Четверг, 21.09.2017, 22:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И МИНИСТЕРСТВА ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1802-1819 гг.)

ДМИТРЯН М.С.,
преподаватель-методист учебного отдела Ставропольского филиала
Краснодарского университета МВД России, аспирант кафедры истории
и государственного права Северокавказского социального института


ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ И МИНИСТЕРСТВА ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1802-1819 гг.)



На протяжении многих лет важнейшей
частью  государственного  механизма  Рос-
сии были и остаются органы правопорядка,
призванные  обеспечивать  жизнь  и  здоро-
вье  граждан,  охрану  правопорядка  и  иму-
щества.  Полиция  (затем  милиция)  входила
в состав одного из старейших министерств
России - Министерства внутренних дел, ко-
торое  под  своим  руководством  выполняло
множество функций и задач по обустройству
жизни россиян. Министерство осуществляло
полномочия не только в сфере борьбы с пре-
ступностью, но и ряд несовместимых для на-
стоящего  времени  функций  в  области  зем-
леделия, промышленности, продовольствия,
торговли,  здравоохранения,  в  его  ведении
находились тюрьмы, больницы.
Министерство  принимало  деятельное
участие  в  подготовке  большинства  преоб-
разований и приводило их в жизнь. В иссле-
дуемый период оно исполнило колоссальную
работу,  потребовавшую  необычайного  на-
пряжения. Одновременно в эпоху реформ с
особой яркостью выступили наружу разные
неблагонадежные  элементы  населения,  ко-
торые вносили в общественную жизнь боль-
шую смуту, что, в свою очередь, усложнило
положение министерства, призванного охра-
нять государственный порядок.
При  осуществлении  реформ  государ-
ственного механизма, в том числе системы
правоохранительных  органов,  совершен-
ствование правовой основы их организации
и  деятельности  требует  учитывать  множе-
ство  факторов  и  среди  них  исторический
опыт  прошлого.  В  связи  с  этим  научное  и
практическое  значение  имеет  изучение
истории министерства внутренних дел, опре-
деление его роли в системе органов государ-
ственного управления.
История Министерства внутренних дел
России  насчитывает  уже  более  двух  веков.
XIX  столетие  принесло  в  Россию  реформы
государственного  управления,  прежде  все-
го, связанные с приходом на престол Алек-
сандра I, любимого внука Екатерины II.
Вступление  на  престол  Императора
Александра I сопровождалось рядом указов
либеральной направленности, которые дали
основание Пушкину А.С. определить начало
XIX века как «дней Александровых прекрас-
ное начало».
Ярким  проявлением  либеральных
устремлений  Александра  I  стала  организа-
ция  «Негласного  комитета»,  одним  из  на-
правлений деятельности которого была под-
готовка  министерской  реформы.  В  основу
Манифеста об учреждении министерств лег-
ли проекты Чарторыйского и Новосильцева,
князей, «молодых друзей» императора, вхо-
дивших в состав Негласного комитета [1].
Таким образом, 8 сентября 1802 г. Ма-
нифестом «Об учреждении министерств» по-
ложено  начало  становлению  министерской
системы управления в России. Учреждалось
единое Министерство Внутренних Дел, пред-
ставляющее  собой  орган  государственной
исполнительной  власти  Российской  импе-
рии, сосредоточивший в своих руках самые
разнообразные  задачи,  как  полиции  без-
опасности, так и полиции благосостояния.
Согласно  Манифесту,  Министерство
включало  в  себя  восемь  отделений:  Ино-
странных  Дел,  Военное,  Морское,  Внутрен-
них Дел, Финансов, Юстиции, Коммерции и
Народного Просвещения. «Мы за благо рас-
судили, - говорилось в Манифесте, - разде-
лить государственные дела на разные части,
сообразно естественной их связи между со-
бой, и для благоуспешного течения поручить
оные  ведению  избранных  нами  министров,
постановив им главные правила, коими они
имеют руководствоваться в исполнение все-
го того, чего будет требовать от них долж-
ность  и  чего  мы  ожидаем  от  их  верности,
деятельности и усердия ко благу общему».
Высочайший  манифест  возлагал  «лестную
надежду», что «оно (министерство) способ-
ствовать  нам  будет  к  утверждению  народ-
ного  спокойствия,  …к  сохранению  и  воз-
вышению  общего  всех  благосостояния  и  к
воздаянию каждого должного от лица пра-
восудия  …  словом,  к  приведению  всех  ча-
стей  государственного  управления  в  проч-
ное и намерению нашему соответственное
устройство» [1].
Отделения  сразу  после  их  учрежде-
ния  стали  официально  именоваться  мини-
стерствами, во главе которых стоял особый
министр. Непосредственно руководство над
самим  Министерством  было  поручено  гра-
фу  Кочубею  Виктору  Павловичу.  Он  внес
решающий вклад в его образование и при-
влекал к его участию наиболее знатных лич-
ностей, каковым в первую очередь являлся
Сперанский  Михаил  Михайлович,  который
занимался детальной разработкой проектов.
Первоначально  Сперанский  занимал  пост
директора департамента, а после уничтоже-
ния  коллегий,  был  назначен  начальником  II
Экспедиции.
Только император мог назначить и уво-
лить министра и только перед ним они несли
единоличную ответственность (п. I). Ежегод-
но  каждый  министр  обязан  был  представ-
лять  через  Сенат  императору  ежегодные
письменные  отчеты  о  деятельности  «всех
вверенных  ему  частей,  исключая  из  них
дела, особой тайне подлежащие».
Главным отличием новых органов цен-
трального управления, заменивших прежние
коллегии,  было  единоличное  управление:
каждое  ведомство  управлялось  министром
вместо  прежнего  коллегиального  присут-
ствия; министры, в свою очередь, были ответ-
ственны перед Сенатом. Такие политические
изменения  явились  первоначальным  шагом
в реформе 1802 г., но окончательно коллеги-
альный строй Манифест не уничтожал.
По  мнению  графа  Кочубея,  сохра-
нившийся  коллегиальный  порядок  являлся
главным  тормозом  к  успешному  ведению
дел  Министерства.  Сперанский  также  не
раз отмечал необходимость проведения но-
вой реформы.
Практически сразу после образования
Министерства при нем была образована кан-
целярия, штат которой получил название Де-
партамента Внутренних Дел, а также четыре
Экспедиции. Первая из них занималась де-
лами  народного  продовольствия  и  соляной
частью, другая - благочинием. Что касается
третьей,  она  занималась  государственным
хозяйством  и  мануфактурами,  четвертая  -
медицинскою коллегией и приказами обще-
ственного призрения.
Таким образом, создание Манифестом
8 сентября 1802 года министерств означало
переход  от  коллегиального  управления  го-
сударственными  органами  к  утверждению
принципа  единоначалия  в  государствен-
ном  управлении.  Однако  данная  реформа
оказалась  поспешной  и  незавершенной:
созданные в ходе ее органы не имели ясно
определенных границ полномочий и четкого
внутреннего устройства. Это как раз и обу-
словило необходимость новой министерской
реформы  управления,  которая  была  прове-
дена в 1810-1811 гг.
В 1809 г. М.М. Сперанским были под-
готовлены два указа, которые существенно
изменили  порядок  прохождения  государ-
ственной службы [2].
Согласно  манифесту  от  1  января
1810  г.,  был  открыт  преобразованный  Го-
сударственный  Совет,  значение  которого  в
системе управления выражено в манифесте
определением,  что  в  нем  «все  части  управ-
ления  в  их  главном  отношении  к  законода-
тельству сообразуются и чрез него восходят
к  верховной  власти»  [3].  Сперанский  М.М.
отмечал,  что  Совет  «учрежден  для  того,
чтобы  власти  законодательной,  дотоле
рассеянной  и  разбросанной,  дать  новое
начертание  постоянства  и  единообразия»
[4].  Председательствовал  в  Государствен-
ном  Совете  государь.  В  его  состав,  поми-
мо  общего  собрания,  входили  четыре  де-
партамента:  духовных  и  гражданских  дел,
дел  военных,  государственной  экономии
и законодательный. Также при Совете уч-
реждалась  государственная  канцелярия,
государственным секретарем которой был
назначен М.М. Сперанский.
С  реформой  1810  г.  изменились  пол-
номочия  министерств.  Непосредственно
главной  обязанностью  МВД  было  признано
попечение  о  промышленности  и  земледе-
лии.  На  вновь  учреждаемое  Министерство
Полиции возлагалось государственное бла-
гоустройство  и  медицинская  часть.  Рефор-
мы 1810-1811 гг. позволили создать твердую
внутреннюю организацию министерств.
В  составе  некоторых  министерств
были  изданы  особые  учреждения,  в  том
числе  и  в  составе  Министерства  Полиции.
Таким  образом,  оно  состояло  из  трех  де-
партаментов,  медицинского  совета  и  осо-
бой  канцелярии  министра.  Первый  депар-
тамент  -  полиции  хозяйственной  ведал  в
отделениях продовольственными делами и
приказами общественного призрения. Вто-
рой  -  полиции  исполнительной,  отделения
которого  ведали  личным  полицейским  со-
ставом,  рассматривало  губернские  отче-
ты, а также ведали судными и уголовными
делами  по  предметам  полиции,  делами  по
отправлению  земских  повинностей.  И  со-
ответственно  отделения  третьего  департа-
мента - медицинского вели дела по устрой-
ству  медицинского  управления  и  общими
мерами  для  охраны  народного  здоровья,
заготовление врачебных средств.
Министром  Полиции  был  назначен
генерал-лейтенант генерал-адъютант Алек-
сандр  Дмитриевич  Балашов,  который  со-
хранил звание Министра Полиции до само-
го закрытия этого Министерства (4 ноября
1819  г.),  но  фактически  управлял  этим  ве-
домством лишь с 25 июля 1810 г. по 28 мар-
та 1812 г. Затем управление Министерством
было  поручено  Генералу  от  Инфантерии
Главнокомандующему  в  Санкт-Петербурге
и  Санкт-Петербургскому  Военному  Губер-
натору  Графу  Сергею  Козьмичу  Вязмити-
нову. После его смерти А.Д.Балашов снова
вступил в отправление обязанностей Мини-
стра  Полиции,  но  через  19  дней  этот  пост
был упразднен.
Министерство внутренних дел особого
учреждения не получило, но было реоргани-
зовано  на  основании  Общего  Учреждения
Министерств.
В ноябре 1819 г. управляющим Мини-
стерством внутренних дел был вновь назна-
чен граф В.П. Кочубей. Министерство Поли-
ции было присоединено к МВД, а из состава
последнего  выделялись  два  Департамента:
Торговли и Мануфактур.
 Министерства Внутренних Дел после
этого  получило  следующий  состав:  1)  Кан-
целярия  Министерства  и  присоединенная  к
ней  общая  Канцелярия  Министра  Полиции;
2) Департамент Государственного Хозяйства
и  публичных  зданий;  при  нем  Строитель-
ный  комитет  и  Чертежная;  3)  Департамент
Полиции  Хозяйственной  (Хозяйственный
Департамент);  4)  Департамент  Полиции
Исполнительной; 5) Департамент Медицин-
ский;  6)  Медицинский  Совет;  7)  Особенная
Канцелярия Министра; 8) Цензурный Коми-
тет; 9) Совет Министра.
Министерство и после 1819 г. неодно-
кратно  подвергалось  частичным  преобра-
зованиям, тем не менее круг его ведения с
тех  пор  изменился  незначительно.  Поэтому
1819  г.  является  знаменательной  гранью  в
истории  Министерства  внутренних  дел:  им
завершается  период,  когда  вырабатыва-
лись  приемы  и  организации  министерского
управления.
Что  же  касается  основных  функций,
выполняемых  министерством  в  рассматри-
ваемый  период,  то,  как  уже  отмечалось  в
начале  статьи,  они  носили  разносторонний
характер.
Краткий  обзор  деятельности  МВД  за
первые  годы  его  существования  позволяет
сделать  важные  заключения.  Все  отрасли
управления, которые подчинялись Министер-
ству Внутренних Дел, находились в запущен-
ном  состоянии,  поэтому  реформа  1802  г.
была своевременной. Речь идет о таких от-
раслях права, как продовольствие, сельско-
хозяйственная  промышленность,  медицина,
строительство,  военное  дело,  дела  сослов-
ные, устройство городского хозяйства.
В  первые  годы  существования  Мини-
стерства было много обстоятельств, которые
затрудняли его деятельность. Значительную
долю внимания Министерства занимали за-
боты об организации центральных установ-
лений  и  о  выработке  новых  приемов  адми-
нистрации.  Местным  административным
органам оказалось не под силу выполнение
задуманных  министерством  улучшений  в
разных  отраслях  народной  и  обществен-
ной  жизни.  Кроме  этих  задач,  они  и  преж-
ние свои обязанности выполняли не вполне
удовлетворительно.
Были  и  преобразовательные  попыт-
ки в устройстве земской полиции. В 1806 г.
были  сделаны  первые  попытки  соединения
земской и городской полиции.
Благодаря  реформе  1802  г.,  прави-
тельство  предоставляло  средства  для  до-
стижения  целей  деятельности  министер-
ства,  какие  только  были  в  распоряжении
правительства  и  самого  государства.  Дея-
тельность Министерства преследовала раз-
нообразные  и  глубоко  жизненные  задачи,
затрагивающие интересы всех сословий.
Тем  не  менее,  служение  задачам  го-
сударства ставило МВД лицом к лицу с си-
лами, которые управляют жизнью народов и
развиваются по своим законам. Правитель-
ство только в определенной мере может со-
действовать этому развитию.
Недостатки в различных частях обще-
ственной жизни обуславливались в первую
очередь  бедностью  и  малой  культурой  на-
рода,  с  чем  и  приходилось  считаться  Ми-
нистерству  Внутренних  дел,  а  потому  оно
было  не  в  силах  ликвидировать  все  заме-
ченные  им  нестроения.  Постановка  новых
задач для правительственной деятельности
составляла немалую заслугу нового учреж-
дения, которое с неуклонной энергией изы-
скивало способы для улучшения вверенных
ему частей и делало все то, что было в его
средствах.
Круг  полномочий  Министерства  Вну-
тренних  Дел  был  немного  сужен  в  связи  с
выделением  из  его  состава  Министерства
Полиции.  Таким  образом,  дела  министер-
ства ограничивались заботами о торговле и
промыслах, строительной частью, почтовою
и делами о крестьянах.
Несмотря  на  тяжелые  последствия
в  различных  направлениях  деятельности,
принесенные  Войной  1812  г.,  проводилась
тщательная восстановительная работа, под-
крепляемая  политикой  Козодавлева  О.П.  и
поддержкой  правительства.  Развивались  и
различные виды сельскохозяйственной про-
мышленности.
В тесной связи с ростом промышлен-
ности  и  среднего  сословия  находилась  и
торговля,  которая  с  1810  г.  была  поручена
Министерству  внутренних  дел.  А  в  1819  г.
торгово-промышленная часть перешла в ве-
дение Министерства финансов.
Из-за  недостаточного  финансирова-
ния  строительная  деятельность  министер-
ства была весьма стеснена. В Москве учреж-
далась специальная комиссия для строений,
в  распоряжении  которой  велено  отпускать
из  Государственного  Казначейства,  в  тече-
ние 5 лет по миллиону рублей.
Необходимо также отметить, что, бла-
годаря ближайшему руководству Министер-
ства  Внутренних  Дел,  совершалось  посте-
пенное уничтожение крепостного состояния
в отдельных частях государства.
Органом  Министерства  при  министре
О.П.  Козодавлеве  служила  газета  «Север-
ная почта», выходившая под непосредствен-
ною редакцией Министра. После же смерти
министра его редакция прекратилась.
В  свою  очередь,  Министерство  Поли-
ции  унаследовало  такие  части  управления,
которые  вызывали  наибольшие  затрудне-
ния:  продовольственное  дело,  губернские
учреждения, городское и земское хозяйство,
врачебную часть, общественное презрение и
заботы по содействию военному ведомству.
В  своем  развитии  полиция  и  губерн-
ское  управление  Министерство  Полиции
шло  по  стопам  Министерства  внутренних
дел. Изданием Положения 1803 г. постепен-
но  реформировались  штаты  городской  по-
лиции. Менее внимания обращалось на зем-
скую полицию.
Медицинские  средства,  находившие-
ся  в  распоряжении  Министерства  Полиции,
были  весьма  недостаточны,  но  Министер-
ство с энергией продолжало работу против
заразных болезней.
Деятельность  Министерства  Полиции
в своих направлениях тормозилась не толь-
ко  по  причинам,  лежавшим  в  культурном  и
экономическом состоянии страны, но и тем,
что содействовало военному ведомству, ко-
торое выражалось в потребности постоянно-
го напряжения и отодвигало на второй план
все остальные работы Министерства.
Роль Министерства Полиции в борьбе
за спасение Отечества заслужило Высочай-
шую  благодарность.  В  целом  можно  отме-
тить,  что  текущая  деятельность  Министер-
ства  Полиции  отмечена  печатью  энергии  и
распорядительности. Менее успешно достиг-
нуты министерством дела в переустройстве
вверенных ему частей управления. Замедля-
ли успех в этой области те же причины, что и
деятельность Министерства Внутренних Дел
в целом в первые годы его существования.
В  то  же  время  оно  прилагало  все  усилия  в
борьбе за конкретные результаты, собирало
материал, который мог бы выяснить способы
коренной их реорганизации и подготовить ее
осуществление.

Библиографический список:
1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1968. 418 с.
2. Ключевский В.О. Император Александр I. М., 1998. С.49.
3. Михеева И.В. Российские министерства в XIX в. // Журнал российского права. 2000. №4. С.155-162.
4. Оглоблина О.Г. Историческое своеобразие эпохи Александра I (1801-1825 гг.) и его реформ // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2001.
№1. С.30-34.
5. Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 2001. С.213-231.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т.1. XXVII. №20406; Указ от 3 апреля - ПСЗ. Собр. 1. Т. XXX. №23559; Указ от 6 августа №23771; №24064.
7. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М., 2003. С.190-203.









 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 1075 | Теги: Манифест, полиция, реформы, государственный порядок, функции, канцелярия министра, Российская империя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь