Вторник, 20.02.2018, 16:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А.Е Капаева, доцент кафедры зарубежной филологии филологического факультета СВГУ; кандидат педагогических наук, доцент; А.С.Шумкова

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Освещается актуальная проблема формирования интеллектуально-творческой личности учащегося. Авторы приводят результаты успешной апробации упражнений, разработанных на основе методов РТВ ТРИЗ-педагогики, и показывают их эффективность при обучении лексико-грамматической стороне речи в симбиозе с обучением творчеству и фантазированию на уроках английского языка.

Ключевые слова: ТРИЗ, ТРИЗ-педагогика, методы РТВ ТРИЗ-педагогики, творческое воображение, творческий потенциал личности 

 

Как известно, вектором современной системы образования является воспитание творчески потенциальной и нетривиально- мыслящей личности. Одним из форсирующих инструментов развития дивергентного мышления по праву признана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), а именно, составляющий ее основу курс развития творческого воображения (РТВ).

Курс РТВ был разработан всемирно известным советским ученым, отцом-основателем ТРИЗ - Г.С. Альтшуллером и нацелен прежде всего на получение управляемой фантазии. Курс РТВ содержит ряд специальных методов (простые методы фантазирования, игровые (ролевые), унарные, бинарные, системные, переборные [4, с. 186]), направленных именно на обучение фантазировать, на тренировку воображения, и опирается на сознательное использование законов развития систем.

Так, ТРИЗ учит мыслить и творить системно. Методы обучения и развития творческого воображения, разработанные на основе классической ТРИЗ, составляют методическую базу такой инновационной научной области как ТРИЗ-педагогика. Основная перспективная цель ТРИЗ-педагогики - подготовить обучающегося жить и реализовывать себя в профессиональном плане в динамично изменяющемся мире. Занятия с опорой на методы РТВ ТРИЗ - педагогики отличаются живостью и привлекательностью, постепенно, от занятия к занятию, «расшатывая» психологическую инерцию обучаемого и, тем самым, развивая сильное нетривиальное мышление.

Необходимо заметить, что требование развития творчески активной личности охватывает все дисциплины, изучаемые ребенком в современной школе. Как утверждал в свое время Г.С. Альтшуллер - «принципы управления мышлением при решении изобретательских задач могут быть перенесены на организацию творческого мышления в любой области человеческой деятельности» [1, с. 115]. Предметная область «иностранный язык» также не является исключением.

Так, интересным представляется предпринять попытку реализовать педагогический потенциал РТВ ТРИЗ-педагогики на уроках английского языка и использовать ТРИЗ в качестве катализатора достижения двух важнейших целей обучения иностранному языку в современной школе: формирования коммуникативной компетенции и стимуляции развития творческих способностей учащегося. Таким образом, использование технологий ТРИЗ-педагогики на уроках английского языка может способствовать развитию речевого творчества детей в симбиозе с обучением безграничному фантазированию.

Необходимо помнить, что язык одновременно представляет собой и предмет изучения, и средство выражения, что зачастую осложняет процесс использования упражнений, влияющих на развитие творческого воображения совместно с уже имеющимся учебным материалом. Традиционно ТРИЗ- упражнения не учат английскому, а учат английским. При этом нельзя забывать, что главной целью обучения ИЯ является именно формирование коммуникативной компетенции учащегося. Таким образом, необходимо не только научить детей творчески подходить к выполнению задания, но и способствовать запоминанию и овладению исходной языковой базой. ТРИЗ-педагог иностранного языка должен уметь совмещать эти оба процесса, должен видеть и выбирать именно те приемы ТРИЗ-педагогики, которые отвечают поставленным на уроке задачам, его личному опыту и особенностям класса.

Использование методов РТВ ТРИЗ-педагогики на уроках иностранного языка было рассмотрено нами в фокусе развития лекси- ко-грамматической стороны речи учащихся. В методической литературе под лексико-грамматической стороной речи понимается словарный запас и грамматически правильное его использование. Вполне очевидно, что невозможно научить говорить, обучая отдельно лексике и отдельно только грамматике. В процессе речи все лексические единицы связаны между собой законами грамматики. В этой связи, разработанные и представленные ниже упражнения направлены именно на формирование лексико- грамматической стороны речи учащегося.

Важно отметить, что методы РТВ ТРИЗ, являющиеся инструментами ТРИЗ-педагогики, дают возможность видеть лексико-грамматические явления в комплексе, применять их системно, а не только в рамках одной конкретной темы, что также не является обязательным исключением. Педагог вправе самостоятельно варьировать формулировки заданий, лексический материал внутри упражнения, грамматические и речевые структуры, режимы работы и, если это необходимо, использовать ТРИЗ-упражнения относительно интересующей темы.

На сегодняшний день, к сожалению, отсутствуют систематизированные методические разработки по использованию методов РТВ ТРИЗ в обучении английскому языку. Ввиду отмеченного нами был разработан комплекс упражнений, направленных на обучение лексико-грамматической стороне речи, с опорой на тематический материал учебника «Английский в фокусе» для 7 класса («Spotlight 7»). Характеристика некоторых из разработанных упражнений детально представлена в таблице.

Характеристика упражнений, разработанных на основе методов РТВ ТРИЗ

Большинство разработанных нами упражнений было апробировано на уроках английского языка в ходе педагогической практики на базе МАОУ «Гимназии № 13» в двух группах учащихся 7-х классов. С первой группой учеников (7А класс) проводилась работа по УМК «Английский в фокусе» для 7 класса («Spotlight 7»), вторая группа учащихся (7В класс) также обучалась по УМК, однако уроки содержали разнообразные творческие задания и упражнения, разработанные на основе принципов и идей ТРИЗ-педагогики, а также упражнения, основанные на методах РТВ ТРИЗ, направленных на развитие творческого воображения, активного продуктивного творчества, нетривиального дивергентного мышления, а также способствующих преодолению автоматизма восприятия и психической инерции. В качестве гипотезы экспериментального обучения было выдвинуто предположение о том, что применение упражнений, основанных на методах развития творческого воображения ТРИЗ- педагогики на уроках английского языка будет способствовать повышению уровня коммуникативной компетенции учащихся, развитию речемыслительной активности, памяти, активному использованию лексико- грамматического языкового материала в коммуникации совместно с развитием творческой активности и свободного фантазирования учащихся. Эксперимент проводился в три этапа: 1) начальная диагностика; 2) непосредственное экспериментальное обучение; 3) итоговая диагностика.

На этапе начальной диагностики учащимся двух групп была предложена самостоятельная работа по итогам урока «A city mouse or a country mouse?», лексико-грамматический материал которого изучался без выполнения творческих заданий по методам РТВ ТРИЗ-педагогики. Самостоятельная работа включала четыре задания, три из которых были направлены на выявление уровня лексико-грамматической грамотности учеников, а одно упражнение было составлено на основе субтеста «Выражение», входящего в модифицированный тест креативности Дж. Гилфорда, предложенный Е.Е. Туник. Результаты самостоятельной работы можно считать удовлетворительными, что может являться следствием низкой успеваемости учащихся, отсутствием мотивировки на учебную деятельность, также полученные результаты могу быть обусловлены тем фактом, что эксперимент проводился в начале академического учебного года.

Далее в ходе десяти уроков проводилось непосредственно экспериментальное обучение. Необходимо отметить, что на первых этапах эксперимента нами было выявлено, что учащиеся 7В класса испытывают трудности выполнения творческих заданий, основанных на методах ТРИЗ, обладают невысоким уровнем творческой активности, слабо развитым воображением, демонстрируют автоматизм восприятия и психическую инерцию при выполнении заданий, связанных с творческим созиданием. Данную тенденцию можно объяснить возможным отсутствием мотивированности на продуктивное творчество, а в частности речетворчество на английском языке, отсутствием опыта разрешения подобных задач и выполнения упражнений, направленных на развитие дивергентного нетривиального открытого мышления на уроках английского языка, а также ограниченным словарным запасом и низким уровнем усвоения лексического и грамматического материала УМК.

Так, с помощью итоговой диагностики было выявлено, что показатели освоения лексико-грамматического материала и уровня креативности учащихся 7А класса (30 %, 54 %, 67 %) значительно ниже, чем в 7В классе ( 60 %, 61 %, 71 %), в котором занятия проводились с использованием заданий, основанных на методах РТВ ТРИЗ. (см. диаграммы 1-2)
Данные результаты доказывают эффективность использования на уроках ИЯ заданий и упражнений, основанных на методах РТВ ТРИЗ, тем самым подтверждая выдвинутое предположение о том, что активное продуктивное речетворчество по ТРИЗ способствует комплексному формированию коммуникативной компетенции учащихся в симбиозе с развитием таких психических процессов, как восприятия, мышления, памяти, воображения и фантазии.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Библиографический список

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. - Петрозаводск : Скандинавия, 2003. - 240 с.
2. Альтшуллер Г.С. О психологии изобретательского творчества / Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37-49.
3. Ваулина Е.Ю. «Английский в фокусе» для 7 класса / Е.Ю. Ваулина [и др.]. - М. : Просвещение ; UK. : Express Publishing, 2013.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 2004. - 336 с.
5. Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.И. Гин. - Минск, 2010. - 24 с.
6. Кукалев С.В. Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ : учеб. пособие. - М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2014. - 416 с. : ил.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. - Магадан, 2017. - Вып. 28.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (28.01.2018)
Просмотров: 73 | Теги: английский язык, ТРИЗ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь