёжи в век цифровых технологий: стимулы и практики», «Детское и юношеское чтение в эпоху цифровой реальности: актуальные форматы продвижения книжной культуры», инициированные Центром чтения и Институтом культурной политики и проектного менеджмента Челябинского государственного института культуры. Стратегия исследований связана с научным направлением Digital Humanities: методология и практика исследования социокультурных последствий цифровых технологий, критический анализ их возможностей и ограничений в гуманитарных науках и образовании. Опыт внедрения цифровых технологий в гуманитарную сферу - проблематика, вызывающая интерес современных исследователей [4; 12; 16]. На основе применения методологии Digital Humanities возможно внедрение особой проектной стратегии, обозначенной нами как «book-геймификация»: разработка цифрового продукта - компьютерных игр для детей и юношества, основанных на различных способах и форматах адаптации и популяризации литературы в игроцифровом режиме (это может быть серия компьютерных игр на основе сюжета литературного произведения, биографии писателя, идентификации с героями произведений).

В целом обозначенные исследовательские и проектные стратегии могут рассматриваться как основа для теоретических и методических решений, связанных со сбором и анализом эмпирического материала, разработкой проектов социально-культурной деятельности по популяризации книжной культуры и чтения среди детской и молодёжной аудиторий.

Названные исследования в той или иной мере направлены на фиксацию ключевых стимулов чтения среди детской и юношеской аудиторий, выявление основных практик чтения, читательской деятельности и на систематизацию на основе полученных данных наиболее востребованных форматов, позволяющих создавать новые образы будущего книги.

 
Примечания

1. Аскарова В. Я. Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 3 (19). С. 105-119.
2. Аскарова В. Я., Качева Е. В. Школьная библиотека как системообразующий фактор развития читательской культуры современной школы // Чтение+ : учебно-методическое пособие : подготовка педагогов к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» / Т. Г. Галактионова, Е. О. Галицких, Е. И. Казакова и др. ; научный редактор: Т. Г. Галактионова. Санкт-Петербург: Лема, 2017. С. 58-73.
3. Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей : сборник материалов международной научно-практической конференции / науч. ред.: Г. А. Иванова, А. С. Матвеева. Москва : МГУКИ, 2013. 167 с.
4. Голенок М. П., Осипова Н. О. Digital humanities: проблемное поле и перспективы развития // Научное обозрение : Международный научно-практический журнал. 2018. № 1. С. 7-10.
5. Гудова М. Ю. Чтение в эпоху постграмотности: культурологический анализ : дис. на соиск. учён. степ. доктора культурологии : 24.00.01 / Гудова Маргарита Юрьевна ; Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина. Екатеринбург, 2015. 329 с.
6. Гушул Ю. В., Тесля Е. В. Сервис-ориентированные технологии библиотечно-библиографического обслуживания и поддержки чтения поколения Z // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 45-53.
7. Зубанова Л. Б. Визуальная и книжная культура: идеология информационно-медийных предпочтений // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 5 (260). С. 55-59.
8. Иванова Г. А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162-167.
9. Качева Е. В. Роль и место сетевых библиотечных проектов в образовательном процессе школы // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). С. 61-69.
10. Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Москва : Б. и., 2016. 25 с.
11. Кузьмин Е. И., Орлова Э. А., Урмина И. А. Оценка социальной эффективности деятельности по продвижению чтения [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2624868.html
12. Лаптева М. А., Гордеева Е. А. Digital Humanities в России: перспективы развития // Прикладная информатика. 2018. Том 13. № 1 (73). С. 44-51.
13. Ленский Б. В. Будущее книги в информационном веке // Вестник Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова. 2011. № 3. С. 67-85.
14. Ленский Б. В. Перспективы развития книжной культуры в информационном обществе // Книга. Исследования и материалы. 2011. Том 2. № 94.
15. Лопатина Н. В. Книжная культура информационного общества // Культура: теория и практика. 2016. № 5-6 (14-15).
16. Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8-23.
17. Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2 (394). С. 84-95.
18. Пошехонова В. А. Образовательная гуманитарная технология цифрового поколения // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 13-20.
19. Равинский Д. К. Чтение. Грамотность. Библиотеки: что сейчас обсуждают на Западе // Кризис чтения: энергия преодоления : сборник научно-практических материалов / редактор-составитель В. Я. Аскарова. Москва : МЦБС, 2013. С. 53-65.
20. Рубанова Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 45-53.
21. Степанов В. К. Библиотеки цифровой эпохи: к разработке стратегии и тактики преобразований // Современная библиотека. 2014. № 9. С. 34-36.
22. Степанов В. К. Больше, чем книги: библиотека и библиотекари в мире, где меняется всё // Научные и технические библиотеки. 2017. № 1. С. 19-25.
23. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и интернет: единство и борьба противоположностей и загадочные перспективы в изменяющейся социокультурной и информационной среде : ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2014 // Научные и технические библиотеки. 2014. № 10. С. 5-51.
24. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный Икс. 2-е изд., стер. Москва : Университет Синергия : Школа Бизнеса, 2017. 138 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.05.2019)
Просмотров: 26 | Теги: книжная культура, чтение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь