Воскресенье, 31.05.2020, 18:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

История образования: периодизация и тенденции развития

А.П. Шарухин, доктор педагогических наук, профессор, Т.Г. Шарухина, доктор педагогических наук, профессор

История образования: периодизация и тенденции развития

Статья посвящена рассмотрению вопроса, связанного с периодизацией развития образования. Обосновываются критерии периодизации, раскрываются характерные черты развития образования на выделенных периодах и этапах. Определяются общемировые тенденции развития образования.

Ключевые слова: критерии развития образования, периоды и этапы развития образования, тенденции развития образования.

 
Актуальность рассмотрения данного вопроса определяется его значимостью:

- во-первых, для педагогической теории, которая в условиях кардинальных изменений, происходящих в последние десятилетия в мировом сообществе и российской государственности, требует осмысления и переосмысления многих исторических событий с позиций сегодняшнего дня, понимания современного состояния образования и перспективных направлений его развития с учётом достоинств и недостатков прошлого, постоянного обогащения новым историко-педагогическим знанием;

- во-вторых, для практической педагогической деятельности, которая, используя новые выводы педагогической науки, формирует педагогическое мировоззрение следующих поколений учителей и преподавателей образовательных организаций, корректирует вчерашнее понимание историко-пе- дагогического процесса, расширяет педагогический кругозор и тем самым способствует интеллектуально-творческому развитию педагогического сообщества страны.

Не случайно В.О. Ключевский отмечал, что история - это компас во времени [5], Н.М. Карамзин утверждал, что история есть священная книга народов, зеркало их бытия; история не учит, у неё - учатся [4], а В. Дильтей тонко подметил, что понять сущность человека можно только из истории [1].

Важно отметить, что по истории педагогики, образования и школы подготовлен не один основательный учебник [2; 3; 6; 7; 8], однако многие истори- ко-педагогические вопросы еще ждут своего ответа. И одним из таких вопросов, заслуживающим особого внимания с точки зрения педагогической науки, выступает периодизация развития образования. Что необходимо сделать для поиска ответа на данный вопрос? В первую очередь найти ключевые признаки, которые выступят критериями и помогут выделить периоды, этапы и стадии историко-педагогического процесса.

Следует отметить, что современной науке не требуется приведения доводов по поводу того, что подход к определению критериев должен быть обоснован в «системе координат» и с помощью инструментария той науки, с позиции которой решается теоретическая задача. Например, вряд ли кто-то будет оспаривать положение, что развитие образования детерминировано потребностями общества, государства, церкви и личности. Однако, данное положение относится в большей степени к социально-философской проблематике, чем собственно к педагогической. Поэтому и «искать» критерии необходимо в самой педагогике. В связи с этим самым общим основанием для выделения критериев развития образования могут служить идеи о развитии педагогики как науки и её влиянии на изменение образования. То есть, несмотря на то, что на всех этапах своего развития образование (а на ранних этапах развития общества - воспитание) было подчинено потребностям жизнедеятельности и развития общины, этноса, семьи, классов и сословий, всего общества, государства, ключевым педагогическим признаком (критерием) периодизации образования может и должен выступить научный подход: либо образование развивается стихийно, без опоры на педагогическую науку (например, в связи с её отсутствием) и не носит научного характера, либо оно развивается на научной основе и принимает научный характер.

Это положение подтверждается следующим фактом: люди, по мере своего развития, выполняют разные роли: ребенка; члена общины, этноса, общества, семьи; родителя; гражданина и др. Поэтому и образовательная практика зародилась сначала как примитивная практика формирования (воспитания) у юных членов общины необходимых умений поведения для успешного выполнения своих ролей. Её основные способы носили хаотично-примитивный характер. Но, по мере развития педагогической науки совершенствовалась и образовательная практика, которая стала опираться на понимание структурно- компонентного и функционального состава учебно-познавательной и педагогической деятельности, а также связи целей, методов и форм организации образовательного процесса, необходимости его выделения из других видов общественной практики, специально организованного управления и т.д.

Для выделения другого признака (критерия) следует отметить, что в разные времена наибольшую роль в организации образования (воспитания) играл какой-то из этих субъектов, выступающих компонентом образовательной системы: община (этнос), семья, церковь, государство (которое всегда стоит на защите интересов прежде всего господствующего класса), личность. Эти субъекты определяли цели образования (воспитания) и способы их достижения. Характер определения целей и способов их достижения в институциональном и методическом плане может использоваться как признак для периодизации и определения тенденции развития педагогики.

Исходя из этих признаков (критериев), в истории развития образования можно выделить два больших периода: донаучный и научный.

1. Донаучный период продлился с момента появления сначала общины и затем семьи - до второй половины XVII в. (начала становления педагогики как науки, хотя влияние её на образовательную практику не было непосредственным и прямо пропорциональным развитию педагогики).

2. Научный период начался с последней четверти XVII в. и продолжается до сих пор.

Каждый из периодов включает в себя несколько этапов.

В донаучном периоде четко прослеживаются два этапа.

1. Этап общинно-семейной воспитательной практики (40 000 лет до н.э. - 8-7,5 тыс. лет до н.э.).

2. Этап зарождения школьно-университетской образовательной практики (8-7,5 тыс. лет до н.э. - середина XVII в.).

В научном периоде также можно выделить два этапа.

1. Знание-ориентированного образования (или рациоцентрический этап - со второй половины XVII в. до начала ХХ в.).

2. Переходный к личностно-ориентированному образованию (антропоцентрическому этапу - с начала ХХ в. по настоящее время).

Кроме деления на этапы, каждый из периодов имел и другие особенности.

В частности, в донаучный период (за исключением эпохи Ренессанса):

- существовала безграничная вера в высшие силы как главная жизненная ценность;

- цель воспитательного процесса заключалась: а) на первом этапе - в подготовке детей к выживанию в суровых природных условиях и поклонению высшим природным силам; б) на втором этапе - в формировании религиозной установки, касающейся понимания своей миссии на Земле, которая заключается в безусловном исполнении догматов, устанавливаемых церковью, без их вдумчивого осмысления; при этом конкретная цель развития ребёнка как субъекта деятельности, личности и индивидуальности отсутствовала;

- школа не умела правильно учить; в то время отсутствовала строгая содержательно-временная структура обучения: ученик учился сколько мог и сколько хотел;

- учитель не выступал организатором поиска и осмысления истины; он был ретранслятором божественных истин, изложенных в священных книгах, и деспотическим субъектом, навязывавшем точку зрения обучающемуся;

- отец и учитель обладали абсолютной властью;

- в отношении к ребёнку исходили: а) до эпохи европейского Средневековья - из божественной чистоты и одарённости человека, его стремления к добру; б) в эпоху Средневековья - из восприятия ребёнка как греховного существа, а детства - как стадии зла, которая должна пройти как можно быстрее; в) в эпоху Возрождения - из идеи, что ребёнок является образцом высочайшего совершенства; но в любом случае человек - это подобие божие;

- в отношении к образованию исходили из мысли, что оно есть помощь ребёнку в раскрытии в себе образа божьего, т.к. каждый должен выполнять то, к чему предназначен богом: жить в том месте и оставаться в том сословии, где и в котором рождён, осваивать то, чему тебя учат, фактически без права «профессиональной переподготовки».

Говоря о этапах донаучного периода, следует отметить, что к характерным чертам общинно-семейного этапа относятся следующие:

1) он делится на две стадии: стадию собственно общинного и стадию семейно-общинного воспитания;

2) собственно общинное воспитание носит примитивно-первобытный характер: подготовка к борьбе за выживание осуществлялась в повседневной жизни посредством подражания, а мир воспринимался как нечто целое, живое, наделенное сознанием;

3) с разделением труда и появлением имущественного неравенства община разделилась на сословия (жрецы, правители, воины, простые люди), что привело к преобразованию примитивного общинно-первобытного воспитания в общинно-сословное, для которого было характерно:

3.1) появление специально назначенных для воспитания лиц;

3.2) осуществление передачи опыта посредством организации совместных игр;

3.3) создание «домов молодёжи», в которых появляются примитивные формы занятий (в последующем они разделились на дома для состоятельных и дома для рядовых членов общины);

3.4) разделение в подготовке девочек и мальчиков (с мальчиками занимаются жрецы);

4) дальнейшая сословная дифференциация привела к появлению семейно-общинного воспитания, для которого характерны:

4.1) изменение целей воспитания (цель состояла в передаче детям опыта выполнения социальных ролей, исходя из их социального положения) и фактическая дифференциация воспитания детей в семьях различного социального уровня;

4.2) сочетание в воспитании упрощенных способов убеждения (объяснение, пример родителей) с жестокими физическими наказаниями вплоть до убийства (например, в Иране, если ребёнок, достигший 7 лет, трижды не выполнял требования старших, его убивали как не способного к развитию);

4.3) безусловный авторитет отца, который пользовался неограниченной властью;

4.4) раннее привлечение детей к трудовым обязанностям (у низших социальных слоев с 4-5 лет);

4.5) использование рабов в качестве педагогов в более обеспеченных семьях.

К характерным чертам этапа зарождения школьно-университетской образовательной практики относятся следующие.

На начальной стадии:

- с появлением письменности появляются первые школы: «школы писцов», «школы табличек» и др.;

- устанавливается порядок решения образовательных задач: в первую очередь у ребёнка формируется способность к послушанию; затем ребёнок обучается магическим формулам, письму, осмысленному запоминанию священных текстов, игре на музыкальных инструментах;

- закрепляются основные способы обучения грамотности: письменное копирование священного текста и его заучивание; решение конкретных практических математических задач.

Необходимо отметить, что обучение могло продолжаться до 25-30 лет и носило индивидуальный характер. При этом строго соблюдалось правило «родственности» в отношениях между учителем и учеником (учитель для ученика - больше, чем отец).

В эпоху Античности:

- происходит становление спартанской и афинской школы;

- в афинской школе проявляются: стремление к разностороннему умственному и физическому развитию личности, максимальной самореализации, демократичность педагогических отношений, использование рабов для достижения педагогических целей;

- в спартанской школе формируются педагогические технологии подготовки несгибаемо-волевого, закаленного физически, целеустремленного, мастерски владеющего средствами вооруженной борьбы воина, «не отягощённого» при этом разносторонними знаниями.

В средние века:

1) с возникновением новой социальной системы, в которой основными классами были духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане ,возникла необходимость поддержания сословной морали и умений, что и выступало в качестве целей образования:

1.1) низшие слои (крестьянство и городские ремесленники) должны быть трудолюбивыми, уметь хорошо выполнять сельскохозяйственные работы и знать своё ремесло;

1.2) рыцарское дворянство должно хорошо владеть военным искусством, отличаться храбростью, быть преданным королю, иметь навыки игры в шахматы, уметь предаваться развлечениям (в том числе, писать стихи, петь и исполнять музыкальные произведения);

1.3) духовенство должно быть преданным Папе Римскому и соблюдать благочестие;

2) наблюдается полное засилье церкви (основной идеолог того времени - Ф. Аквинский);

3) в 13 веке появляются сначала университеты (первый в Париже - Сорбонна - 1200 год), в последующем открываются городские и церковные школы; в университетах изучались - богословие (главный предмет), грамматика, литература, схоластическая логика, медицинское дело, право, философия, арифметика, астрономия, музыка;

4) студент (ученик) учится сколько хочет и может; но абсолютное большинство населения остается безграмотным (в том числе безграмотными были и многие короли);

5) сложилась дуалистическая цель воспитания: цель церковного воспитания - формирование убеждения о необходимости спасения души; цель светского воспитания - освоение земного знания и мудрости, основой которых выступали заповеди античности (благоразумие, осторожность и осмотрительность, мужество, справедливость и воздержанность), а главным языком преподавания и науки становится латынь.

Если говорить в целом о том времени, то господствовали языческая (варварская), античная и христианская традиции воспитания.

В эпоху Возрождения:

человек провозглашается главной ценностью, а идея гуманизма - основной идеей;

цель образования видится через раскрытие в человеке всего лучшего (речь начинает идти о формировании идеала духовно и физически развитой личности), однако, это касается в основном господ- стующих классов;

в привилегированных классах поощряются занятия науками и совместное обучение девочек и мальчиков; устанавливаются основные учебные предметы: чтение, письмо, математика, история, география, естествознание; медицина, физкультура [];

при организации образовательного процесса осуществляется опора на принципы: природосоо- бразности в воспитании, демократизации системы 1 обучения (предоставление возможности высказывать свою точку зрения), обогащения содержания обучения разнообразными светскими науками, индивидуальный подход и др.;

формируется широкое движение за всеобщее обучение детей на родном языке, разрабатываются учебники для детей, расширяются количество и типы школ.

В эпоху Реформации:

провозглашается принцип индивидуальности человека, несущего личную ответственность перед Богом;

формулируется смысл преобразований в школьном деле: достижение рациональности в подборе содержания обучения и направленности воспитания, которая свяжет школу и университет;

процесс обучения делится по годам и классам;

основное внимание уделяется знанию латинского языка, а также грамматике, римской поэтике и прозе; пению, но Закон Божий остается обязательным предметом.

Однако, несмотря на прогрессивные тенденции, в этот временной период господствуют вербальность обучения и зазубривание, суровость и палочная дисциплина.

Какие тенденции развития образовательной практики четко прослеживаются в донаучный период?

Образовательная практика:

а) зародилась в виде примитивных форм воспитания на основе сложившихся предпосылок (потребность передачи опыта охоты, собирательства, поддержания огня и т.д.; сформировались примитивные способы общения) и в дальнейшем определялась общественными потребностями, исходя из условий жизнедеятельности первобытного, рабовладельческого, феодального обществ;

б) развивалась неравномерно как по регионам, так и по странам (наибольшего развития достигли, судя по последним археологическим находкам: первоначально: Центральная Россия, Южный Урал; страны Востока - Индия, Персия, Китай; народы Южной и Центральной Америки - инки, майя, ацтеки; в последующем: страны Средиземноморья - Месопотамия (Шумеры), Египет, Иудея, Древние Греция, Рим, Спарта, Византия; потом страны Западной Европы - Франция, Германия, Испания, Англия и др.);

в) стала носить с появлением религий ярко выраженный религиозный характер (иудаизм, конфуцианство, буддизм, христианство, мусульманство) и осуществляться в рамках теоцентрической парадигмы;

г) приобрела классовый характер с разделением общества на классы: господствующий класс стал получать максимально возможное образование с направленностью на разностороннее развитие личности, а эксплуатируемый класс - минимально необходимое для выполнения функций рабочей силы;

д) все более усложнялась, приобретая разные институциональные формы (общественно-родовая; семейная; церковная, общественно-городская и др.), уровни (школы начальной и повышенной ступени, университеты), направления (богословское, юридическое, медицинское и др.), технологии (индивидуальная, групповая, смешанная и разделенная по ген- дерному признаку подготовка);

е) дала миру ряд ориентиров (в виде формирования основ личностно-направленной парадигмы и шедевров мировой культуры: римское право, олимпийские игры, физическое и морально-психологическое воспитание спартанцев, сократовские беседы, картины художников эпохи Возрождения и др.), а также создала предпосылки для последующего развития (появилась письменность);

ж) включала жестокие формы наказания в процессе воспитания: избиение, продажа в рабство, убийство.

Для научного периода характерны следующие тенденции развития образовательной практики. Образовательная практика:

а) определялась общественными потребностями сначала капиталистического, затем социалистического обществ;

б) сопровождалась сменой парадигм (от ориентированной на ВЕРУ - теоцентрической, - к ориентированной на ЗНАНИЕ - рациоцентрической - и затем к ориентированной на ЛИЧНОСТЬ - антропоцентрической);

в) разделилась на «школу учебы» (вооружить как можно большим количеством знаний) и «школу труда» (научить самостоятельно «добывать» и применять знания);

г) развивалась неравномерно как по регионам, так и по странам (наибольшего развития до 20 века достигли страны Западной Европы, в 20 веке - СССР);

д) стала развиваться более быстрыми, чем в предыдущий период, темпами по содержанию, технологиям, институциональным формам, уровням, направлениям;

е) с отделением государства от церкви приобрела светский характер и стала больше опираться на научную основу;

ж) в социалистическом обществе (СССР) стала полностью государственной; общедоступной (была ликвидирована неграмотность 80% населения), обязательной, светской, бесплатной и была признана ЮНЕСКО лучшей в мире; однако, в 90-е гг. 20 века уровень развития образования в России значительно снизился (до сих пор система образования преодолевает кризис).

Давая общую характеристику научного периода (последняя четверть 17 в. - по настоящее время), необходимо сказать, что:

вследствие роста капитализма и потребности в быстрой и массовой подготовке рабочих, а также научной проработке эффективной технологии обучения (Я.-А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Гербарт, Дьюи и др.) начинает активно развиваться педагогика как наука и ее влияние на образовательную практику;

период делится на два этапа: с последней четверти 17 века до начала 20 века продолжался знани- ево-ориентированный (рациоцентрический) этап в развитии образования, с начала 20 века по настоящее время осуществляется переход к личностно-ориен- тированному (антропоцентрическому) этапу развития образования;

появляется большое количество школ, университетов и учебно-методических материалов;

происходит укрупнение образовательных центров, создание образовательных кампусов;

образование носит классовый характер;

педагогов готовят в специализированных учебных заведениях.

Каковы характерные черты знаниево-ориентированного (рациоцентрического) этапа? Данный этап:
делится на: стадию зарождения (вторая половина 17 в. - школа Я.-А. Коменского); стадию расцвета (18 - первая половина 19 вв. - школы и университеты эпохи Просвещения); стадия кризиса (вторая половина 19 - начало 20 вв.);

главенствует мысль о верховенстве разума (во всех моментах человеческой деятельности), который, как казалось, обязательно ве-дет к процветанию и прогрессивному развитию;

обосновываются качества образованного человека: просвещенность, разумность, деловитость и практичность;

господствует утверждение, что в основе знания лежит истина; она имеет самостоятельное бытие; человек должен дойти до истины - в этом смысл образования;

сложилась отраслевая организация образования, обучение осуществляется по предметам, аналогичным отраслям знания;

декларируется ути-литарность образования — нацеленность на пользу дальнейшего развития науки или производства;

вводится классно-урочная система;

монолог выступает основным способом просветительства ученика;

во главу угла ставится освоение логических операций, как основного средства постижения истины;

организация эффективной учебной деятельности ученика предполагает систематизацию знаний, выстраивание их в определенном порядке, деление на «порции», темы, занятия;

основу взаимоотношений учителя и ученика составляет авторитаризм, как неизбежная черта построения учебного процесса, в котором главная роль отводится учителю как носителю знания; учитель диктует ученику, что и как делать, не всегда считаясь с его желаниями и способностями;

для проверки подготовленности ученика применяется сложная система аттестации посредством контрольных работ, собеседований, зачетов, экзаменов и т.д.

Отметим характерные черты перехода к лично стно-ориентир ов анному (антр опоцентрическому) этапу:

цель образования определяется как формирование человеческого в человеке, разностороннее его развитие (нравственное, умственное, физическое), взращивание индивидуальности, сочетаемой с умением работать в команде;

обучающийся выступает как активный субъект образовательного процесса, понимающий его важность, проявляющий ответственность и инициативу, стремящийся к творческому саморазвитию; а педагог - это наставник, старший товарищ, консультант, модератор, организатор;

отношения между педагогом и обучающимся строятся на основе взаимоуважения, демократизма, сотворчества;

содержание образования характеризуется фундаментальностью, целостностью, системностью, тесно связано с жизнью;
педагогические технологии отличаются разнообразием, однако, жестко подчинены поставленной цели;

занятия проводятся в диалоговом режиме;

учебный процесс тщательно продуман, четко организован, насыщен нравственно-патриотическим содержанием; ориентирован прежде всего на воспитание и развитие индивидуальности.

Список литературы

1. Дильтей, В. Собрание сочинений в 6 т. / под ред. А.Н. Михайлова и В.С. Плотникова. - Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе; пер. с нем. / под ред. В.А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2014. - С. 10-413.
2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 676 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 512 с.
4. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / подготовили Ю.М. Лотман, Н.А. Марченко, Б.А. Успенский. - Л.: Наука, 1984. - 717 с.
5. Ключевский, В. О. Курс русской истории. [Лекции 1-20]. - М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1908. - 464 с.
6. Корнетов, Г. Б. Всеобщая история педагогики. - М.: ИТПИМИО, 1994. - 573 с.
7. Кулганов, В. А., Николаева, Е. И., Юнацкевич, П. И. История педагогики и образования : учебник для вузов. - СПб.: ООО «Издательство «Питер», 2016. - 256 с.
8. Титов, В. А. История педагогики : конспект лекций. - М.: А-Приор, 2003 [Электронный ресурс] // Сайт «Библиоклуб». - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=56320 (дата обращения: 01.03.2018).

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.05.2020)
Просмотров: 18 | Теги: История образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь