Суббота, 23.03.2019, 10:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОПЛЫВАНИИ ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ КРОЛЕМ НА ГРУДИ

Лисаевич Е.П., Назаренко И. А.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОПЛЫВАНИИ ДИСТАНЦИИ 100 МЕТРОВ КРОЛЕМ НА ГРУДИ

Аннотация. Данная статья содержит теоретические и практические материалы по проблеме подготовки юных спортсменов в плавании. В статье рассматриваются изменения показателей кинематических характеристик у юных пловиов на дистанции 100м кролем на груди, а так же проводится анализ полученных результатов.

Ключевые слова: юные пловцы, дистанция 100м кролем на груди, отрезок 7,5м, изменение показателей, анализ результатов.

 

Введение Кроль на груди является самым быстрым способом в спортивном плавании. Сочетание гребковых движений рук и ног обеспечивает наиболее равномерное продвижение пловца. Все движения имеют общие признаки, по которым их можно сравнивать или оценивать. Эти признаки в механике называют характеристиками. При анализе физических упражнений чаще всего используются кинематические и динамические характеристики, а в спортивном плавании и гидродинамические.Особенностью современных исследований в плавании является определение динамических параметров гребка и связей этих показателей с кинематическими характеристиками движений.

Кинематические характеристики отражают движение тела и его частей в пространстве и характер их изменения во времени, т. е. дают внешнюю картину (форму, характер) двигательной деятельности и подразделяются на пространственные, временные, пространственно-временныехарактеристики.

Одним из показателей пространственных характеристикявляется «шаг» пловца - перемещение тела за один цикл движений. Временные характеристики представлены такими показателями как время прохождения дистанции и время гребкового цикла. Они определяют параметры движения во времени. Показатель средней скорости относится к пространственно-временным характеристикам. Средняя скорость - это такая скорость, с которой тело при равномерном движении за какое-то время прошло бы все перемещение.

Основным показателем, определяющим спортивный результат в плавании, служит время проплывания дистанции. При анализе технической и морфофункциональной подготовленности пловцов учитывается также время цикла. Этот показатель зависит от скорости плавания, квалификации пловцов и их физической подготовки.

Вопросом изменения показателей плавания занимаются многие авторы научных публикаций. С. М. Вайцеховский попытался установить возможные корреляционные зависимости отдельных сторон соревновательной деятельности с показателями специальной силовой подготовленности пловцов. Для этого изучались параметры (скорость на финише, средняя дистанционная скорость, начальный и конечный темп и «шаг») характеризующие технико-тактическую деятельность при прохождении пловцами соревновательной дистанции. [1] Е. С. Перепалова анализировала результаты белорусских пловцов на Европейском Олимпийском фестивале молодежи. В своем исследовании она рассматривала динамику скорости прохождения дистанций 100 и 200 м различными способами плавания. [4]

Основное содержание работы.Цель нашей работы: рассмотреть изменения показателей кинематических характеристик у юных пловцов на различных участках дистанции 100м кролем на груди.

В данном исследовании принимали участие мальчики и девочки в возрасте 12¬13 лет, имеющие спортивную квалификацию -II взрослый разряды. Спортсмены в условиях соревновательной деятельности проплывали дистанцию 100 м способом кроль на груди с максимальной скоростью в 25-метровом бассейне.

Дистанция 100м кролем на груди считается спринтерской дистанцией. Поэтому на протяжении всех 100м пловцам необходимо работать в максимальном темпе. Дистанция 100м рассматривают как 4х25м. На каждом из этих отрезков был определен в 7,5 м (от разметки 12,5м до 20м), на котором фиксировалось время проплывания и количество гребков. Далее на выбранных участках рассчитывалась средняя скорость проплывания и длина «шага» юных пловцов.

По полученным результатам исследования(рисунки 1, 2, 3) видно, что по мере прохождения дистанции 100м кролем на груди наблюдается изменение показателей плавания, как у мальчиков, так и у девочек на всех рассматриваемых отрезках.
Первый показатель, который мы анализировали - это время проплывания отрезков в 7,5мна различных участках дистанции 100м (рис.1). Первый отрезок 7,5м (от 12,5 до 20м) девочки проплыли за 4,59с, мальчики за 4,27с. На втором отрезке (от 37,5 до 45м) результат у девочек ухудшился на 0,48с, а у мальчиков на 0,53с. Следующий отрезок 7,5м(от 62,5 до 70м) девочки проплыли хуже на 0,12с.У мальчиков время проплывания на третьем отрезке дистанции составило на 0,19с. Последние 25м, характеризуются финишным ускорением.Отсюда отмечается увеличение скорости плавания, и, соответственно, уменьшение времени проплывания фиксируемого отрезка дистанции. Так девочки (отрезок от 87,5 до 95 м) проплыли на 0,01с лучше предыдущего. У мальчиков эта величина составила 0,05с. Если сравнивать время проплывания первого и последнего отрезка, у девочек эта разница составила 0,59с, у мальчиков соответственно 0,67с.

Рисунок 1. Изменения времени проплывания отрезков в 7,5 м.

Второй показатель, определяемый нашим исследованием - средняя скорость проплывания юными пловцами отрезков в 7,5 м на различных участках 100- метровой дистанции (рис. 2). По данным результатам средняя скорость проплывания у юных пловцов снизилась уже на втором отрезке (от 37,5 до 45м). У девочек на 0,15м/с, а у мальчиков - на 0,2м/с. Третий отрезок (от 62,5 до 70м) 100-метровой дистанции девочки проплыли на 0,03м/с хуже, чем второй. У мальчиков эта величина составила 0,06м/с. На последнемдистанционном отрезке(от 87,5 до 95 м) у мальчиков наблюдается улучшение результатов относительно третьего отрезкана 0,02м/с. У девочек этот показатель остался на прежнем уровне. Относительно первого и третьего отрезка у девочек снижение скорости произошло на 0,15м/с, у мальчиков на 0,24м/с.

Рисунок 2. Изменения средней скорости проплывания отрезков в 7,5 м.

Следующий показатель оценки эффективности плавания является длина «шага» (рис. 3). Количество циклов гребка при прохождении дистанции у девочек больше, чем у мальчиков, соответственно длина «шага» у мальчиков выше, чем у девочек. Длина «шага» на первом отрезке 100-метровой дистанции (от 12,5 до 20м) у девочек составила 1,66м, у мальчиков 1,88м. На следующих выбранных 7,5 метрах (от 37,5 до 45м) у юных пловцов количество циклов осталось на прежнем уровне, соответственно результаты длины «шага» остались прежними. На третьем и четвертом отрезке (от 62,5 до 70м. и от 87,5 м до 95 м) число гребков у мальчиков и девочек увеличилось на один, поэтому длина «шага» снизилась до 1,5м у девочек и 1,66м у мальчиков. Как правило, вторая половина 100-метровой дистанции по времени проплывания всегда хуже. Поэтому пловцы стараются поддержать скорость за счет увеличения количества гребков, соответственно при этом страдает длина «шага». Разница в длине «шага» между первой половиной дистанции и второй составила у девочек 0,16м, а у мальчиков 0,22м.

 

Рисунок 3. Изменения длины «шага» на отрезках в 7,5 м.

Заключение.Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующие выводы:

1. Анализ результатов проведенного исследования показывает, что изменение показателей плавания у юных пловцов происходит уже на втором 25-метровом участке стометровой дистанции.

2. Самым слабым по всем показателям является третий рассматриваемый отрезок (от 62,5 до 70м), на котором происходит большинство изменений. Последние представленные 7,5 м (от 87,5 до 95 м) являются финишем, поэтому время проплывания, средняя скорость, количество гребковых циклов увеличиваются, однако длина «шага» при всем этом снижается.

3. Для повышения скорости плавания особое внимание в тренировочном процессе следует уделять увеличению длины «шага», за счет улучшения качественной стороны техники плавания, развитию скоростной выносливости, а так же силовому компоненту гребкового движения.

Литератруа

1. Вайцеховский, С.М. О взаимосвязи силовой и технико-тактической подготовки пловцов / С.М.Вайцеховский, М.И.Сайгин, Е.В.Липский// Теория и практика физ. культуры. - 1985. - № 3. - С. 5-7.
2. Клешнев В.В. Метод анализа соотношения скорости, темпа и шага при выполнении локомоций в водной среде. Плавание III Исследования, тренировка, гидрореабилитация. - СПб; Изд. ООИ «Плавин», 2005., С.74-78.
3. Колмогоров, С.В. Гидродинамические характеристики пловцов различного пола и квалификации / Колмогоров С.В., Румянцева О.А., Койгеров С.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 9. - С. 31-38.
4. Перепалова Е.С. Анализ соревновательной деятельности юных пловцов // Научные труды НИИ физической культуры и спорта Республики Беларусь: Сб. науч. трудов,- Мн., 2006. - Вып. 6. - С. 58-63.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.03.2019)
Просмотров: 24 | Теги: плавание, кроль на груди | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь