Воскресенье, 19.11.2017, 08:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ЖИТЕЛЕИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ю.Е.Якунина

ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ ЖИТЕЛЕИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Объектом исследования являются этнические стереотипы жителей Магаданской области. Основной метод исследования - униполярный личностный семантический дифференциал. В результате исследования проанализированы изменения содержания стереотипов относительно наиболее многочисленных в Магаданской области этнических групп (русских, украинцев, эвенов, татар, коряков, белорусов, азербайджанцев и ингушей).

Ключевые слова: этнические стереотипы, Магаданская область, динамика этнических представлений.

 

Магаданская область является регионом, в котором проживают, согласно данным переписи населения 2010 г., представители более 100 этнических групп [2].

Этнические стереотипы представляют собой упрощенные представления об этнических группах. Стереотип может содержать в себе как реальные, так и приписываемые свойства, однако в любом случае изучение этнических стереотипов может дать информацию об межэтнических отношениях описываемых групп. Как указывает Т.Г. Стефаненко, процесс стереотипизации выполняет функции оценочного сравнения (своей этнической группы с другими) и формирования этнической идентичности, при этом «содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка» [4, с. 27].

Среди свойств стереотипов часто упоминают их устойчивость. Таким образом, выявление изменений в содержании стереотипов может являться как показателем изменений в социальной сфере общества, так и указывать на изменения в идентичности их носителей (в контексте нашего исследования - в этнической идентичности).

В 2006 г. нами было проведено исследование межэтнических стереотипов жителей Магаданской области (см., например: [5; 6]). В 2015 г. мы в несколько модифицированном виде повторили наше исследование 2006 г.

Сравнение результатов Всероссийских переписей населения 2002 [1] и 2010 гг. [2] позволяет выявить некоторую динамику этнического состава жителей Магаданской области (табл. 1).

Так, на фоне общего сокращения численности населения (более 14 %) можно наблюдать и сокращение доли ряда этнических групп в национальном составе Магаданской области. При этом стоит отметить некоторый рост численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) и резкий рост численности узбеков. Однако общее соотношение этнических групп изменилось незначительно. По-прежнему, доминирующей этнической группой остаются русские, и, несмотря на общее сокращение численности русских на территории региона, их доля в этническом составе несколько выросла.

Таблица 1
Сравнение данных об этническом составе Магаданской области Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.

(первые десять позиций по численности)

В 2006 и 2015 гг. нами выявлялись стереотипы относительно наиболее распространенных на территории области этнических групп. При этом в обоих случаях из числа КМНС нами были оставлены две наиболее распространенные группы (эвены и коряки). В исследовании 2006 г. нами не изучались стереотипы о немцах (группе, занимающей на тот момент девятую строчку в списке по численности) в силу опасений, что будут выявлены стереотипы о немцах Германии, и узбеках, так как на тот момент данная группа не входила в число наиболее распространенных в Магаданской области. Таким образом, накопленные нами данные позволяют проследить изменения межэтнических стереотипов относительно восьми этнических групп.

В качестве основного метода исследования нами использовался униполярный личностный семантический дифференциал (УЛСД) А.Г. Шмелева, В.И. Похилько, А.Ю. Козловской-Тельновой. Методика представляет собой набор из 64 прилагательных, выражающих личностные черты, со шкалами от 0 до 3. Обработка данных велась методом семантических универсалий Е.Ю. Артемьевой при 80 %-ном уровне значимости [3].

Подобный метод обработки позволяет выделить те характеристики изучаемого объекта, которые приписывает ему большинство выборки.

Таблица 2
Изменения образов представителей коренных малочисленных народов Севера


Примечание. * Здесь и далее - в скобках указан «вес» признака.

Сбор данных в двух исследованиях велся по-разному. В более раннем исследовании выборки, оценивающие предложенные стимулы, могли не совпадать, в то время как в исследовании 2015 г., для решения одной из задач, нам было важно соотнести оценки испытуемых относительно различных этнических групп. В обоих случаях испытуемый мог отказаться заполнять бланк УЛСД, если у него не было представлений о той или иной группе, однако, точно оценить количество отказов в первом исследовании затруднительно. С этой особенностью планирования исследований связано различие в количестве испытуемых, оценивших ту или иную группу (табл. 2).

Как видно из табл. 2, образы представителей КМНС изменились, однако кардинальными данные изменения назвать нельзя. Несмотря на значительный процент отказов оценивать данные группы в более позднем исследовании (85 % респондентов в 2015 г. заявили, что ничего не знают о коряках, и 75 % не смогли оценить эвенов), в целом, существующие образы - положительные и по сравнению с 2006 г. более согласованные.

Обращает на себя внимание, что образ эвена пополнился рядом положительных характеристик («общительный», «творческий», «оптимист»). Возможно, появление данных качеств связано с популяризацией культуры КМНС в Магаданской области, чаще проводятся национальные праздники и конкурсы, которые привлекают все большее количество гостей и жителей региона.

Таким образом, можно говорить, что стереотипы относительно КМНС носят позитивный характер, однако количество респондентов, которые не смогли оценить этносы, традиционно проживающие на территории Магаданской области, в том числе третью по численности этническую группу, может свидетельствовать о низкой этнокультурной компетентности населения.

Из образов трех славянских этносов наименьшие качественные изменения произошли с образом белоруса (табл. 3). И хотя набор приписываемых белорусам качеств несколько изменился, в целом образ остался положительным.

Как видно из табл. 3, образ русских претерпел значительные изменения: если в 2006 г. в универсалию входило 18 качеств, то в 2015-м - 11. Это может свидетельствовать как о снижении позитивной оценки русских, так и о росте противоречивости оценок у жителей области. При этом образ также остается позитивным.

Таблица 3
Изменения образов славянских этносов

Наиболее же кардинальные изменения произошли в представлениях об украинцах: в универсалию вошло только одно качество - «общительный», что указывает на абсолютную рассогласованность оценок. Вероятно, конфликт на границе Украины и Российской Федерации, а также освещение его в средствах массовой информации, привели к полному разрушению образа украинцев. Можно предполагать, что представления об украинцах находятся в стадии трансформации: новый образ в общественном сознании еще не создан (нет единства представлений), в то время как старого - уже нет.

Как видно из табл. 4 (см. с. 19), в представлениях жителей Магаданской области о татарах и азербайджанцах произошли существенные изменения: оба образа стали более позитивными. Так, из представлений об азербайджанцах ушли практически все отрицательные качества («нахальный», «расчетливый», «изворотливый»), в то время как появились положительно окрашенные характеристики - «сильный», «трудолюбивый» и «общительный». Образ же татарина изменился кардинально: в двух универсалиях не совпадает ни одной характеристики, при этом, если в стереотипном представлении, выявленном в 2006 г., доминировали отрицательные черты, то в более позднем исследовании этот образ полностью положителен, хоть и не развернут.

Лишь образ ингуша в сознании жителей области остается практически негативным. Более того, из него ушли положительные качества «сильный», «твердый» и «подвижный», и теперь из 8 характеристик 6 имеют ярко выраженную негативную окраску.

Таким образом, можно утверждать, что в целом характер межэтнических отношений на территории Магаданской области является скорее позитивным (из восьми оцененных этнических групп, негативный образ выявлен относительно только одной). За 9 лет, прошедших между двумя исследованиями, кардинально изменился образ татар, стал более позитивным образ азербайджанцев, разрушился образ украинцев, снизились позитивность и однозначность восприятия русских. При этом образ представителей КМНС можно охарактеризовать как положительный.

Таблица 4
Изменения образов азербайджанца, татарина и ингуша

 

Причины произошедших изменений лежат в социальных изменениях. Произошедшие в недавнем времени межнациональные конфликты привели к изменениям в восприятии обеих участвующих в них сторон, рост доли отдельных этнических групп в национальном составе региона - к учащению контактов и, как следствие, корректировке их образа в общественном сознании. Однако хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в исследовании 2015 г. мы довольно часто сталкивались с ситуацией, когда респондент не имел представлений о большинстве этнических групп, проживающих на территории Магаданской области. Это указывает на необходимость просветительской работы с населением региона в целях повышения этнокультурной осведомленности. Более того, рост знаний и представлений о других этносах может стать основой повышения собственной позитивной этнической идентичности.

Библиографический список

1. Всероссийская перепись населения 2002 года [Электронный ресурс]. - М., 2004. - Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11. - 3.10.2016.
2. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. - М., 2001-2013. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis 2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-04.pdf. - 3.10.2016.
3. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В.П. Серкин. - М. : Пчела, 2008. - 382 с.
4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология : практикум / Т.Г. Стефаненко. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 208 с.
5. Якунина Ю.Е. Специфика этнической идентичности коренных малочисленных народов Магаданской области в контексте межэтнических отношений / Ю.Е. Якунина // Вестник СВГУ. - Магадан : СВГУ, 2008. - Вып. 10. - С. 94-98.
6. Якунина Ю.Е. Этнические гетеростереотипы магаданских студентов / Ю.Е. Якунина // Ученые записки кафедры психологии СВГУ / под ред. В.П. Сер- кина, И.Ю. Кузнецова, Ю.Е. Якуниной. - Магадан : СВГУ, 2007. - Вып. 6. - С. 164-173.

Изменения этнических стереотипов жителей Магаданской области / Ю.Е. Якунина // Вестник. - 2016. - Вып. 26. - С. 14. : табл. 4. - Библиогр.: с. 20 (6 назв.).

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (04.09.2017)
Просмотров: 33 | Теги: Этнические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь