Воскресенье, 19.08.2018, 06:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » История. Философия

ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ — РЕВОЛЮЦИОНЕР ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ПЛЕХАНОВ

Г.П.Журавлева, доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Экономическая теория» Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, профессор кафедры экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета, Москва, Россия

ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ — РЕВОЛЮЦИОНЕР ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ПЛЕХАНОВ

Работа посвящена великому отечественному философу Георгию Валентиновичу Плеханову, который не только внес неоценимо значимый вклад в научном плане, но и повлиял своими взглядами на исторический ход развития страны. Развернуто представлены жизненные этапы Георгия Валентиновича, что позволяет окунуться в атмосферу и ситуацию тех времен, повлиявшие на формирование личности, опыта и образа мышления ученого. Кроме того, показана эволюция его научных взглядов в симбиозе с историческими фактами.

Ключевые слова: Плеханов, марксизм.

 

Г. В. Плеханов — это история. Но прикосновение к истории в целом и к истории мысли в частности чрезвычайно полезно для современников. В. О. Ключевский писал, что историю нужно знать не потому, что она прошла, а потому, что, уходя, она не смогла убрать свои последствия. Какие же уроки мы можем извлечь из творческого наследия Плеханова? Ответ на этот вопрос может дать анализ жизненного пути — пути становления и формирования Плеханова как выдающегося русского мыслителя.

Плеханов — это универсальный культурный код, которым мы, к сожалению, недостаточно владеем. Почему универсальный? Потому что его творческое наследие характеризуется новаторскими идеями, которые остаются во многом актуальными и по сей день, — в экономике, политике, социологии, философии, истории, религии, культуре, литературе, эстетике и т. д.

Много научных трудов посвящено анализу творчества Плеханова, но его частная жизнь освещена слабо. А это имеет немаловажное значение для понимания того, почему одни ненавидели, а другие любили Плеханова за одни и те же его идеи, высказывания, работы и поступки.

Георгий Валентинович утверждал, что жизненный путь человека, его деятельность определяются главными целями и врожденными, а также приобретенными качествами. Главной задачей и целью Плеханова, судя по его творчеству, было успешное развитие России во благо народа, а первейшим средством достижения этой цели — свержение самодержавия.

Семья оказала огромное влияние на формирование личности Георгия Валентиновича. Именно по причине сложности и противоречивости характера он часто проявлял резкость в полемике. Признавая это, Плеханов все же всегда относился с уважением к противнику, не выходил за литературные рамки, не опускался до вульгарной брани, высмеивая не человека, а его точку зрения. Именно поэтому он надеялся, что ему простят его резкую критику.

Жизненный путь и путь становления и развития Плеханова как выдающегося русского мыслителя своего времени характеризуются сложностью и многообразием идей, высказываний, наличием противоречий, порой ошибок, но также утверждением общечеловеческих гуманных ценностей в развитии общества. Чтобы показать всю сложность пути Плеханова как мыслителя, целесообразно выделить три этапа:
I — с 1873 по 1883 г.
II — с 1883 по 1903 г.
III — с 1903 по 1918 г.

Первый этап характеризуется разрывом с дворянской средой; отказом от военной карьеры; поступлением осенью 1974 г. в Петербургский горный институт, где происходит знакомство с народниками и начало пути активной революционной борьбы. Как участник революционно-народнического движения Плеханов «ходил в народ», участвовал в демонстрациях, стачках. На «казанской» демонстрации (6 декабря 1876 г.) — первой легальной демонстрации народников, собравшейся под предлогом участия в молебне святителю Николаю-чудотворцу в день именин внука Александра II (будущего императора Николая II) — Плеханов выступил с обличительной речью против царского самодержавия и в защиту Николая Чернышевского, находившегося в это время в сибирской ссылке. Речь была настолько пламенной, что Плеханова стали звать оратором, а полиция объявила о его срочной поимке и аресте. С этого дня Георгий Валентинович становится профессиональным революционером, переходит на нелегальное положение, вынужден эмигрировать дважды: в 1877 г. — в Берлин, затем в Париж, в 1880-м — в Женеву.

Народничество в России, по словам В. И. Ленина, — это «целое миросозерцание», «громадная полоса общественной мысли», это «идеология и движение разночинной интеллигенции». Основные идеи народничества — некапиталистический путь развития; переход к социализму через сохранение, использование и преобразование коллективистских начал сельской общины; движущей силой общественного развития объявлялось крестьянство: крестьяне рассматривались как «прирожденные социалисты».

Среди народников не было единства. В конце 1860—70-х гг. П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский считали прогрессивной, движущей силой исторического процесса «критически мыслящие личности, интеллигенцию как носителей просвещения, нравственного сознания, идеалов справедливого социального общежития». В то время П. Л. Лавров считал необходимым для организации восстания длительную пропаганду среди народных масс, обширную теоретическую и нравственную подготовку революционеров. Плеханов разделял эти взгляды Лаврова. М. А. Бакунин же призывал молодежь немедленно готовить народное восстание против трех главных врагов: частной собственности, государства и церкви. Так сложилось в противовес Лаврову бунтарское направление.

В 1879 г. организация «Земля и воля» (возникшая в 1862 г. под идейным воздействием и при непосредственном участии А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского) раскололась на две самостоятельные: «Народную волю» (под руководством Желябова, предпочитавшего террористические методы борьбы с самодержавием) и «Черный передел», которую возглавил Плеханов. Он категорически возражал против террора, ибо считал, что убийство царя не уничтожит самодержавие (на место убитого монарха придет другой монарх), но революционное движение от этого серьезно пострадает в результате арестов, ссылок, каторги и даже казней лучших людей — участников террора.

Первое знакомство и увлечение Плеханова марксизмом в этот период завершились переводом на русский язык «Манифеста коммунистической партии» (для чего он самостоятельно выучил в короткий срок немецкий язык в 1882 г.), а в конечном счете отказом от идей народничества.

Второй этап становления и формирования Плеханова как русского мыслителя характеризуется окончательным разрывом с народничеством, полным переходом на принципы марксизма. Плеханов с благоговением относился к Марксу. Полушутя, полусерьезно заявлял, что он больший марксист, чем немецкий мыслитель, что он сто раз подумает, прежде чем не согласится с Марксом. Такой переворот во взглядах Плеханова был вызван сравнительно быстрым развитием капитализма с усилением рабочего движения в России и Европе, личным опытом деятельности среди рабочих, особенно глубоким изучением трудов К. Маркса и Ф. Энгельса. Он становится первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России.

В 1883 г. в Женеве он создает первую российскую марксистскую группу «Освобождение труда» совместно с единомышленниками и друзьями П. Б. Аксельродом, В. И. Засулич, Л. Г. Дейчем и В. Н. Игнатовым. Главной целью этой организации объявляется распространение марксизма в России и убежденная критика идеологии народничества. Важнейшие работы Плеханова того периода — переводы: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Тезисы о Фейербахе», часть книги «Святое семейство» и др.; авторские брошюры и статьи: «Социализм и политическая борьба» [1] (октябрь 1883), «Наши разногласия» [2] (1885), «Сборник социал-демократа» (1888), «Анархия и социализм» (1894), «О материалистическом понимании истории» [3] (1897), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» [4] (под псевдонимом Бель- тов; 1895) и мн. др.

Этими и другими работами Плеханов нанес сильный удар по идеологии народников, приобрел достаточно сильных критиков и врагов среди бывших единомышленников. Он показал, что Россия неудержимо идет по пути капитализма и что задача социал-демократов состоит в том, чтобы использовать порождаемые капитализмом процессы в интересах революции. Он также утверждал, что главной революционной силой в борьбе с самодержавием и капитализмом становится нарождающийся пролетариат (по словам П. Аксельрода, «гегемон освободительного движения»), который призван бороться за создание социалистической рабочей партии.

В этот период значимым для становления марксистского мировоззрения Плеханова являются его работа в конгрессах II Интернационала; встречи с Ф. Энгельсом, совместная работа с В. И. Лениным после 1835 г., организация первой общероссийской газеты «Искра», журнала «Заря», разработка Программы РСДРП и ее публикация (1902), принятие программы и устава на 2-м съезде РСДРП, раскол партии на большевиков и меньшевиков, поддержка Плехановым Ленина и уход со съезда вместе с большевиками.
Совместно с российскими марксистами Плеханов включился в борьбу против либерального народничества, «легального марксизма», «экономизма», отступничества Э. Бернштейна от марксизма, что сохраняет свое значение в борьбе с современным оппортунизмом.
И последний, III этап — наиболее сложный и трагический, насыщенный интересными прогнозами и сомнениями Плеханова, чрезвычайно актуальными для понимания настоящего и будущего современной России.

Вскоре после 2-го съезда РСДРП Плеханов перешел на сторону меньшевизма и стал одним из его лидеров. В его мировоззрении проявилось существенное противоречие. С одной стороны, он как меньшевик выступает против В. И. Ленина, особенно по вопросу стратегии и тактики большевиков, против ленинской концепции «форсированного захвата власти», с другой — в философии Плеханов остается воинствующим материалистом — марксистом, борющимся против буржуазной идеалистической философии.

Во время революции 1905—1907 гг. он стоял за союз с либеральной буржуазией, осуждал курс на вооруженное восстание, говорил, что не нужно было браться за оружие». В годы же с 1908-го по 1912-й, по оценке В. И. Ленина, Плеханов «воспевал подполье» и успешно разоблачал его врагов и противников, выступал как противник ликвидаторства, богоискательства, махизма.

В 1914 г., в период Первой мировой войны, Плеханов яростно отстаивает свою точку зрения о необходимости продолжения войны с Германией «до победного конца» на том основании, что иначе побежденный русский народ станет рабами победителей». Если же Россия заключит мир с Германией, то Германия со временем окрепнет и снова развяжет новую войну с Россией. Этим самым Плеханов предсказал и зарождение фашизма в Германии, и Вторую мировую войну, и Великую Отечественную войну (1941—1945).

Плеханов обладал исключительной работоспособностью. И в России, и за границей он был признан энциклопедически образованным ученым, ярким и глубоким русским философом, руководителем русского социал-демократического движения. Поэтому возвращение Плеханова из 37-летней эмиграции в Россию в 1917 г. после Февральской революции было встречено на Финляндском вокзале Петербурга очень торжественно, с оркестром, приветственными речами, многотысячной толпой. Но в Петроградский совет его не пустили. Известно, что князь Львов предложил Плеханову пост министра труда, но меньшевики проголосовали за Скобелева. Когда же А. Керенский от Временного правительства пригласил Плеханова на должность министра промышленности и торговли, Плеханов предложил ему переговорить с меньшевиками и только махнул рукой. Эсер Б. Савинков предложил Плеханову после свержения большевиков возглавить новое контрреволюционное правительство. Плеханов отказался со словами, что он не будет расстреливать рабочих даже в том случае, если они идут по ложному пути.

В создавшейся ситуации Плеханову остается только работа в меньшевистском органе «Единство», где он печатает свои новые статьи, в которых с настойчивостью выражает несогласие с Лениным и большевиками. Достаточно вспомнить его комментарии к Апрельским тезисам Ленина, опубликованным под названием «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен» (1917).

На протяжении всего этого этапа Плеханов открыто и решительно отстаивает свою позицию о необходимости единства всех сил, которые способствуют приближению социализма, в том числе и буржуазии. Если, по его мнению, Россия уже вступила «на след объективного закона общественного развития», который требует: во- первых, пройти весь путь развития капитализма, и никто по своей воле не может остановить этот процесс, во-вторых, если социализм — более высокая ступень развития общества по сравнению с капитализмом и нуждается в более высоком уровне развития производительных сил, в чем могла бы помочь рабочему классу буржуазия, то логично — с буржуазией надо дружить...

Вот почему Плеханов в статьях призывал поддерживать временное правительство, «не проектировать буржуазию как совершенно отживший общественный класс, способный вредить делу прогресса». Позднее, в 1920-х гг., В. И. Ленин внял этим рекомендациям Плеханова и приглашал «буржуазные элементы» к службе в Красной Армии, созданию плана ГОЭЛРО и т. д.

До Октябрьской революции Плеханов предупреждал, что «скороспелые и преждевременные социалистические эксперименты есть опасный авантюризм, который может дискредитировать саму идею социализма и привести к установлению казарменно-коммунистических порядков, подмене власти народа властью новой бюрократической элиты» и даже к деградации нации. По мнению Плеханова, захват власти большевиками приведет не к диктатуре пролетариата, а к диктатуре большевиков, диктатуре одной партии, диктатуре одной личности, к застою и гибели страны. Этот строй он назвал «политическим уродством», обновленным царским деспотизмом на коммунистической подкладке.

Вот почему он не принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию и смело об этом заявлял. В «Открытом письме петербургским рабочим» он с надеждой быть понятым писал:

«Дорогие товарищи, меня не радуют, а огорчают недавние события в Петрограде. Повторяю еще раз. Они огорчают меня не потому, чтобы я не хотел торжества рабочего класса, а наоборот, потому что я призываю его всеми силами души и вместе с тем вижу, как далеко отодвигают его названные события. Они будут еще несравненно более печальными, если сознательные элементы рабочего класса не выскажутся твердо и решительно против политики захвата власти одним классом, или — еще того хуже — одно партией. Власть должна опираться на коалицию всех живых сил страны».

К сожалению, при жизни Плеханов не увидел единства всех сил страны. Но справедливость его слов о существовании этого единства подтверждается таким фактом. В последний путь Плеханова пришли проводить меньшевики, эсеры, кадеты, монархисты, студенты и рабочие. На одном из венков было написано: «Политическому врагу — великому русскому патриоту — социалисту Плеханову от монархиста В. Пуришкевича».

Обращаясь к творческому наследию Плеханова, важно помнить, что дело не в цитатах (их можно надергать из его работ по многим вопросам), а в устремлениях (во благо России и ее народа), в его методологическом подходе к анализу социально- экономических, политических и других условий общественного развития.

Анализируя труды Плеханова, начинаешь понимать, насколько это актуально для решения современных проблем. Сколько мудрости, например, в предупреждении Плеханова о том, что социалистическая революция временна в аграрной стране и что необходимо подготовить к ней, образовать, создать другой уровень развития производительных сил, для чего нужно пройти путь капиталистического развития. Возникает вопрос: перестройка — это объективно необходимый путь капиталистического развития России, от которого мы (ошибочно или преждевременно?) отказались в начале прошлого века и возвращаемся к нему спустя 70 лет?

Как охарактеризовать «перестройку» — реформирование социализма, переворот (смена власти при сохранении экономической системы), революция (крутой скачок в общественном развитии)? Смена одного способа производства на другой — капитализма на социализм в 1917 г. — или контрреволюция (смена социализма на капитализм)? Вопрос дискутируется.

Конечно, современная Россия не аграрная страна, но ее сырьевая направленность не позволяет поднять производительные силы до уровня, необходимого для чего? Нет, не для социализма, об этом сейчас уже не говорят. Может быть, напрасно? Ведь то, что построено в СССР, — это не социализм, а, по Плеханову, «политическое уродство». Необходимо для будущего, которому еще не дано общепринятое определение; пока лишь говорят о новой модели социально-экономического развития. О необходимости реформирования модели капитализма, и не только в России, но и за рубежом.

Георгий Валентинович Плеханов был и остается в нашей памяти настоящим ученым, глубоко интеллигентным человеком, сильной личностью, достойной уважения.

Список литературы

1. Плеханов, Г. В. Социализм и политическая борьба / Г. В. Плеханов. — М. : Госполитиздат, 1959. — 128 с.
2. Плеханов, Г. В. Наши разногласия / Г. В. Плеханов. — М. : Госполитиздат, 1939. — 356 с.
3. Плеханов, Г. В. О материалистическом понимании истории / Г. В. Плеханов. — М. : Политиздат, 1941. — 40 с.
4. Бельтов, Н. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю: Ответ гг. Михайловскому, Карееву и комп. / Н. Бельтов [псевд.]. — СПб. : Тип. И. Н. Скороходова, 1895. — 288 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 5 (401). Экономические науки. Вып. 57. С. 167—171.

Категория: История. Философия | Добавил: x5443 (02.08.2018)
Просмотров: 16 | Теги: Плеханов, марксизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь